“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Мария Монтессори о научной педагогике, как о главном источнике понимания детства 

18 марта 2023, 17:08  Просмотров: 159

Физиология болезни ярче высвечивает маршрут образования


Здесь будет представлена моя образовательная программа, которую мы обсудим. И, наверное, я должна сказать несколько слов о себе. По счастливой случайности десять или одиннадцать лет назад я получила медицинское образование и работала ассистентом в психиатрической клинике при Римском университете. Фрагментарно я имела возможность изучать больных с психическими заболеваниями и должна была выбрать дальнейшее направление работы.

Мне были интересны госпитализированные в клинику дети с психическими отклонениями в развитии. Но интуиция подсказывала мне, что таким детям нужны не столько медицинские методы лечения, сколько образовательные. После изучения лечебной (терапевтической) педагогики в Лондоне и Париже я поставила задачу лечить больных детей как учитель, а не как медик.

Физиология болезни ярче высвечивает маршрут образования. Он проходит от ненормального состояния ребенка к норме и гораздо ярче, чем в обычных условиях, виден методический вклад экспериментальной психологии и гигиены в дело образования, хотя душа человека, душа ребенка так и остается неизведанной, не изученной до конца, и особенный ее строй все еще считается ошибкой природы.


Два с половиной года назад мне представился счастливый случай. Эдуардо Таламо – руководитель государственного Института улучшенных жилищ, человек высокого интеллекта и мыслящий прогрессивно, – предложил участвовать в его проекте.

Мне представилась возможность стать организатором семейной школы, которая объединила бы детей жильцов многоквартирного дома, в котором живет и сама учительница. Эта школа была частью повседневной жизни всего жилого комплекса. В ее работе принимали участие матери, сестры и братья детей, и сами дети всегда могли вернуться к себе домой.

Я получила возможность экспериментировать с методом, мною разработанным. И после некоторого времени занятий с детьми, не веря своим глазам, я поняла, что эти методы в еще большей степени пригодны для занятий с детьми обычными, чем с больными, потому что все дети пока не обучены, но должны быть подготовлены к жизни в обществе. Оказалось, мой метод может работать в качестве критерия разумного развития человеческой индивидуальности. Веря в здоровье организма, мы должны иметь веру и в здоровье духа.

Метод антропологии и экспериментальной психологии может быть применен к педагогике. А учителю предстоит из механика превратиться в настоящего натуралиста, естествоиспытателя и следовать тому, что предлагает природа.


Новой школе нужен новый учитель


В старой школе – школе принуждения – мы не могли ни видеть, ни понимать истинную жизнь ребенка. Мы были бабочками, прикрепленными иголкой к стеклу окна. Нам было не до наблюдения естественной жизни детей.

Теперь же нам предоставляется возможность построить школу, сформированную детским и собственным опытом. Для такой школы нужен Новый учитель.

Те, кто наблюдал наших детей, понимают, что они вряд ли смогли бы проявить такие физические и интеллектуальные способности, если бы к работе с ними не применялись новые, откровенно простые и совершенные методы.

Например, когда мы увидели, что некоторые дети не проявляют интереса к игрушкам, у нас словно пелена упала с глаз. Мы стали замечать природные проявления детской любви и творческого таланта и поняли цену уважения к естественной свободе детей. Не той свободе, которая граничит с анархией, но той, которая помогает проявить лучшее в детской душе.

Мы нашли новую тропу, ведущую к самодисциплине человека, который сам хочет решать проблемы несоразмерно большего масштаба, чем просто вопросы собственного образования.

Революционеры часто оставались голодными, воплощая в жизнь идеи освобождения человечества, и стремясь не растерять при этом свое достоинство и дисциплину.


Эта жизнь обязательно будет лучше, чем наша, и к ней дети должны хорошо адаптироваться


Но позвольте мне вернуться к образу поезда, о котором я уже говорила. Ученики нашей школы будут теми путешественниками, которые несут бремя. Но они обязательно смогут найти свое место в поезде жизни. Вот почему, вам будет полезно и интересно изучение нашего метода воспитания детей.

