“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Как с помощью простых человеческих умений люди начинают понимать друг друга

19 марта 2024, 16:17  Просмотров: 93

Итак, монтессори-педагогику можно назвать средовой, то есть основанной на природном стремлении ребенка освоить окружающую его среду. И не только освоить. Мария Монтессори искренне считала, что если мы действительно стремимся улучшить условия жизни людей, поднять их уровень культуры, то ребенок поможет нам достигнуть этой цели. 

Самое большое влияние на детей мы можем оказать посредством особой организации окружающей их обстановки: малыши абсорбируют ее, впитывают в себя все, что возможно взять из нее, как бы воплощают ее в себе. 

Показать ребенку, как люди заботятся об окружающей их среде, какие предметы облегчают эту работу, — вот важнейшая цель упражнений ребенка в уходе за окружающей средой. 

Малыш учится протирать пыль, мыть и подметать пол, обращаться с пылесосом, мыть стол, полировать мебель и металлические предметы. Важной частью ухода за домом является его украшение. Ребенку показывают, как составить букет из различных цветов, как сделать декоративный узор на салфетке. Вот некоторые из этих упражнений. 


Как сметают крошки со стола и протирают пыль 


 

Материал 


Корзинка, в которой лежат: тряпочка для протирания пыли, щетка для подметания крошек, совочек, специальная коробочка с «мусором», кусок мела, липкая метка. Рядом с корзинкой висит или лежит фартук. Понадобится еще ведро для мусора, которое обычно приносят и ставят рядом со столом. 

Цели 


Прямая: научиться, во-первых, сметать со стола крошки, во-вторых, протирать пыль. 

Косвенная: развитие самостоятельности, аккуратности, координации движений, концентрации внимания, последовательности движений, а также тренировка кисти руки, подготовка руки к письму. 

Презентация 


Педагог вместе с ребенком приносят на стол корзинку с предметами, необходимыми для уборки стола, и предлагает посмотреть, как сметают со стола крошки и как потом стол протирают. Она открывает коробочку с заранее подготовленным «мусором» и разбрасывает его по столу. 

Если такое действие педагога кажется «искусственным», можно дождаться, пока один из рабочих столов действительно окажется испачканным, и только после этого принести корзинку для презентации материала. 

Необходимо хорошенько осознать, что мы, прежде всего, показываем ребенку ПРЕЗЕНТАЦИЮ МАТЕРИАЛА, а не то или иное упражнение с ним. Мы вводим малыша в мир культурных предметов, произносим их название, показываем наиболее рациональный способ действия с ними. 

Итак, педагог достает из корзинки кусочек мела и обводит замусоренное пространство стола. Затем она приклеивает в центр метку. Из корзинки достается щетка и совок для мусора. 

С помощью щетки мусор подгребают в центр стола к метке, а затем в два-три приема сметают на совок. Мусор или крошки с совка выбрасывают в мусорное ведро. Щетку, совок, мел, метку складывают назад в корзинку. 

Теперь предстоит вытереть стол тряпкой. Педагог достает ее из корзинки, складывает вчетверо и оборачивает пальцы правой руки, придерживая концы большим пальцем. Тряпку предварительно можно смочить водой. 

Крышку стола протирают мелкими круговыми движениями, начиная в верхнем левом углу и, двигаясь слева направо, как будто рисуя длинную спираль. Если впоследствии эти движения ребенок станет повторять с карандашом в руке на бумаге, он будут невольно имитировать настоящее письмо. Так что не стоит пренебрегать этой простой, на первый взгляд, но такой важной для ребенка работой. 

Заканчивая уборку стола, педагог обтирает кант его крышки, ножки и затем показывает малышу пыль, которая осталась на тряпке. Теперь грязную тряпку можно положить в корзинку для грязного белья. Стол полностью убран. Педагог предлагает ребенку привести в порядок соседний стол. 

Если ребенок мал и ему сложно запомнить все действия этой презентации, можно разделить ее на две части. Сначала показать, как сметают мусор со стола, а на другой день — как вытирают пыль. 

Новые слова: пыль, грязь, щетка, тряпка, метелка, мусор, мусорное ведро; сметать, чистить, протирать; пыльный, чистый. 


Как подметают пол 

 

Материал 


Обычно в детских садах по системе Монтессори для подметания пола готовят специальный комплект щеток, метелок и совков на ручках, соразмерных росту маленького ребенка. Ручки делают деревянными, веники травяными, а совок может быть металлическим, пластмассовым или тоже из дерева. Весь этот набор вешают на специальную подставку или на большие крючки, прибитые к стене в определенном месте. 

Для презентации этих предметов необходимо заранее подготовить корзинку с «мусором» и где-нибудь в уголке нарисовать на полу мелом кружок или квадрат. Для работы понадобится еще и настоящая мусорная корзина. 

Цели 


Прямая: научиться самостоятельно подметать пол. 

Косвенная: развитие аккуратности, самостоятельности, последовательности действий, концентрации внимания, координации внимания, тренировка мускулатуры рук. 

Презентация 

 

Педагог предлагает ребенку посмотреть, как подметают пол. Они вместе приходят в уголок, где висят щетки и совки, стоит мусорная корзина, а на полу нарисован небольшой квадрат и разбросан мусор. 

Педагог снимает с крючка метелку или мягкую щетку и сметает мусор в нарисованный на полу квадрат. Затем она берет в одну руку совок, в другую щетку-сметку и сгребает мусор на совок. В три приема она высыпает мусор в мусорную корзину. Затем предлагает ребенку повторить все действия самостоятельно. 

Новые слова: щетка для пола, совок для мусора, щетка-сметка, мести, подметать, мусор, мусорная корзина.

Цитата из книги Е.А. Хилтунен Методические рекомендации для педагогов к Программе "Детский сад по системе Монтессори"  Изд. Национальное образование, Москва 2015 год. 

Фото интернет-источник.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?