От шумящих цилиндров к звуковым играм
Дети, посещающие детский сад Монтессори, еще в сенситивный период развития чувств, то есть в 3 – 4 года, упражнялись с дидактическими материалами, которые помогают утончению слуха. Прежде всего, это шумящие цилиндры. В них надо было сравнить пары деревянных цилиндров и отыскать одинаково шумящие. Это непростая задача даже для взрослого уха. А дети, с удовольствием занимаясь с материалом, постепенно утончали слух.
Теперь, в 5-6 лет, умение прислушиваться и различать звуки пригодится им в освоении письменной речи.
Описание материала
Коробка или несколько коробочек с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков. Например, [К]. Тогда в коробке лежат: Кузнечик , жуК, стреКоза, Краб, аКула и т.д. К этому прилагается небольшая деревянная или картонная полоска или коробка, разделенная на три части. В нее мы будем раскладывать предметы, определяя, где мы слышим звук К - в начале, в середине или в конце слова.
Прямые и косвенные цели работы с материалом
Устанавливая на полке тот или иной дидактический материал, мы думаем, прежде всего, насколько выполнимы детьми ПРЯМЫЕ и КОСВЕННЫЕ цели работы с этим материалом. Причем, наиважнейшими для нас являются именно косвенные цели.
Итак, звуковые игры или определение позиции звука в слове.
Прямая цель: ребенок учится определять, где он слышит тот или иной звук: в начале , в середине или в конце слова.
Косвенная цель: подготовка к фонетическому разбору слова, утончение слуха, подготовка к письму, чтению, развитие языковой интуиции.
Презентация и упражнения
Взрослый может показать ребенку, как работать с этим материалом. Все предметы достаются из коробочки и называются. Затем взрослый просит ребенка назвать один звук, который слышится в каждом произнесенном слове. Для этого он четко произносит названия предметов, голосом выделяя этот звук. Если он слышится в начале слова, предмет кладут в первую ячейку подноса, если в середине – во вторую, а если в конце – в третью.
После презентации все предметы снова укладываются в коробку, и ребенок продолжает работать самостоятельно.
Как известно, согласные звуки русского языка имеют разное качество, могут звучать мягко или твердо. Дети быстро замечают эту особенность, даже если специально не говорить им об этом. Упражнения со звуками хорошо развивают в них языковую интуицию, которая впоследствии станет основой грамотной речи.
Надо ли делать коробочки с предметами на каждый звук? Не обязательно. Ведь для ребенка главное – заметить основной принцип выделения звука. В дальнейшем он будет делать это, не опираясь на предметы в коробочке. Но первоначально можно подобрать в двух-трех коробочках предметы, в названиях которых будет звук одного какого-то качества.
Делая следующий шаг по пути абстрагирования, вместе с предметами можно положить и картинки, выполняющие ту же функцию. Ребенок будет называть вслух или про себя предметы, изображенные на картинках, и раскладывать по отделениям подноса.
Как видим, упражнение относится к числу фонетических, никак не связанных с письмом, и тем более с письменной речью. Малыш может работать с материалом, вовсе не зная букв, символизирующих звуки. Момент перехода от звука к букве произойдет позже, когда у ребенка спонтанно появится потребность как-то обозначить, зафиксировать отдельный звук. Наблюдательный учитель обязательно отметит в жизни ребенка этот момент и поможет сделать следующий шаг.
Разумеется, легче всего ребенку услышать первый звук в слове. Вот почему в большинстве «Азбук», продающихся в магазинах, рядом с каждой буквой нарисован предмет, название которого с этой буквы начинается.
К сожалению, часто в русских «Азбуках» можно встретить слова, в которых первый звук слышится не так, как написана буква, которую ребенок изучает. Например, рядом с буквой «О» нарисована картинка с изображением огурца. Но, при произнесении, первый звук этого слова слышится ребенку близким к «А», и он с трудом понимает, почему так происходит. Лишь позднее дети делают открытие, что в русском языке далеко не все слова пишутся так, как они читаются и произносятся.
Звуки в кругу
Делать попытки распознавать звуки в словах можно и с группой детей. Материал тот же, что и в предыдущем упражнении. Надо только в коробку положить столько предметов, сколько детей в группе.
Дети сидят в кругу. В центре на коврике лежит коробка с предметами и поднос, разделенный на три части: «начало», «середина», «конец». Дети по очереди входят в круг и выбирают один из предметов или картинок. Затем по просьбе наставницы каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки-предмета и определяет, где он слышит звук, который назвала наставница: в начале, в середине или в конце. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.
Можно попросить детей, чтобы они каждый раз поясняли качество звука – мягкий он или твердый (если это согласный). Малыш кладет свой предмет в соответствующую лунку подноса и определяет их место в контексте слова.
Разумеется, в этом упражнении игрушку-предмет можно заменить картинкой. Их легче подобрать в любом количестве. Называя звуки, детям пока не стоит говорить, какие из них гласные, а какие согласные. Это сравнение происходит в ребенке пока подсознательно, интуитивно. В других упражнениях он еще долго будет обнаруживать разницу звуков и букв. Но она всегда будет приходить опосредовано, через слух, зрение, тактильные ощущения, а не напрямую.
Как мы знаем, это тоже было принципиальным подходом Марии Монтессори. Терминология языка вводится в лексикон ребенка гораздо позднее. Теперь, когда ребенок умеет интуитивно и самостоятельно выделять звуки в слове, можно перейти к формированию образа письменной буквы. Впрочем, и этот процесс начнется, как утверждает М. Монтессори, спонтанно. Нам, взрослым, надо лишь отметить момент и предложить малышу соответствующие занятия.