Стадия механического списывания с книжек и с карточек постепенно проходит
Развитие письменной речи постепенно приводит ребенка к ее исходному назначению — передавать собственные мысли посредством письменного языка. Стадия механического списывания с книжек и с карточек постепенно проходит. Хотя многие дети подолгу задерживаются на этой ступеньке.
Дело в том, что большинство карточек для списывания устроено так, что ребенку приходится работать, прежде всего, с именами существительными. Дети механически переписывают в тетрадь слова, обозначающие окружающие их предметы, имена людей, названия животных и растений.
Вслед за Юлией Ивановной Фаусек педагоги Первой московской монтессори-школы наблюдали, как дети спонтанно, без требований наставницы присоединяли при письме или складывании к существительным второе слово, чаще всего прилагательное. Именно тогда был составлен и предложен детям специальный материал «Существительное + прилагательное», с которым дети работали на коврике, а потом переписывали словосочетания в рабочую тетрадь.
Существительное плюс прилагательное
Материал
Коробка, в которой лежат черные и коричневые таблички. На черных табличках белым письменным шрифтом напечатаны имена детей, а на коричневых – имена прилагательные, определяющие черты характера каждого. Впоследствии цвета табличек будут сохранены при символическом обозначении частей речи.
Предполагается, что с материалом работают дети, которые уже умеют интуитивно читать отдельные слова, напечатанные письменным шрифтом.
Работа с материалом
Ребенок сам или вдвоем с товарищем выкладывает на коврике сначала черные таблички с именами, а затем подбирает к ним подходящие определения. Если дети работают вдвоем, то обязательно советуются, как определить характер свой и своих друзей. Разумеется, в материале используются только положительные черты характера.
После того как все таблички согласованы и выложены на ковре, дети приносят рабочую тетрадь, подкладывают под нее специальную дощечку и переписывают словосочетания.
В книге «Автодидактика для элементарных школ» в главе «Грамматика» М. Монтессори пишет: «Когда кладется карточка с написанным словом к предмету, на ней обозначенному, то оно является выделенным из других частей речи и влечет за собой интуитивно некое добавление, окончание; отсюда является первый шаг в грамматику.
Каким абсурдом, казалось бы, изучать в детском саду фонетику и морфологию с детьми четырехлетнего, пятилетнего возраста. А между тем дети сами проделывают это. Анализ был средством для постижения слова, был облегчением, которое давало маленькому ребенку возможность письма без усилия. Почему же подобный процесс полезен для слова, а не для предложения?
Продолжая классификацию слов, мы постигаем другие части речи и, таким образом, проникаем в анализ самой речи, подобно тому, как, щупая первую шершавую букву и произнося звук, делаем первый шаг к анализу слова. Только это - предложение... Следовательно, мы уже давно проникли в грамматику, остается только продолжить. Путь может показаться смелым, но не невозможным».
«Книга обо мне»
Чтобы облегчить детям первые шаги в письменном изложении собственных мыслей, была придумана тетрадь-дневник «Книга обо мне». В ней на каждой странице стоял вопрос или незаконченное предложение. Например, «какой твой любимый цвет?», «что ты делаешь, когда тебя кто-нибудь обидел», «я буду протестовать, если...», «я радуюсь, когда...».
Заполняя страницы, ребенок рисовал и составлял короткие предложения. И поскольку речь шла о нем самом, он пытался размышлять о своей жизни, как сказали бы ученые, стоял в рефлексивной позиции.
«В этих сочинениях наших маленьких детей, — пишет Юлия Ивановна Фаусек, — нет, конечно, полета фантазии, нет так называемого «детского творчества», того набора слов, и даже не слов, а бесформенного сочетания звуков, неправильно и кое-как начерченных не то писанными, не то печатными буквами, которые, подобно так называемым «свободным рисункам», так восхищают взрослых. Зато в них есть истинная работа, основанная на твердо приобретенных навыках, совершенная в пределах возможностей детей, доставляющая им глубокое удовлетворение и подготовку к будущему творчеству».
