.jpg)
Для упражнений в интерпретации прочитанного у нас имеется особый материал, состоящий из карточек
а) Серия крупных белых карточек (8X5 см), обведенных каемками цветными карандашами, на которых написаны буквами в один сантиметр высотою различные действия. (Глаголы в первом лице единственного числа настоящего времени): читаю, пишу, сижу, хожу, бегаю, прыгаю, рисую, пою, танцую, слушаю, говорю, шепчу, плачу, смеюсь, ем, пью. Карточки лежат в отдельной коробочке с красной крышкой и с надписью «глаголы». Дети выполняют действия, обозначенные на карточках. Большею частью эту работу дети производят вдвоем, втроем, проверяя и критикуя действия друг друга.
б) Серия таких же карточек (белых с цветными рамочками или цветных — 9х3,5 см) в коробочке с надписью «Приказания № 1». На них написаны действия в повелительном наклонении буквами в 0,5 см высотою. Приказания заключают в себе одно действие:
1. Сядь на стул.
2. Принеси карандаш.
3. Нарисуй круг.
4. Открой дверь.
5. Спрячь книгу в шкаф.
6. Подмети пол.
7. Убери вещи.
8. Закрой глаза.
9. Полей цветы.
в) Серия таких же карточек (9 х 3,5 см) в коробочке с надписью "Приказания №2". Приказания заключают два действия:
1. Сядь на стул и закрой глаза.
2. Дай мне стул и сядь рядом со мной.
3. Открой дверь и выйди в коридор.
4. Возьми из шкафа книгу и положи на стол.
5. Возьми бумагу и цветные карандаши и сделай рисунок.
6. Вытри доску, напиши на ней твое имя и фамилию.
7. Возьми карточки чисел и сложи два числа.
8. Возьми бумагу и ножницы и вырежи круг.
9. Нарисуй квадрат и заштрихуй его цветным карандашом.
10. Вынь из кармана носовой платок и положи его на стол. С этими карточками дети могут работать индивидуально, а также группами: вдвоем, втроем; тогда они распределяют карточки между собой и действуют по очереди: один исполняет приказание, обозначенное на его карточке, остальные следят за ним, одобряют или критикуют, часто одно и то же приказание проделывают несколько детей и решают, кто исполнил лучше.
Несколько связанных между собой предложений
г) Далее следуют приказания № 4, содержащие в себе несколько связанных между собой предложений. Эти приказания написаны на больших карточках (12X5 см) буквами в 0,5 см высотою. Карточки могут быть цветными или белыми с цветными каемками. Действия написаны в первом лице единственного числа.
1. Отворяю дверь и выхожу.
2. Выхожу из комнаты и запираю дверь на ключ.
3. Вынимаю ключ из кармана, отпираю дверь и выхожу.
4. Подхожу к столу, беру книгу и читаю.
5. Подхожу к окну, кладу руки на подоконник и смотрю на улицу. 6. Сажусь за стол, опускаю голову на руки и закрываю глаза.
7. Хлопаю в ладоши и смеюсь.
8. Беру щетку, подметаю пол и ставлю щетку на место.
9. Подхожу к умывальнику, мою руки и вытираю полотенцем.
10. Подхожу к товарищу и смотрю на его работу.
Чтение карточек требует сложных действий (драматизации), иногда с партнерами
д) На таких же карточках написаны приказания № 5 из нескольких предложений, — главных и придаточных, иногда в них есть и вводные слова. Чтение этих карточек требует уже сложных действий (драматизации), иногда с партнерами и иногда не только моторных актов, но и произнесения слов. Эти приказания написаны в виде коротеньких рассказов о детях на карточках (13X7 см) из белого бристольского картона с цветными каемками.
1. Мальчик идет в школу. Ему холодно: он ежится, трёт уши и нос и говорит: „ой, как холодно!"
2. Девочка увидела, что у нее разорван передник. Она сняла его, взяла иголку, вдела в нее нитку, села на стул и зашила дыру.
3. Мальчик, увидев товарища, кричит: «подожди меня!» быстро догоняет его и они идут вместе.
4. Девочка подходит к столику с цветами, трогает руками землю в горшках и, заметив, что земля сухая, качает головой, берет лейку и поливает цветы.
5. Двое детей, держась за руки, гуляют в саду и разговаривают.
6. Девочка садится к столу, открывает книгу и читает, потом потягивается и, говоря: „ох, как хочется спать", кладет голову на руки и засыпает.
7. Мальчик тихо шепчет что-то на ухо другому, потом они пожимают друг другу руки и расходятся.
8. Двое детей идут навстречу друг другу, здороваются и идут вместе.
9. Девочка, увидев на столе письмо, быстро схватывает его, разрывает конверт, читает письмо и тихо говорит: «ах, как я рада».
10. Мальчик ходит по комнате, как бы в раздумье, потом, вдруг остановившись, хлопает себя рукой по лбу и быстро выходит из комнаты.
