“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

У наших детей имеется серия из десяти кубов, окрашенных в бледно розовый цвет

25 марта 2023, 13:44  Просмотров: 142

Происхождение Розовой башни М. Монтессори и ее преображение 


По методу сенсорного воспитания, который предложила Мария Монтессори, ребенок сам воспитывает себя, так как контроль над ошибками находится внутри материала. М. Монтессори превратила психологические орудия, измеряющие те или иные достижения ребенка, в дидактические материалы, предметы человеческой культуры, которые помогают ребенку обострять отдельные чувства через многократные упражнения с теми или иными предметами. М. Монтессори пишет: «Среди умственных мерил, применяемых во Франции, или в ряду мерил, установленных де Санктисом для диагноза умственных уровней, часто давались кубы различной величины, ставившиеся на различных расстояниях. Ребенку нужно было отобрать наименьший и наибольший кубы. Хронометром же измерялось время реакции – промежуток между приказом и его исполнением; учитывались так же и ошибки. Я повторяю, что в подобных упражнениях забывается фактор культуры, - я разумею сенсорную культуру».


Мария Монтессори о своем автодидактическом материале 


«У наших детей в числе прочих дидактических материалов, имеется серия из десяти кубов. Первый имеет в основании десять сантиметров, а у прочих основания уменьшаются на один сантиметр, так, что основания последнего кубика – один сантиметр. Упражнение заключается в складывании этих деревяшек, окрашенных в бледно розовый цвет, на зеленый коврик; затем сооружается башня: в основание ставят большой куб, на него – следующие по величине, а на самом верху – кубик в один сантиметр. 

Из кубиков, разбросанных по зеленому ковру, дети должны каждый раз отбирать «самый большой». Эта игра особенно занимает малюток двух с половиной лет, которые, которые, соорудив башенку, разрушают ее ударом ручонки и любуются розовыми вещицами, рассыпанными по зеленому ковру. Потом они опять начинают постройку, возводя и разрушая ее по многу раз». 

Описание материала. 10 деревянных кубов разной величины, покрашенных розовым цветом. Ребро самого большого куба – 10 см. Ребро самого маленького – 1 см. 


Прямые и косвенные цели работы ребенка с Розовой башней 

 

Устанавливая на полке тот или иной дидактический материал, мы думаем, прежде всего, насколько выполнимы детьми ПРЯМЫЕ и КОСВЕННЫЕ цели работы с этим материалом. Причем, наиважнейшими для нас являются именно косвенные цели. 

Прямая цель в работе с материалом, это цель ребенка, который взял его с полки, поставил на стол или на рабочий коврик и начал самостоятельно упражняться. Выстроить гармоничную Розовую Башню руководствуясь принципом «от большого кубика – к маленькому» – вот цель ребенка, которую мы называем ПРЯМОЙ. В каждом монтессори-материале заложена такая цель. А косвенная? 

КОСВЕННАЯ  цель – это цель, которая достигается детьми незаметно для них самих, но которую могут увидеть глаза педагога, наставницы. Косвенная цель – это цель, ради которой создавался дидактический материал, или что происходит с ребенком, когда он работает с материалом. 

В построении Розовой башни это утончение зрительного чувства, концентрация внимания, координация движений, умение сравнивать предметы и строить сериационный ряд. Рождаются представления, а затем и понятия: «большой – маленький», «больше, чем… – меньше, чем»; спонтанно происходит подготовка к математике. 


Презентация материала 


Наставница и ребенок подходят к Розовой башне, которая обычно стоит между полок на специальной низкой подставке. – Давай попробуем строить Розовую башню на коврике, который ты уже расстелил, – предлагает наставница. Если ребенок соглашается, наставница берет самый маленький кубик башни и ставит его на левую ладонь малыша. Она сама покрывает его правой ладошкой кубик и предлагает таким образом отнести этот маленький розовый кубик на рабочий коврик. Ребенок делает это. И пока кубик лежит на ладошке ребенка, в сознании малыша рождается представление о его величине. 

Таким же образом – по одному – ребенок переносит на коврик все остальные кубы Розовой башни. Важно, чтобы это действие производила не наставница, а именно сам ребенок. Ладони его, по мере увеличения куба, расширяются, и, к тому же, малыш ощущает явное изменение веса кубов. 

Рука и разум с первой минуты прикосновения к материалу начинают работать вместе. Итак, кубы лежат на коврике в беспорядке. Наставница глазами выбирает самый большой куб и ставит его в центре ковра. Затем, так же, глазами, она, из оставшихся, выбирает самый большой и, двигая его по ковру сравнивает то с одним, то с другим. Убедившись, что этот куб действительно самый крупный, устанавливает его на первый. 

Наставница продолжает работу в этом духе до тех пор, пока Розовая башня не будет построена до конца. Теперь можно предложить ребенку обойти вокруг коврика и полюбоваться постройкой. А затем, не спеша, разобрать башню, и оставить ребенка наедине с ней. Малыш будет пытаться выстроить Розовую башню самостоятельно. В конце работы башня опять разбирается. По одному кубику ее переносят и выстраивают на традиционном месте. 


Упражнения ребенка с Розовой башней 

 

Упражнения состоят в разнообразных построениях кубов по принципу «большой – маленький». Кубы можно построить на ковре по диагонали, по кругу, «лестницей», повернув четные кубы на 45 градусов и т. д. 

Говорят, дети из монтессори-школ придумали около 70 различных построений. Есть специальные книжечки, предлагающие ребенку варианты построений Розовой башни. Но, конечно, лучше, если, поняв основной принцип, он будет придумывать собственные варианты работы с кубами. 

Многие педагоги и родители спрашивают, что делать, если малыш начинает строить из этого дидактического материала домик или гараж для машинок. Ведь тогда нарушается смысл его применения, не приводятся в действие механизмы сенсорного развития. 

Ответ один: отведите ребенка в уголок, где в ящике сложен строительный материал и предложите ему строить гаражи и домики там. Скажите, что то – это то, а это – это… «Ведь не будешь же ты чистить зубной щеткой ботинки!» …

Можно провести с кубами Розовой башни трехступенчатый урок, о котором мы уже не раз говорили. Положить перед ребенком два куба, разных по величине и сказать: Это – большой, а это маленький; Дай мне большой! Дай мне маленький! Это – какой? После этого ребенку будет легко играть с наставницей или с кем-то, из старших детей, в игру с кубами на двух ковриках. 

Наставница кладет на один коврик средний по размеру куб и просит ребенка:    - Принеси сюда куб меньше (или больше) этого!
Ребенок бежит к коврику, где в беспорядке разложены кубы Розовой башни, отыскивает нужный куб и несет его наставнице. 

Можно играть в построение Розовой башни и всем вместе. Дети сидят в кругу. Наставница раздает им кубы Розовой башни: каждому по одному. Затем она предлагает разглядеть получше свой куб и кубы соседей по кругу и выйти в центр того, у кого оказался самый большой куб. 

Ребенок выходит и ставит этот куб в центр коврика, который лежит в кругу. Коллективное построение башни продолжается, пока самый маленький кубик не окажется на ее вершине. 

 Можно показать детям, как следует проверить правильность построения башни. Для этого все кубы сдвигаются на один угол, и маленький кубик прикладывается последовательно к каждому, из, уже стоящих. Оказывается, его размер и составляет видимую разницу между величиной всех 10 кубов. Так что и Розовая башня содержит внутренний контроль, позволяющий ребенку работать самостоятельно. 

Новые слова: куб, большой, маленький, больше, чем…, меньше, чем…, самый большой, самый маленький.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?