Эта таблица проливает свет на предложенную Монтессори систему развития человеческого языка в целом
Главным философским основанием этой системы она считала неизменно повторяющийся у человеческого индивида путь прояснения в сознании врожденной языковой туманности.
Психофизиологическим основаниемможно считать принцип изоморфности, то есть соответствия внутренних процессов, происходящих в ребенке, общей структуре связей языковых единиц.
Если к этому прибавить дидактические или автодидактические основания развития языка, то все это вместе образует стройную систему, продуманную в каждой своей части, и успешно примененную на практике самой Марией Монтессори и ее последователями.
Символы частей речи
Символы частей речи Мария Монтессори предложила в 1949 году. А вот цветовые решения этих символов были предложены ею гораздо раньше, в период, когда она работала над созданием своих языковых коробок, представляющих собою материал для самостоятельного движения ребенка в освоении грамматики.
Имена существительные — черный.
Имена прилагательные — каштановый.
Глаголы — красный.
Наречия — розовый.
Местоимения — зеленый.
Предлоги — фиолетовый.
Союзы — желтый.
Междометия и частицы — голубой.
Как видим, Мария Монтессори приводит цвета девяти символов частей речи, характерных для итальянского языка. Двумя десятилетиями ранее Юлия Ивановна Фаусек создавала грамматические коробки для изучения частей речи русского языка, присвоив карточкам в этих коробках очень похожие цвета. Но, поскольку сами части речи в русском языке несколько отличались от итальянских, то и цвета претерпели изменения, хотя и не существенные. Вот как они определяются по книге Ю. И. Фаусек «Школьный материал Монтессори», вышедшей в 1929 году в Госиздате.
«Карточки с обозначением частей речи имеют свои условные цвета: для существительных — черные, для прилагательных — оранжевые, для глаголов — красные, для предлогов — светло-синие (или темно-голубые), для союзов — светло-голубые, для наречий — розовые, для местоименных существительных — зеленые, для местоименных прилагательных — желтые, для счетных существительных — темно-серые, для счетных прилагательных — светло-серые, для междометий — лиловые».
Юлия Ивановна пишет: «Карточки для существительных должны быть непременно черные и карточки для глаголов непременно красные, так как эти слова должны резко выделяться изо всех остальных, как и главные части предложения, остальные карточки могут быть и других цветов, но во всех коробочках для каждой части речи цвет должен быть постоянным; так, например, прилагательное всегда должно быть оранжевого (или какого-нибудь другого цвета) во всех коробочках; если предлог синий, то он должен быть синим во всех коробочках и т. д.».
При интерпретации грамматических единиц, изучавшихся учениками Юлии Ивановны Фаусек почти столетие назад, при восстановлении ее грамматической коллекции пришлось несколько изменить и цветовую гамму, и символическое изображение некоторых частей речи, поскольку с годами даже лингвистическая терминология претерпевает изменения.
В настоящее время большинство лингвистов в русском языке выделяют 12 частей речи (или 13 по определению профессора Т. Ю. Березовской).
Части речи разделяют на три группы: знаменательные части речи, служебные, междометия и слова «да» и «нет». Создавая современную цветовую и символьную гамму изображений частей речи, ее авторы постарались сохранить и уточнить смысловую сторону каждой из этих грамматических единиц и получили следующую картину.
Знаменательные части речи
1. Имя существительное — черный цвет
2. Глагол — красный цвет
3. Имя прилагательное — коричневый цвет
4. Имя числительное — серый цвет
5. Наречие — розовый цвет
6. Местоимения — зеленый цвет
7. Причастие — оранжевый цвет
8. Деепричастие — коричневый цвет
Служебные части речи
9. Предлог — синий
10. Союз — голубой
11. Частица — темно-синий
12. Междометие выделяется фиолетовым (или золотым цветом)
Если говорить о символах частей речи русского языка, то те из них, которые тяготеют к имени, вслед за именем существительным мы обозначили треугольниками разных форм и цветов. Причастие и деепричастие имеют в своем изображении и «глагольный» круг, и «именной» треугольник, наречие изображено прямоугольником, а служебные части речи — особыми, гармонирующими друг с другом фигурами и выполнены в синей цветовой гамме.
Философия и дидактика числа и рода
Упорядочивание слов языка по тем или иным признакам является главным способом углубления и расширения языковой интуиции ребенка. Не выучивание неких грамматических правил и применение их в письменной и устной речи, а тренировка в интуитивном сопоставлении слов по определенным параметрам, заданным в грамматическом материале, — вот что с точки зрения Марии Монтессори является смыслом языкового развития.
«Изучая иностранный язык, — пишет Юлия Ивановна Фаусек в книге «Грамматика у маленьких детей по Монтессори», — мы отличаем род по окончанию или по артиклю. В своем родном языке мы, даже не зная никаких правил, делаем это просто на слух. И оказывается, что не у всех детей достаточно развито ухо для различения рода слов.
Есть дети, которые делают это сразу, быстро и безошибочно. Есть и такие, кто сомневается, куда поместить то или иное слово. «Платье, — спрашивает шестилетний мальчик, — моя платье или мое платье?». И в речи детей мы часто слышим неправильное произношение рода; многие дети говорят: «мое день рождения», «этот яблок», «мое фамилие», «этот дверь».
В некоторых языках мира (например, у финнов) категория рода имен существительных вообще отсутствует. У шведов есть только общий и средний род имен существительных. Англичане выделяют мужской и женский род одушевленных существительных, а к среднему роду относят названия животных и неодушевленные предметы.