Все эти карточки лежат в отдельной коробке с надписью «Приказания-рассказы».
Эти приказания требуют от детей уже беглого и вполне сознательного чтения рукописного шрифта, понимания прочитанного и умения воспроизводить содержание. Обычно в нашей практике дети читали и перечитывали карточки, читали про себя, читали вслух, часто выучивая их наизусть и воспроизводя их действиями с большой точностью и часто драматичностью. По тому, как читают и действуют дети, можно судить о степени их зрелости в отношении понимания текста.
Некоторые дети списывают приказания в тетрадки, другие сочиняют свои. Некоторые из приведенных приказаний взяты мною из сочиненных самими детьми.
Приказания можно наполнять каким угодно содержанием, по усмотрению учительницы и в зависимости от окружения.
е) Есть у нас также карточки приказаний № 6 в форме диалогов.
Первая серия содержит шесть пар карточек (10х5 см) шести различных цветов. Каждая пара помечена номерами: на одной № 1, на другой № 2.
Так, первая пара (белые карточки); на 1-й написано: Куда ты идешь? На 2-й: Гулять.
Вторая пара (розовые карточки): 1. Что ты делаешь? — 2. Я пишу.
Третья пара (голубые карточки): 1. Дай мне карандаш. - 2. Возьми.
Четвертая (желтые карточки): 1. Подмети пол. - 2. Я не могу, у меня нет щетки.
Пятая (зеленые карточки): 1. Полей цветы. - 2. Сейчас принесу воды.
Шестая (серые карточки): 1. Хочешь со мною играть? – 2. Хочу.
В чтении этих карточек участвуют двое детей: один читает карточку № 1, другой карточку № 2. Читая их, дети действуют, изображая действие, написанное на карточке, иногда прибавляя свои действия и свои слова.
ж) Другая серия карточек содержит побасенки и присказки в форме диалогов. Эти карточки вырезаны из белого или из серого бристольского картона (14 X 8 см) и каждая пара обведена рамочкой одним и тем же цветным карандашом.
Так первая пара — с красной рамочкой. На первой карточке две строчки: 1. Федул, что губы надул? 2. А велика ли дыра?— На второй тоже две строчки: 1. Кафтан прожег. 2. Один ворог остался.
На первой карточке второй пары (синяя рамочка) три строчки: 1. Здорово, кума! 2. Аль ты глуха? — 3. Полтину дала. На второй тоже три строчки: -1. На рынке была. 2. Купила петуха. 3. Прощай, кума! На первой карточке третьей пары (зеленая рамочка) — две строчки: 1. Тит, иди молотить! 2. Тит, иди кисель есть. На второй — тоже две строчки: 1. Живот болит. 2. А где моя большая ложка?
На первой карточке четвертой пары (желтая рамочка) — две строчки: 1. Уж как сладки гусиные лапки! 2. Нет, мой дядя видал, как наш барин едал. На второй — одна строчка: 1. А ты едал?
На первой карточке пятой пары (лиловая рамочка) три строчки: 1. Здорово. 2. Что везешь? 3. Какие же это дрова, когда это сено! На второй — тоже три строчки: 1. Здорово. 2. Дрова. 3. А коли видишь, что сено, зачем спрашиваешь?
На первой карточке шестой пары (коричневая рамочка) — три строчки: 1. Медведя поймал. 2. Да не идет. 3. Да не пускает. На второй — две строчки: 1. Так веди сюда. 2. Так сам иди.
На первой карточке седьмой пары (черная рамочка) две строчки: 1. Семен, скажи моей лошади — тпру! 2. Губы замерзли. На второй — одна строчка: 1. А сам что ж?
1. Здорово, кума! 2. Аль ты глуха? 3. Прощай, кума! II. 1. На рынке была. 2. Купила петуха. 3. Полтину дала.
Каждая пара карточек с одинаковыми рамочками помечена римской цифрой (с красной рамочкой цифра I, с синей II и т, д.) I. 1. Здорово, кума! 2. Аль ты глуха? 3. Прощай, кума! II. 1. На рынке была. 2. Купила петуха. 3. Полтину дала.
Таких побасенок при желании можно набрать достаточное количество. Техника чтения этих карточек заключается в следующем: один ребенок берет первую карточку (I), другой вторую (II) одной из пар, положим второй пары карточек. Первый читает первую строчку своей карточки: 1. Здорово, кума! Второй читает тоже первую строчку своей карточки: 1. На рынке была. Затем первый читает вторую строчку: 2. Аль ты глуха? Второй — тоже вторую строчку: 2. Купила петуха. И, наконец, первый читает третью строчку: 3. Прощай, кума! И второй тоже третью строчку: 3. Полтину дала.
Дети очень любят эти карточки. Они не должны читать их, сидя на одном месте. Наоборот, карточки требуют движения, и дети могут драматизировать, вкладывая в чтение все доступное (индивидуально для каждого): выражение и жесты. Они двигаются и говорят так, как требует того содержание карточки, часто выполняя свои действия артистически.
