“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Целый мир вокруг тебя и в тебе самом. Большие Истории

10 февраля 2024, 17:03  Просмотров: 22

Воображение, восприимчивость к знанию и потребность к общению 


Обучение ребенка в монтессори-классе детей 6-9 лет не является прямым продолжением его обучения в монтессори-группе детского сада Монтессори. Это обусловлено тем, что к шести годам большинство сенситивных периодов возраста 3-6 лет уже закрыты и ребенок начинает жить другими потребностями. Перед нами человек, который завершил «строительство себя», сформировал умения управлять своими движениями, в достаточной степени развил мелкую моторику, утончил сенсорное восприятие и подготовил свой ум к восприятию математики. Он, как правило, уже умеет читать и писать. И теперь он готов двигаться дальше. 

В возрасте шести-семи лет ребенок переходит на новую стадию развития, которую Монтессори называла Космическим планом. Основными характеристиками этого возрастного периода являются: мощное развитие воображения; особая восприимчивость и интерес к культуре; потребность взаимодействовать с группой; особая чувствительность к вопросам справедливости, морали и нравственности. 

На этой стадии ребенок страстно интересуется вопросами происхождения мира, основополагающих законов, причин и следствий. Ничто не может удовлетворить его любопытство, кроме целостной картины всего мира. Ему уже мало «дома», привычной среды, ему нужен весь мир целиком. Он хочет понять, где его место в этом мире. 

Монтессори говорила, что это возраст, когда мы должны без устали «сеять зерна интереса», и чем больше, тем лучше. В этот период нет неподходящих тем и наук, время для которых еще не настало. Напротив, чем больше областей знания мы откроем перед ребенком сейчас, тем более точно и тонко он сможет определять свои интересы впоследствии, когда «посеянные зерна начнут давать всходы». 

Знакомя ребенка с географией, астрономией, биологией, математикой, языком и литературой, мы даем ему возможность искать и выбирать для себя то, что он сможет изучать и рассматривать на протяжении всей своей последующей жизни. 


У всего в мире есть своя космическая задача 


Опираясь на знание о потребностях этого возраста и питая их, мы можем также донести до ребенка важные идеи, которые являются ключевыми аспектами Космического плана. У всего в мире есть свое место и своя космическая задача. Таким образом, дети приходят к выводу: «Если у всего есть, то и у меня, вероятно, тоже». Жизнь подчиняется своей задаче, она основывается на ней. 

Например, растения не спорят, надо ли им осуществлять фотосинтез, они просто делают это. Жеребенок не мычит, а остается жеребенком и вырастает лошадью. Так, каждый из нас рожден собой и должен, оставаясь собой, понять свое предназначение. 

Жизнь разумна. Все формы жизни имеют свое знание о том, что им делать, как они должны жить. Любовь – основа развития. Чем более развито существо, тем больше в нем любви. И делаем мы это через Большие Истории. 

Большие Истории (Great Lessons) доступным языком рассказывают детям о том, как появилась Вселенная, как развивалась наша планета, как зародилась жизнь, как жили древние люди, как они научились писать и придумали математику. Мы предъявляем ребенку Вселенную Истории позволяют реализовать на практике один из основополагающих принципов школьного монтессори-образования – продвижение от целого к частному. И это одно из ключевых отличий монтессори-образования от традиционной формы обучения. 

В монтессори-школе мы начинаем с целого – предъявляем ребенку Вселенную. Именно Большие Истории дают ребенку базовое представление о «целом» и о совокупном взаимодействии всех его элементов. Они помогают ребенку получить целостную картину мира, которая в дальнейшем будет детализироваться, уточняться и углубляться. Они представляют собой основную структуру, на которую в дальнейшем накладываются все остальные знания, приобретаемые ребенком через работу с материалом и собственные исследования. Их главная задача – не заставить ребенка запомнить события и факты, а затронуть его воображение и произвести глубокое эмоциональное впечатление, вдохновить и поразить ребенка, сделать его более чутким и «слышащим сердцем». 

Образовательная среда школьного монтессори-класса должна быть выстроена таким образом, чтобы являться продолжением Историй. Это позволяет учителю, дающему презентацию любого материала, показать ребенку связь между этим материалом и Историей, помогая ему тем самым «положить полученное знание на нужную полку». 

Таким образом, ребенок научается видеть взаимосвязи между всеми вещами и явлениями, которые окружают его. Так, ребенок открывает, что каждое событие является следствием некоторой причины, что все вещества подчиняются главным природным законам, что все живые существа в мире зависят друг от друга и имеют свои задачи для поддержания гармонии в мире. 

Математика оказывается связанной с природой, историей и географией, язык и письменность – с творчеством и культурой. И сам человек является частью целого, у него есть собственные задачи, которые должно выполнять. В монтессори-школах традиционно рассказывают пять Больших Историй: 

  • Возникновение Вселенной
  • Появление Жизни на Земле
  • История Человека
  • История письменности
  • История чисел. 

Мы рассказываем Большие Истории каждый год, в каждом классе, и дети слышат их по несколько раз на протяжении своего обучения. И каждый раз они открывают в уже знакомых Историях что-то новое и важное для себя. И каждый раз они по-разному проживают их – через мастерские и погружения, через свободную работу с материалом, через экскурсии, через проекты и исследования. 


Кто придумывает Большие Истории? 


Мария Монтессори не оставила текстов Больших Историй. В книге «Как развить внутренний потенциал человека» описан только сам принцип предъявления ребенку Вселенной и идеи Космического плана. Первые тексты Историй составил после ее смерти Марио Монтессори, сейчас их рассказывают на курсах подготовки монтессори-учителей. 

В каждой стране учителя адаптируют Истории в соответствии с культурными и национальными традициями и собственным мировоззрением. Кроме того, современная наука предлагает нам все больше деталей и гипотез, и мы, конечно, отражаем их в современных версиях Историй. Чтобы рассказать Историю, которая сможет глубоко затронуть ребенка, учитель должен иметь собственное переживание, связанное с ней. 

К каждой Истории учитель тщательно готовится, создает или подбирает материалы для демонстрации, ищет новые интересные факты или гипотезы, просматривает научные фильмы, читает книги и статьи на соответствующую тему. Поэтому каждая рассказанная История так или иначе отражает, помимо прочего, личность самого учителя, его собственные знания и интересы. При этом каждый раз мы обязательно отмечаем, что рассказываемая История – это только одна из возможных версий. 

Важно помнить, что главная задача педагога, сопровождающего ребенка младшего школьного возраста, – разбудить его воображение, поразить его законами Вселенной, тем, как она устроена, как велика и прекрасна. Мы должны вдохновить его, сделать открытым к познанию, способным видеть и замечать. Тем самым мы не только удовлетворяем его интеллектуальный голод, мы питаем его дух. И это совсем не то же самое, что просто дать набор знаний, адекватный возрасту. 

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (49) 2015 г. Фото предоставлено автором.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?