В итальянском языке, для освоения которого Мария Монтессори придумывала свои дидактические материалы, есть только женский и мужской род, и определяется он по артиклю или соответствующему суффиксу. Род в итальянском языке является не смысловой категорией, а только грамматической.
В то же время в русском языке категория рода — одна из важнейших особенностей имен существительных, средство выражения их смысловой предметности и согласования с другими частями речи, напри мер с прилагательными и местоимениями.
Хотим мы того или нет, существуют общие закономерности языковых проявлений, которые являются одной из общих человеческих тенденций
Понятно, что дидактические материалы, с помощью которых дети осваивают ту или иную категорию родной речи, имеют в каждом языке особенный смысл. При этом, хотим мы того или нет, существуют общие закономерности языковых проявлений, которые являются одной из общих человеческих тенденций, замеченных Марией Монтессори и другими исследователями.
Юлия Ивановна Фаусек пишет, что сознательное изучение грамматики русского языка с пяти-шестилетними детьми следует начинать с интуитивного определения ими рода и числа существительных и сразу после этого анализировать согласования существительных с другими частями речи. Она выделяет категории рода и числа в русской речи, как важнейшие, помогающие познавать и анализировать систему языка в целом.
Если отнестись к этому положению философски, можно заметить, что из всех языковых категорий именно род и число являются основополагающими. В книгах Ю. И. Фаусек, описывающих созданные ею пособия, именно коробочки «ЧИСЛО» и «РОД» начинают ряд материалов по грамматике.
Коробочка «Число»
В материал входит квадратная деревянная коробочка с крышкой, на боковинке которой написано слово «ЧИСЛО». В ней лежат черные карточки (цветовой код имен существительных) с надписями существительных в единственном и множественном числе. По десять (у Фаусек двадцать) карточек каждой категории. Окончания множественного числа выделены красным.
В коробке также лежат две пластиковые полоски с надписями в две строчки: «Единственное число» и «Множественное число».
Цели
Прямая: упорядочить в две колонки карточки с изображением слов в единственном и множественном числе.
Косвенная: ребенок осваивает категорию числа имен существительных, учится изменять слова по числам, выделять окончания слов во множественном числе, обнаруживает, что некоторые слова в русском языке употребляются только в единственном или только во множественном числе.
Вот как описывает Юлия Ивановна Фаусек презентацию и работу детей с этим материалом
«Упражнение заключается в том, что ребенок сначала читает карточку со словом в единственном числе и рядом кладет карточку с тем же словом во множественном числе. В начале упражнения учительница дает ребенку коротенькое объяснение вопроса: стол — это один стол, а столы —много столов — и больше ничего. Некоторые дети к этому выводу приходят сами «Я знаю, — говорит мне шестилетня девочка, — рука — это одна рука, руки — две; дом — это один, а дома — много».
Большинство детей, окончив упражнение (раскладывание карточек), зовут учительницу для проверки их работы. Для одних достаточно беглого взгляда и одобрения, выражающегося словом «верно», с другими необходим коротенький урок, т. е. прочитывание всех карточек ребенком и ответы на вопросы: «Книга — это сколько? А книги?» и т. п.
Когда дети, одни скорее, другие медленнее (многие — тотчас же) усвоят понятие единственного и множественного числа, я даю им термины. Детям это нравится, и иногда можно слышать, как двое детей спрашивают друг друга: «единственное число — карандаш, а как множественное?» (Фаусек Ю. «Грамматика для маленьких детей по Монтессори»).
Коробочка «Род»
В коробке сложены черные карточки со словами (именами существительными) трех родов: мужского, женского и среднего. В ней лежит так же полоска со словами: мой, моя, моё. Работая с коробкой, ребенок раскладывает карточки в три колонки, интуитивно определяя род имен существительных и сопоставляя его с родом местоимения, то есть того слова, которое употребляется в русском языке «вместо имени».
Термины «мужской род», «женский род», «средний род» могут быть введены не сразу, а после того, как педагог видит, что ребенок легко справляется с прямой целью упражнения с материалом.
Контроль в работе с этим материалом осуществляет педагог или старший, более опытный ребенок. Цвет оборотной стороны карточек может стать механическим контролем в этом упражнении.
Юлия Ивановна Фаусек приводит слова Марии Монтессори о том, что работа с материалом является для детей настоящей интеллектуальной лабораторией. Педагог лишь однажды представляет ребенку материал, и он уже набирает его в точности. Дети обмениваются материалом и уроками между собой. «Это действует, как звук колокольчика, как свет лампочки, как толчок машине к движению — и только. Часто проходит целая неделя без необходимости какого-нибудь объяснения» (Фаусек Ю. «Грамматика для маленьких детей по Монтессори»).
Функциональная грамматика
Мы уже обратили внимание, что преподавание грамматики по Марии Монтессори мало похоже на любую из методик преподавания русского языка, которая существует в нашей педагогической науке и практике. В основе ее метода лежит принцип функционального освоения языка или его целенаправленное «проживание» с помощью всего накопленного ребенком естественного чувственного восприятия мира и мыследеятельного капитала.
Изучение частей речи по Монтессори — это не запоминание свода грамматических правил учебника, а живое восприятие слов языка через их согласование в речи, анализ и «проживание». Это происходит примерно так же, как в период освоения чтения дети выстраивали из букв подвижного алфавита слова. Теперь они работают с целыми предложениями. В этом смысле Монтессори и вслед за ней Фаусек понимали грамматику как функциональную систему, которую можно освоить только через целенаправленное действие.
Цитата из методического пособия Елены Хилтунен к Образовательной программе "Детский сад по системе Монтессори", изд. "Национальное образование", 2015 год.