Для подобного рода диалогов я широко использовала книжку О. И. Капица: „Детские народные потешки, пестушки, прибаутки и песни. Эти прекрасные образцы детского фольклора дают детям богатый материал родного языки, читая и перечитывая их, дети часто легко заучивают их наизусть, обогащая свою речь, устную и письменную. Книжка, просто предоставленная детям в их свободное пользование, никогда не могла бы дать тех результатов, которые мы получаем, выбирая подходящие образцы, разнося их на карточки и отдавая детям в полное их владение.
Таких карточек у нас две серии. Текст каждой отдельной прибаутки или песенки в 1 серии расположен на карточках так же, как это было только что описано для побасенок, или же делится на две части. Например, песенка 62 из кн. Капицы „Солнышко-ведрышко"... написана на двух цветных карточках (розовых). На первой: 1. Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко. На второй: 2. Твои детки плачут, по камешкам скачут, хлебца есть хотят. Один ребенок читает первую половину текста на первой карточке, другой читает вторую половину на второй. Таких разделенных на две части текстов было взято нами несколько. Делить текст нужно так, чтобы каждая часть являлась одним или двумя законченными предложениями, например (№ 23): первая часть (на карточке 1) — Сова, совинька, сова, большая голова, на колу сидела; вторая (на карточке 2) — в сторону глядела, головой вертела. Или (№ 63), — на карточке 1 — первая часть: 1. Дуга радуга, не давай дождя; на карточке 2—-вторая часть: давай солнышко - колоколнышко.
Если в тексте есть вопрос, то его нужно делить на вопрос и ответ, например песенка 84, — на первой карточке вопрос: 1. Ты, рябинушка, раскудрявая, ты когда взошла, когда выросла?" На второй ответ: 2. Я весной взошла, летом выросла, по зорям цвела, солнцем вызрела. Или песенка 67, - на первой карточке вопрос: 1. Весна — красна, ты на чем пришла, с чем приехала? На второй — ответ: 2. Я с поднебесья пришла, я приехала да на сошечке, на боронушке.
Вторая серия карточек содержит в себе прибаутки и песенки, разделенные на несколько частей, соответственно вопросам, заключающимся в каждом отдельном тексте. Так, например, прибаутка 34 состоит из трех вопросов и трех ответов; на первой карточке три вопроса: 1. Кисонька, лисонька, где была? 2. Что делала? 3. Что бабушка дала? — На второй три ответа: 1. У бабушки. 2. Сукно ткала. — 3. Маслица кусочек, сукнеца лоскуточек. Так же разделен текст и в прибаутках 35, 47, 48 и 49.
В "длинных песенках", например, в 73-й, текст разделен по строчкам: на первой карточке восемь строчек, на второй — семь.
Первая карточка: 1 строчка. Пора - пашню пахать. 2. Пора горох сеять. Пора и молотить. 4. Пора муку сеять. 5. Пора тесто месить. 6. Пора пирог сажать. 7. Пора пирог делить.8. С Васенькой пирог.
Вторая карточка: 1 строчка: Пора боронить. 2. Пора горох снимать. 3. Пора горох молоть. Пора квашню творить. 5. Пора пирог печь. 6. Пора и вынимать. 7. Лизаньке пирог.
В песенке 118 текст разделен на семь частей по одной, по две, по три строчки в каждой. Первая карточка: 1. Сидит, сидит зайчик под кустом, под кустом. 2. Вы, охотнички, скачите, на мой хвостик поглядите. 3. Сидит белый зайка. 4. Охотнички скачут. 5. Вы, охотнички, скачите, меня, зайку, не ищите, я не ваш, я ушел. Вторая карточка: 1. Охотнички едут по пустом, по пустом. 2. Я не ваш, я ушел. 3. Ушки жмет, ушки жмет. 4. В мимолет, в мимолет.
Эти карточки читают двое детей по очереди. Один читает первую строку (как в песенке 73) или первую часть (как в песенке 118) на первой карточке, другой первую строчку или первую часть на второй карточке. Так один читает: Пора пашню пахать. Другой: 1. Пора боронить. Один: Пора горох сеять. Другой: 2. Пора горох снимать и т. д. В песенке 118 можно занять нескольких детей: один читает за зайчика, остальные изображают хор. Так, один читает 1. Сидит, сидит зайчик под кустом, под кустом. Хор отвечает: 1. Охотнички едут по пустом, по пустом и т. д.
Я привела те образцы детского фольклора (из книжки Капицы), которые были у нас в обращении, но их можно набрать сколько угодно по усмотрению учительницы. Некоторые дети не только читают эти карточки, часто выучивая их наизусть, но и списывают, что является хорошим упражнением внимания, так как им приходится списывать сразу с двух карточек, попеременно то с одной, то с другой, внимательно следя за текстом.
Из книги Ю.И. Фаусек Русская грамматика по методу Монтессори. Проект "Мария и Юлия", Санкт-Петербург 2011.