Не многим людям высокого социального положения дано не просто увидеть зрелище грязных улиц квартала Сан Лоренцо с его маленькими обитателями, но осознать значение нашего метода для детей, которые здесь живут и находятся на пути к взрослой жизни. Эта жизнь обязательно будет лучше, чем наша, и к ней они должны хорошо адаптироваться. Об этом я говорила на открытии детского сада в Сан Лоренцо. 

В число первых энтузиастов нового метода мне хотелось бы включить баронов Франкетти, которые поддержали наши эксперименты, так как понимали, что они делают нашу страну равной среди равных в мире. Их работа согласуется с пылом и верой нашей души и энтузиазмом апостолов!


Как мы можем осуществлять научную педагогику? 


Прежде всего, надо принять тот факт, что новая педагогика носит научно-диагностический характер. Почти все врачи, действительно, видят параллелизм между развитием медицины и педагогики. Первые врачи были философами, и первые эмпирические исследования в медицине дали нам чуть ли не больше, чем сами медики. 

Эмпирические и анатомические исследования человека ознаменовали революцию в медицине, и человеческое тело стало предметом эстетической ценности, например, в работах Андреаса Везалия. Медицина реконструировала наблюдения жизни от микроорганизмов и бактерий до человека, чтобы понять и облегчить боль страдающего человека. 

В следствие этого, школа впервые увидела разницу между здоровыми и больными детьми, а учителя осознали, что надо знать не только инструменты измерения и исследования своих учеников, но проникнуться духом исследователей и ученых. 

В школах пока не хватает учителей, обученных антропологии и психометрии. Но даже и этого не достаточно знать для новой школы. Учитель должен быть всесторонне образован. В нем сливаются воедино его собственные исследования и мысли философа. 

Мы наблюдаем низкий уровень общей культуры учителей, и спасти школу могут только освоение ими экспериментальных наук и теоретическое обновления педагогики, а так же художественного образования. 


Учителям надо стать натуралистами, а ученикам следует предоставить свободу


Только в свободе человек может полностью выразить себя. Детям должна быть предоставлена свобода, как в прежние времена рабам, которые за нее сражались, – свобода моральной и духовной жизни. Такая победа даст научной педагогике истинную основу. Новые формы школ и учителей. Координация воспитательной работы школы и семьи. Такие условия общественной жизни рождаются в школе. 

Поэтому основными особенностями ее реформирования станут обобщение прежнего педагогического опыта, природосообразность, о которой я уже говорила, свобода, отдельные исследования, упрощение содержания программ, внимание к психологическим особенностям детского возраста. Идеальный тип нового учителя – наблюдатель и обаятельный проводник детских душ. В сравнении с сегодняшними авторитарными учителями, он координатор и помощник. 


Семья и образование объединились в одном и том же доме, и нам необходимо такое взаимодействие 


Дом Детей – это только начало, попытка обеспечить островок мира, оазис природы. Вмешательство учителя в семью, школы в общество ­ это своеобразная попытка искупления наших грехов перед детьми. 

Об этом говорит опыт синьоры Терезы Бонтемпи в Тичино по созданию с 1803 года 700 школ и 100 детских садов по Фребелю, которые демонстрируют абсолютную власть педагогов над детьми. 

В то же время нам следует создавать детские сады Монтессори даже в этих старых «питомниках», чтобы матери могли различными способами влиять на жизнь своего ребенка и принимать реальное участие в его образовании. 

О подобном опыте рассказывает синьора Анна Маккерони из Дома детей в Милане. Мне хотелось бы поблагодарить всех педагогов, кто попытался добровольно осуществить мои идеи, в которых по сути нет ничего нового, но они ясно показывают то, что было до сих пор сокрыто. К счастью Мечтатели всегда есть на земле! И нас утешает, что именно они показывают нам путь к Высокому. 

Барон Франкетти понял это и поэтому мы сегодня собрались здесь. Сенатор заявил: «Эти слова и этот метод не должны блуждать из уст в уста, но должен стать средством пропаганды новой педагогики». Когда мы разойдемся, и каждый вернется к месту своей службы, у нас навсегда останется радостная привилегия и счастье быть учителем, видеть и понимать детей, с которыми мы работаем.

Мария Монтессори. Из работы «Научная педагогика. Курс лекций» Изд. Римского Университета «CITTA DI CASTELLO» 1909 год Архив Грации.Х. Фрешко Русский перевод Елены Хилтунен. Первая публикация в России в 2014 году.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?