“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Можно выйти во двор и показать ребенку звезды и Луну, сказать, что Солнце - это тоже звезда

13 апреля 2023, 12:44  Просмотров: 91

"Планеты Солнечной системы". Изготавливаем материал 


Понимает ли ребенок, что такое Космос? Вернее всего, как и первобытным людям, детям трудно представить себе, что наша Земля - это шар, планета Солнечной системы, и что Космос так огромен, что не имеет начала и конца. Это и взрослым-то бывает трудно представить. 

Слово "Космос", услышанное в речи старших, ребенок просто запоминает и связывает его с небом над головой, самолетами и ракетами, улетающими ввысь. Однажды летним вечером можно выйти во двор и показать ребенку звезды и Луну, сказать, что Солнце, это тоже звезда, но ее видно только днем. А наша Земля, как это не странно, это шар - планета, которая вместе с другими  планетами вращается вокруг Солнца, но почувствовать это трудно - надо просто знать. 

Дома можно вместе с ребенком вылепить шарики-планеты из глины и разложить их на листе бумаги с нарисованными орбитами. Если ребенок захочет знать, как называются планеты Солнечной системы и по каким орбитам они вращаются вокруг Солнца, можно сделать специальный материал "Планеты Солнечной системы" и предложить ребенку поупражняться с ним. 


Описание материала 


Контрольные карты с изображением планет Солнечной системы с подписями планет и нумерацией их орбит. Карточки с изображением планет и отдельно - с их подписями. Рабочие карты, на которые раскладывается материал. 


Зачем в группе Монтессори необходимы дидактические материалы? Как они связаны с идеей прямых и косвенных целей воспитания? 

 

Традиционный ответ – материалы нужны для того, чтобы дети с ними работали и хорошо развивались. Но, оказывается, в монтессори-педагогике это не совсем так. Без специально подготовленной развивающей среды, состоящей из продуманных до мелочей дидактических материалов, наставница не в состоянии организовать свободную работу детей, которая даст ей возможность наблюдать развитие своих воспитанников и эффективно помогать им в жизненных затруднениях. Она не сможет следовать за детьми, а вынуждена будет вести их за собой, как это делает любой детсадовский воспитатель или школьный учитель. Это азбука монтессори-педагогики. 

Устанавливая на полке тот или иной дидактический материал, мы думаем, прежде всего, насколько выполнимы детьми ПРЯМЫЕ и КОСВЕННЫЕ цели работы с этим материалом. Причем, наиважнейшими для нас являются именно косвенные цели. 


Почувствуйте разницу! 

 

Прямая цель в работе с материалом, это цель ребенка, который взял его с полки, поставил на стол или на рабочий коврик и начал самостоятельно упражняться. Выстроить гармоничную Розовую Башню, сложить слово из Подвижного алфавита, прожить арифметическое действие с помощью Золотого материала – вот цели ребенка, которые мы называем ПРЯМЫМИ. В каждом монтессори-материале заложена такая цель. А косвенная? 

 КОСВЕННАЯ цель – это цель, которая достигается детьми незаметно для них самих, но которую могут увидеть глаза педагога, наставницы. Заметить в ребенке движение к косвенной цели является настоящим мастерством монтессори-педагога. Именно, обладая даром видения внутреннего состояния ребенка, Мария Монтессори совершила свои педагогические открытия – феномен врожденной поляризации и концентрации внимания, особенности прохождения детьми сенситивных фаз развития, понимание, что развитие детского мышления происходит через упорядочивание сознания и многие другие. 

Вот почему, создавая тот или иной авторский дидактический материал, стоит, прежде всего, определить, каких косвенных целей достигнет с его помощью ребенок. 

Стоит заметить, что традиционная педагогика фактически не использует возможности косвенного обучения и воспитания. Любой урок или детсадовское занятие преследует, прежде всего, прямые цели: мы учим ребенка тому-то и тому-то и потом контролируем, усвоил ли он то, что мы ему сказали. 


Попробуем в этом свете сформулировать прямые и косвенные цели автодидактического материала «Планеты Солнечной системы»  


Прямая цель. Разложить карточки с изображением планет соответственно их названию и номеру орбиты, начиная отсчет от Солнца. 

 Косвенные цели. Первое изучение астрономии. Пополнение словарного запас. Сравнение и зрительный анализ картинок, изображающих названия планет и слов - их названий. Удовлетворение естественного для возраста 5-6 лет интереса к исследованиям окружающего мира. Развитие зрительной памяти. Концентрация внимания на объектах звездного неба. Упорядочивание сознания. Рука работает вместе с головой. 


В чем смысл презентаций ребенку любых предметов культуры? 

 

Когда ребенок впервые входит в монтессори-класс, глаза у него разбегаются. Он видит на низеньких полках десятки коробочек, баночек и подносов с теми или иными предметами культуры, то есть, материалами сделанными руками человека. Эти материалы могут представлять собою щетки, ведерки, чашки и кувшинчики, которые малыш постоянно видит у себя дома и наблюдает, как с ними обращаются его родные. 

