“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Существует «сенсорная культура», которую обычно не принимают во внимание. Термические бутылочки и таблички

25 июня 2023, 14:43  Просмотров: 211

Воспитание чувств имеет целью обострение различительного восприятия стимулов путем повторных упражнений


Расставляя на полках монтессори-класса автодидактические материалы, мы не должны забывать, что они принципиально не являются развивалками, продающимися в игрушечном магазине. И в домашнем варианте из рук неподготовленных родителей они вряд ли будут иметь тот же эффект, что и в классе Монтессори. В то же время М. Монтессори не считала свои пособия и приборами для измерения остроты органов чувств ребенка. Вот как она определяет свои изобретения в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики".

«Воспитание чувств имеет целью обострение различительного восприятия стимулов путем повторных упражнений. Существует «сенсорная культура», которую обычно не принимают во внимание, но она составляет важный фактор в эстезиометрии…

Итак, наш дидактический материал делает возможным самовоспитание и допускает методическое воспитание чувств. Оно зиждется не на искусстве наставницы, но на воспитательной системе. Наставница только демонстрирует предметы, которые, во-первых, привлекают внимание ребенка, а, во-вторых, заключают в себе рациональную постепенность стимулов. Не следует смешивать воспитания чувств с конкретными понятиями об окружающей среде, получаемыми с помощью органов чувств.

Равным образом мы не должны отождествлять эти чувства с номенклатурой, соответствующей конкретному понятию, и еще менее с построением синтетических или абстрактных идей…

Для упражнения в термическом чувстве я пользуюсь набором металлических чашечек, наполненных водою различных температур. Температуру я измеряю термометром. Заказала еще ряд гладких металлических сосудов, наполняемых водою. Каждый сосуд имеет крышку и термометр. Ощупывание его снаружи дает желаемое впечатление теплоты.

Еще мы предлагаем детям опускать руки в холодную, прохладную и теплую воду — упражнение, чрезвычайно занимающее их. Такого рода упражнение следовало бы проделывать и с ногами, но я пока не имела случая произвести подобный опыт».



Тепловые бутылочки Монтессори


Деревянная коробка с 8-ю отделениями. Перегородки между ними могут сохранять тепло. В каждом отделении стоит бутылочка с отвинчивающейся крышкой. На донышках бутылочек стоят парные метки: розовая — вода теплая; красная — вода горячая; голубая — вода прохладная; синяя — вода холодная.

Прежде чем начать презентацию или упражнения с этим материалом, в бутылочки наливают воду соответствующей температуры и дают несколько секунд, чтобы они нагрелись или охладились. Как видим, материал полностью соответствует принципу изоляции одного из чувств: все бутылочки имеют одинаковую форму, цвет и вес.

Контроль ошибок содержится в самом материале. Это и метки на донышках бутылочек, и возможность повторного их ощупывания.


Цели упражнений с материалом


Прямая.
Найти пары одинаковых по теплоте бутылочек и составить их в ряд. Косвенная. Утончение термического чувства, концентрация внимания, осторожность при работе с горячими предметами, координация движений, подготовка к изучению природы.

Презентация


Ребенок и наставница приносят на стол коробку с термическими бутылочками, в которые заранее налита вода. Одна из бутылочек с красной меткой на крышке стоит в левом углу коробки. С нее следует начинать.

Наставница вынимает эту бутылочку, несколько секунд держит в руках, сосредоточиваясь на ощущении теплоты, затем предлагает сделать то же ребенку. Они ставят бутылочку перед собой и начинают отыскивать среди оставшихся такую же по теплоте. Если в руках оказывается бутылочка другой теплоты, ее отставляют в сторону. Ряд одинаковых по ощущению теплоты бутылочек выстраивают перед коробкой. Можно перевернуть бутылочки и проверить по меткам, нет ли ошибок.

Упражнения


Можно построить ряд бутылочек по возрастающей или убывающей теплоте, начиная с самой холодной или с самой теплой. Можно найти предметы обихода, которые периодически нагреваются (чайник, кастрюля, утюг, батарея).

«Я заставляю так же детей класть руки в холодную, тепловатую и теплую воду, — упражнение, чрезвычайно занимающее их. Такого рода упражнение следовало бы проделать и с ногами, — но я пока не имела случай произвести этот опыт». М. Монтессори, 1913 год


Термические таблички


Деревянная коробочка с четырьмя отделениями, в которых лежат 4 пары одинаковых по размеру табличек (8х4 кв. см), сделанных из разных материалов: металла, дерева, войлока и мрамора.

Цели


Прямая. Самостоятельное составление на ощупь ряда из пар табличек, одинаковых по теплоте материала, из которого они сделаны.Косвенная. Тренировка теплового восприятия, термического чувства, координация движений, концентрация внимания.


Презентация


Ребенок вместе с наставницей приносят на стол коробочку с тепловыми табличками. Наставница вынимает их и раскладывает на столе полукругом. Лучше, чтобы слева лежали подряд 4 таблички из разного материала, так как ребенок сможет еще в начале презентации почувствовать их разную теплопроводность.

Наставница кладет ладони в центр полукруга и нормализует их таким образом несколько секунд. Затем она кладет ладони на две первые таблички слева (например, деревянную и металлическую) и говорит ребенку:

— Я чувствую, что они не одинаковые. Моей левой руке теплее! Попробуй теперь ты.

Ребенок пробует и соглашается с наставницей. Они снова нормализуют ладони, и наставница кладет их теперь на первую и третью таблички (деревянную и войлочную). Ощущение тепла тоже кажется ей различным. Ребенок пробует вслед за ней и соглашается.

Работа продолжается до тех пор, пока не будет найдена пара табличек одинаковая на ощупь. Ее кладут в центр стола. Постепенно выстраивается правильный ряд пар тепловых табличек. Презентация материала заканчивается.

В дальнейшем ребенок сам отыскивает таблички одинаковой теплопроводности и делает это с закрытыми глазами. Вид табличек и их внешнее качество является визуальным контролем ошибок.

Новые слова. С помощью этого материала можно ввести в словарь ребенка названия нескольких материалов: дерево, металл, мрамор, войлок. Сделать это можно через трехступенчатый урок или в процессе общения с ребенком во время его упражнений с термическими табличками.



Упражнения с термическими табличками


Можно предложить ребенку, разложив таблички и закрыв глаза, определять их теплопроводность, дотрагиваясь до них локтем, тыльной стороной ладони, кончиком носа, щекой. Можно построить сериационный ряд от самой холодной таблички к самой теплой. Контрольный ряд может установить наставница или кто-то из более опытных детей. Можно пройти босиком по разного типа полу: ковровому покрытию, деревянному паркету, кафелю, линолеуму. И после этого определить, какой пол самый холодный, а какой — самый теплый.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?