Что такое изоморфность?
Оказывается, сделать настоящий дидактический материал в духе педагогики Монтессори не так-то легко. Эксперты Ассоциации Монтессори-педагогов России предлагают целых 18 принципов по которым можно судить, будет ли придуманный нами материал иметь образовательный эффект. Кроме самых простых, о том, что он должен быть красивым и привлекательным, легко чиститься и иметь контроль ошибок для самостоятельной работы, там есть и такие признаки, как соответствие сенситивным периодам развития детей, наличие в упражнениях с материалом прямой и косвенной целей.
Кроме того, он должен обладать возможностью функционального «проживания» ребёнком того или иного понятия и обладать изоморфностью. Есть и другие важные критерии. Поэтому, как только у нас родится идея создать авторский Монтессори-материал, мы прежде должны провести самоэкспертизу этой идеи – обдумать, подойдёт ли он для детей, с которыми мы работаем, и не является ли простым перепевом уже давно изобретённых до нас дидактических игрушек.
![](img/Goro1.jpg)
Прорастание семян
Вот как создавался дидактический материал «Прорастание семян» из серии материалов по изучению основ ботаники. Прошлой весной мои семи-девятилетние внуки спросили, все ли семена прорастают одинаково. Я, честно говоря, не знала, что ответить, и мы решили попробовать прорастить семена фасоли и гороха.
Как-то сама собой родилась идея фотографировать каждую фазу прорастания, кратко описывать её, снабдив соответствующей научной терминологией, и выстроить в дидактический материал, упражняясь с которым, дети шести – девяти лет, именно в этом возрасте стремящиеся разобраться в природных явлениях, могли бы освоить основную терминологию науки о растениях – ботаники.
Работу по изготовлению материала начали с некоторых приготовлений. Сначала мы решили наблюдать за прорастанием гороха. Приготовили материал: банку с семенами гороха, бумажную салфетку, прозрачный стакан, ножницы и лейку с разбрызгивателем. Разрезали бумажную салфетку по размеру стакана, уложили ее по его стенкам и обильно полили водой. Теперь можно аккуратно уложить горошины между стенками стакана и мокрой салфеткой и оставить до следующего дня.
Когда назавтра дети прибежали к окну, чтобы посмотреть, что произошло с семенами, они обнаружили, что горошина позеленела и набухла. Обозначился рубчик. А на третий день семенная кожура лопнула и ясно стал виден эпикотиль – так называется часть прорастающего семени между семядолями и будущим ростком. На четвертый день эпикотиль показал зеленый листок и начал подниматься вверх, образуя дугу. На месте будущего корня образовался пузырь, готовый прорваться.
День пятый. Семенная кожура окончательно прорвалась и отпала. Корень белого цвета вылез и повернулся вниз. У некоторых горошин видно, как разделились семядоли.
День шестой. Семенная кожура совсем отпала, эпикотиль начал выпрямляться. Корень повернулся вниз и значительно окреп. Начал образовываться молодой побег. Мы пересадили семена в землю. Все последующие дни дети каждое утро подбегали к окну и разглядывали, что происходит с нашим горохом.
Мы все вместе радовались каждому новому изменению в посадках, перенесли горшочек с горохом на террасу, где уже пригревало летнее солнце, и стали терпеливо ждать урожая.
Терпение – важное человеческое качество, которое воспитывает любой опыт с отсроченным результатом
Пока наш горох (а кроме него ещё и фасоль, которая прорастала в соседнем горшочке) медленно тянулись к небу, мы стали делать монтессори-материал из карточек и подписей к ним.
И вот оказалось, что семена гороха и фасоли прорастают по-разному. У гороха семядоли остаются в земле и отпадают вместе с появлением корня (такое прорастание называется геоцентрическим, от слова «гео» – земля. А у фасоли наоборот – семядоли вместе с эпикотилем тянутся к солнцу. Такое прорастание называют гелиоцентрическим от слова «гелиос» – солнце.
Об этом нам рассказала моя молодая коллега Елизавета Тилли, с которой мы иногда ведём беседы о монтессори-педагогике. А дети всё это видели своими глазами и фактически «прожили» прорастание семян день за днем.
Этот процесс теперь отразился на карточках-фотографиях, которые мы выстроили в последовательные ряды материала. Елизавета помогла нам сделать грамотные в научном отношении подписи к нашим карточкам, и теперь, раскладывая материал, дети вновь и вновь «проживают» все этапы прорастания семян бобовых растений. Им остаётся лишь запомнить необходимую терминологию.
Подытожим и свою работу над созданием дидактического материала «Прорастание семян бобовых».
- Посадка гороха и фасоли
- Фотографирование и печать фотографий каждой фазы
- Подготовка карточек-текстов
- Приготовление контрольных карт и предметов
- Укладка материала в коробку (на поднос)
- Продумывание и запись презентации
- Самоэкспертиза материала
- Презентация его ребёнку
- Наблюдение за самостоятельной работой детей с материалом
- Парная или коллективная работа детей
- Анализ фотоотчета
- Анализ отчётного листка ребёнка.
![](img/38-20200410_132932.jpg)
Теперь можно ставить материал в младший класс начальной монтессори-школы и наблюдать работу с ним первоклассников и второклассников.
![](https://mariamontessori.ru/img/Goro8.jpg)
Прорастание семян фасоли. Бруно. 8 лет
![](img/Goro7.jpg)
Прорастание семян фасоли. Мартин. 9 лет
Статья Елены Хилтунен из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (24) 2010 г.
Фото автора