Но в то же время на полках лежат незнакомые ребенку коробки с табличками, цветные кубы, призмы и штанги. Он обращает внимание и на другие коробки, в которых собраны красивые, но загадочные пока карточки со словами или красочными картинками. 

Задача ребенка - освоить всю это специально подготовленную для него среду. Но с чего начать? Какую коробку взять с полки? И как с ней работать? Но вот ребенок берет с полки и переносит на свой коврик или стол тот или иной монтессори-материал. К нему подходит наставница, чтобы показать, как с этим материалом упражняются, и для чего люди создали каждый из предметов, лежащих в коробке или на подносе. Причем, наставница показывает КРАТЧАЙШИЙ путь к достижению прямой цели работы с материалом. Это и есть его презентация. 

Презентация материала дается ребенку один, максимум два раза, и затем дети работают с ним самостоятельно. В зависимости от сложности материала и возраста ребенка презентация может производиться "рука в руке", когда взрослый начинает действовать вместе с малышом и в определенный момент отпускает его руки , чтобы он продолжал действовать с материалом самостоятельно. 

Но часто подобный способ презентации не оправдан. Тогда наставница демонстрирует работу с материалом сама, а ребенок просто повторяет ее действия. Презентация любого дидактического материала, сделанного в духе монтессори-педагогики, отличается от упражнений с этим материалом.
Упражняясь, ребенок может проявлять собственное творчество, и оно лишь поддерживается наставницами, но никогда не запрещается. 


Презентация коробки с материалом "Планеты Солнечной системы" 


Наставница месте с ребенком раскладывают на ковре голубые рабочие карты. Ребенок рассматривает контрольные карточки, на которых изображены планеты Солнечной системы и написаны их названия. Он раскладывает эти карточки по средней полосе голубых рабочих карт, учитывая номер орбиты каждой планеты по отношению к Солнцу. 

Если ребенок аккуратно справился с этой задачей, он может взять стопку карточек с изображением планет и, сравнивая с контрольными, разложить их по верхней полосе рабочих полосок. Точно также следует поступить с карточками-подписями. 

Если ребенок уже читает, как часто бывает к 5-6 годам, он легко справляется с этой работой. А если пока еще не научился читать, расставляет слова-подписи, просто сравнивая их очертания с написанными на контрольных картах. После презентации можно предложить ребенку разложить на ковре весь материал полностью. Получится очень красивая картина. Можно встать и полюбоваться ею. 


Упражнения с материалом "Планеты Солнечной системы" 


Главным упражнением служит попытка узнавать планеты Солнечной системы и располагать их на орбитах в правильном порядке по отношению к Солнцу. Обычно 5-6 летние дети довольно быстро запоминают этот порядок и названия планет. Кстати, работа с этим материалом косвенно стимулирует детей к освоению процесса чтения. 


Наблюдаем ребенка, работающего с материалом "Планеты Солнечной системы" 


Материал «Планеты Солнечной системы» предназначен для самостоятельной работы старших дошкольников во время свободной работы в классе Монтессори или дома, если родители изготовили его для своего ребенка. Материал обычно лежит на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и перенести на рабочий стол или на коврик. 

Обычно самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. Ребенок сразу приступает к делу, разложив перед собой рабочие карты и, освободив от резинок карточки с изображением планет и их названий. 

Можно наблюдать, как он спонтанно ищет наиболее устойчивую позу, для работы. Он либо присаживается на ковер, либо садится на стул, придвинув его к столу. 

В этой связи хотелось бы напомнить, что в классе Монтессори мебель подобрана по росту детей, рабочие коврики одноцветные и имеют длину не меньше 1 метра и ширину не меньше 50 см. 

Работа носит индивидуальный характер, поэтому рабочие коврики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения. 

Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим. 

Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз. 

Мартин Х. 5 сентября 2007 года, 6 лет и 7 месяцев 

Самостоятельно выбрал материал после того, как вечером наблюдал звезды на небе. Взял с полки коробку "Планеты Солнечной системы" и стал рассматривать планеты, вылепленные из глины и выкрашенные краской. Спросил, почему у Сатурна есть кольцо, а у других планет -нем. Затем стал раскладывать материал. 

Пространственное представление его подвело, и он стал выкладывать контрольные карты справа налево. Таким образом оказалось, что около Солнца расположена планета Плутон. 

Взрослые указали ему на ошибку, и он выложил контрольные карты правильно. 

Следующую работу выполнял медленно, так как подробно разглядывал каждую картинку и что-то тихонько шептал - было видно по губам. Мартин умеет читать, так что карточки-подписи выложил легко. "Попробуй закрыть контрольные карты и перемешать подписи. 

- Сможешь без ошибки "подписать" планеты?" 

Мартин перевернул 6 контрольных карт и легко без ошибки подписал планеты. Не остановился на этом, но в дальнейшем выкладывал подписи, затрудняясь и делая ошибки... 

При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).


Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?