Дети пишут стихи и сами записывают их. Рождение письменной речи
Детское поэтическое творчество рождается спонтанно, в редкие моменты попыток ребенка не просто проживать мгновения происходящего, но и осмысливать их с помощью образов. То есть «образы жизни» выплескиваются наружу в устной, а затем и в письменной речи.
Разумеется, говорить о рефлексивном сознании детей до 6–7-летнего возраста бессмысленно. Дети до этого времени пребывают, если можно так сказать, в ситуации самоидентификации с миром. Слишком силен у них «впитывающий разум», как говорила М. Монтессори. Они в состоянии лишь безудержно накапливать знания о мире, но вряд ли способны критически относиться к полученным знаниям.
Умилительное для взрослых детское фантазирование или случайное улавливание рифмы как языкового явления, конечно, ни в коей мере нельзя назвать литературным творчеством. И все же взрослые (и только они) при желании могут в непринужденной болтовне детей выделить случайные образы культурного поэтического текста. Зафиксировав их и предложив детям как образцы, взрослые могут увлечь даже 6-7-летних детей попытками стихосложения. При этом над рифмой всегда будет главенствовать поэтический образ.
Вот стихотворение семилетней Маши Павловой, которая сделала попытку описать свое состояние в момент приближения рождественского праздника.
Снежинка зажглась
И упала на снег.
И разбила мое сердце.
А я бегу и смеюсь,
И колокольчики звенят.
Эти несколько строк можно лишь с большим приближением назвать стихотворением. Маша описала маленький эпизод своей жизни.
Дети вырезали снежинки из бумаги, одна из них была брошена через форточку и «упала на снег». Маша, смеясь, отбежала от окна и задела связку колокольчиков, которые болтались на тесемке, протянутой под потолком класса. Колокольчики зазвенели. Вот и все событие, рассказанное девочкой в четырех строках текста. И все-таки хочется видеть в нем стихотворение, хотя бы точно схваченный поэтический образ.
Такая своеобразная «детская» поэзия присуща абсолютно каждому ребенку после 6 лет. Взрослые часто просто не видят образность в детской устной и письменной речи. Но она обязательно есть у каждого ребенка.
Вот еще несколько детских текстов
Тоня Навротская, 7 лет
Какой ты любишь месяц,
А то есть время года?
Ну, хорошо, скажу я:
Наверно, я люблю,
Скорей всего июль.
А то есть улыбнусь,
Конечно же, я лету!
Люблю июль,
Поскольку в этот месяц
Я родилась на свет.
Юля Скидан, 6 лет
Влетела я в окно
И птицей перламутровой
Осталась навсегда.
Настя Дементьева, 6 лет
Две стороны окна
На окне цветы стоят
В вазе золотистой.
Птицы за окном поют,
И играет мальчик.
Большинство строк были записаны самими детьми на листках бумаги, часто со многими ошибками. Некоторые же продиктованы наставницам в момент сочинения. Но всегда запись происходила спонтанно, без спланированных взрослыми заданий.
Можно ли называть это поэтическим творчеством?
Глядя на то, как создавались эти тексты, — да, можно. Дети, освобожденные от назиданий и поучений по поводу стихосложения и литературных техник, создавали свободные тексты, наполненные поэтическими образами, но при условии, что и вся их жизнь из таких образов состояла.
Организаторами этой жизни были взрослые. Сам ребенок, конечно, не в состоянии творить целенаправленно. Ценные для большой культуры поэтические тексты возникают у него совершенно спонтанно и случайно. А разглядеть их и оценить могут только понимающие в поэзии взрослые.
И в то же время результаты усилий ребенка, которые существенны сначала только для него самого, постепенно сменяются настоящим творчеством, оказываются значимыми и для других людей. Ради этого взрослым, наблюдающим и помогающим детям в их становлении, стоит постоянно искать пути литературного сотрудничества с ними.
Цитата из книги Елены Хилтунен «Говорю, пишу, читаю». Москва изд. ЮНИОН-паблик 2005 год.