Что такое изоморфность?
Оказывается, сделать настоящий дидактический материал в духе педагогики Монтессори не так-то легко. Эксперты Ассоциации Монтессори-педагогов России предлагают целых 18 принципов по которым можно судить, будет ли придуманный нами материал иметь образовательный эффект. Кроме самых простых, о том, что он должен быть красивым и привлекательным, легко чиститься и иметь контроль ошибок для самостоятельной работы, там есть и такие признаки, как соответствие сенситивным периодам развития детей, наличие в упражнениях с материалом прямой и косвенной целей.
Кроме того, он должен обладать возможностью функционального «проживания» ребёнком того или иного понятия и обладать изоморфностью. Есть и другие важные критерии. Поэтому, как только у нас родится идея создать авторский Монтессори-материал, мы прежде должны провести самоэкспертизу этой идеи – обдумать, подойдёт ли он для детей, с которыми мы работаем, и не является ли простым перепевом уже давно изобретённых до нас дидактических игрушек.
Прорастание семян
Вот как создавался дидактический материал «Прорастание семян» из серии материалов по изучению основ ботаники. Прошлой весной мои семи-девятилетние внуки спросили, все ли семена прорастают одинаково. Я, честно говоря, не знала, что ответить, и мы решили попробовать прорастить семена фасоли и гороха.
Как-то сама собой родилась идея фотографировать каждую фазу прорастания, кратко описывать её, снабдив соответствующей научной терминологией, и выстроить в дидактический материал, упражняясь с которым, дети шести – девяти лет, именно в этом возрасте стремящиеся разобраться в природных явлениях, могли бы освоить основную терминологию науки о растениях – ботаники.
Работу по изготовлению материала начали с некоторых приготовлений. Сначала мы решили наблюдать за прорастанием гороха. Приготовили материал: банку с семенами гороха, бумажную салфетку, прозрачный стакан, ножницы и лейку с разбрызгивателем. Разрезали бумажную салфетку по размеру стакана, уложили ее по его стенкам и обильно полили водой. Теперь можно аккуратно уложить горошины между стенками стакана и мокрой салфеткой и оставить до следующего дня.
Когда назавтра дети прибежали к окну, чтобы посмотреть, что произошло с семенами, они обнаружили, что горошина позеленела и набухла. Обозначился рубчик. А на третий день семенная кожура лопнула и ясно стал виден эпикотиль – так называется часть прорастающего семени между семядолями и будущим ростком. На четвертый день эпикотиль показал зеленый листок и начал подниматься вверх, образуя дугу. На месте будущего корня образовался пузырь, готовый прорваться.
День пятый. Семенная кожура окончательно прорвалась и отпала. Корень белого цвета вылез и повернулся вниз. У некоторых горошин видно, как разделились семядоли.
День шестой. Семенная кожура совсем отпала, эпикотиль начал выпрямляться. Корень повернулся вниз и значительно окреп. Начал образовываться молодой побег. Мы пересадили семена в землю. Все последующие дни дети каждое утро подбегали к окну и разглядывали, что происходит с нашим горохом.
Мы все вместе радовались каждому новому изменению в посадках, перенесли горшочек с горохом на террасу, где уже пригревало летнее солнце, и стали терпеливо ждать урожая.
Терпение – важное человеческое качество, которое воспитывает любой опыт с отсроченным результатом
Пока наш горох (а кроме него ещё и фасоль, которая прорастала в соседнем горшочке) медленно тянулись к небу, мы стали делать монтессори-материал из карточек и подписей к ним.
И вот оказалось, что семена гороха и фасоли прорастают по-разному. У гороха семядоли остаются в земле и отпадают вместе с появлением корня (такое прорастание называется геоцентрическим, от слова «гео» – земля. А у фасоли наоборот – семядоли вместе с эпикотилем тянутся к солнцу. Такое прорастание называют гелиоцентрическим от слова «гелиос» – солнце.
Об этом нам рассказала моя молодая коллега Елизавета Тилли, с которой мы иногда ведём беседы о монтессори-педагогике. А дети всё это видели своими глазами и фактически «прожили» прорастание семян день за днем.
Этот процесс теперь отразился на карточках-фотографиях, которые мы выстроили в последовательные ряды материала. Елизавета помогла нам сделать грамотные в научном отношении подписи к нашим карточкам, и теперь, раскладывая материал, дети вновь и вновь «проживают» все этапы прорастания семян бобовых растений. Им остаётся лишь запомнить необходимую терминологию.
Подытожим и свою работу над созданием дидактического материала «Прорастание семян бобовых».
- Посадка гороха и фасоли
- Фотографирование и печать фотографий каждой фазы
- Подготовка карточек-текстов
- Приготовление контрольных карт и предметов
- Укладка материала в коробку (на поднос)
- Продумывание и запись презентации
- Самоэкспертиза материала
- Презентация его ребёнку
- Наблюдение за самостоятельной работой детей с материалом
- Парная или коллективная работа детей
- Анализ фотоотчета
- Анализ отчётного листка ребёнка.
Теперь можно ставить материал в младший класс начальной монтессори-школы и наблюдать работу с ним первоклассников и второклассников.
Прорастание семян фасоли. Бруно. 8 лет
Прорастание семян фасоли. Мартин. 9 лет
Статья Елены Хилтунен из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (24) 2010 г.
Фото автора