“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Стромбит, архитектоника и восходящее солнце. Что еще лежит в коробке с ракушками? 

27 апреля 2023, 11:13  Просмотров: 123

История создания материала


Материал взят из коллекции "Автодидактика. Окружающий мир", которая была создана в 2005 году при расширении уголка "космического воспитания" в группе Монтессори Ирины Любичевой Московского психолого-педагогического Центра "Радинец".

Материал демонстрировался старшим дошкольникам во время рассказывания Большой истории о происхождении жизни на Земле, а затем был оставлен на полке для самостоятельной работы детей. Дети неоднократно брали его с полки вместе с коллекцией камней и с энтузиазмом осваивали названия ракушек.

Материал был представлен слушателям курса "Основы педагогики Монтессори" в Герценовском университете в Санкт-Петербурге и получил положительные отзывы. Он подвергся усовершенствованию летом 2007 года после презентации на Международном семинаре в г. Хельсинки (Финляндия).

В 5–7 лет, следуя сенситивной активности детей, монтессори-педагоги всего мира по традиции рассказывают им Большие истории, которые хорошо описаны в книгах сына М. Монтессори Марио Монтессори. По ходу рассказа они показывают детям разнообразные опыты с Земными стихиями коллекции камней, ракушек, гербарии различных растений, расстилают вместе с детьми Коврики времени.

Дети рисуют в своих рабочих тетрадях изображения камней, ракушек, древних животных и растений. На полках в классе Монтессори появляются соответствующие материалы, которые помогают детям изучать происхождение жизни на Земле.


Описание материала


Коробка с ракушками или специальная их коллекция. Контрольная карта с изображением имеющихся в коллекции ракушек с подписями. В нашем случае на картинках изображены такие ракушки: ципрея, каури "решето", китайская сердцевидка, круглая беззубка, винтовые ракушки, восходящее солнце, венерин гребешок, страусиная лапа, ракушка-корона, стромбит, роговая ракушка и архитектоника. В материал входят так же набор контрольных карт с картинками и подписями и 12 рабочих карт для размещения карточек и образцов ракушек.


Попробуем самостоятельно изготовить автодидактический материал Ракушки


Можно подобрать картинки из старых журналов и приклеить их на картон и заламинировать. А можно скачать мой файл с картинками к материалу и вырезать картинки из этого файла.

При ламинировании карточек старайтесь, чтобы пленка для ламината была максимально плотной.

  • Острые углы на всех – и больших, и маленьких – картах следует округлить для безопасности работы детей с материалом.
  • Стремитесь использовать фотографии или реалистичные рисунки.
  • Стилизованные изображения для материалов, созданных в духе монтессори-педагогики не годятся!



Сформулируем цели работы с материалом


Прямая цель. Разложить карточки с изображением раковин моллюсков, а так же образцы ракушек на рабочие карты-подкладки, а затем с помощью контрольных карт научиться сопоставлять коллекционные ракушки с их названиями и запомнить их названия. 
Косвенные цели. Первое исследование мира животных - моллюсков. Сравнение и зрительный анализ объектов природы. Удовлетворение естественного для возраста 5–6 лет интереса к исследованиям окружающего мира. Расширение словарного запаса. Развитие зрительной памяти. Концентрация внимания на объектах природы. Упорядочивание сознания. Рука работает вместе с головой. 

Презентация коробки с материалом Ракушки 


Прежде всего ребенку хотелось бы рассмотреть ракушки из коллекции. Он ощупывает ракушки и рассматривает их в лупу. Затем наставница говорит ему, что, оказывается, каждая ракушка имеет свое название, и можно выучить эти названия, если поработать с карточками из коробки "Ракушки". 
Наставница и ребенок приносят на рабочий коврик или на рабочий столик коробку с материалом и наставница раскладывает для презентации 3-6  полосок-подкладок под материал. Она предлагает ребенку вместе с ней разложить на средней полоске контрольные карты. 
Затем методом сравнения ребенок самостоятельно раскладывает соответственно контрольным картинкам карточки с изображением ракушек, а на нижней полоске - карточки с подписями. 
Теперь наставница переворачивает верхние картинки и предлагает ребенку положить на них настоящие ракушки из коллекции. У ребенка есть возможность сравнивать ракушки с контрольными картами. 
Затем ребенок вместе с наставницей или самостоятельно прочитывает подписи с названиями ракушек, которые лежат на нижней полоске и старается запомнить их соответствие каждой ракушке. Тогда наставница переворачивает контрольные карты и смешивает подписи. Ребенок пытается "подписать", лежащие на ковре ракушки, вспоминая их названия. 
После презентации можно предложить ребенку разложить на ковре весь материал полностью. Получится очень красивая картина. Можно встать и полюбоваться ею. Упражнения с материалом Ракушки. 

Упражнения с ракушками и карточками в коробке


Главным упражнением служит попытка узнавать коллекционные раковины и правильно называть их. Следует понимать, что успешно упражняться с материалом смогут только 5–7 летние дети, которые хорошо читают или только начинают читать и в состоянии прочесть отдельные слова - названия раковин. 
Кстати, работа с этим материалом косвенно стимулирует детей к освоению процесса чтения. 

Отвечаем на детские вопросы 


Детский тест о ракушках 
Готовы ли вы ответить на вопросы детей 5 - 7 лет? 
1. Откуда взялись ракушки? 
  1. Волной выбросило их на берег
  2. Приползли на спине улиток
  3. Остались после дождя
  4. Другой ответ. 
2. Ракушки это случайно не камни?
  1. Нет.
  2. Это домики моллюсков
  3. Другой ответ 
3. Ракушки могут быть пустыми?
  1. Иногда
  2. Не могут
  3. Другой ответ 
4. Где больше ракушек: на дне моря или на берегу?
  1. На дне моря
  2. На берегу
  3. Другой ответ 
5. Бывают ракушки драгоценные?
  1. Бывают
  2. Нет
  3. Другой ответ 
6. Моллюски могут жить без ракушек?
  1. Да
  2. Нет
  3. Другой ответ. 
Готовы ли вы ответить на вопросы детей 7 – 8 лет?
1. Какого размера бывают ракушки?
  1. больше 50 см. высотой
  2. больше 10 см. высотой
  3. Другой ответ 
2. Кто такие ловцы жемчуга?
  1. Люди, специально добывающие жемчуг
  2. Животные, которые вырабатывают жемчуг
  3. Моллюски, которые едят жемчуг
  4. Другой ответ. 
3. Что дороже: золото или жемчуг?
  1. Золото
  2. Жемчуг
  3. Другой ответ 



Наблюдаем ребенка, работающего с материалом Ракушки 


Материал Ракушки предназначен для самостоятельной работы старших дошкольников во время свободной работы в классе Монтессори или дома, если родители изготовили его для своего ребенка. 
Материал обычно лежит на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и перенести на рабочий стол или на коврик. 
Обычно самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. Ребенок сразу приступает к делу, разложив перед собой рабочие карты и, освободив от резинок карточки с изображением ракушек. 
Можно наблюдать, как ребенок спонтанно ищет наиболее устойчивую позу, для работы. Он либо присаживается на ковер, либо садится на стул, придвинув его к столу. В этой связи хотелось бы напомнить, что в классе Монтессори мебель подобрана по росту детей, рабочие коврики одноцветные и имеют длину не меньше 1 метра и ширину не меньше 50 см. Работа носит индивидуальный характер, поэтому рабочие коврики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения. 
Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим. 
Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз. 
Настя Ш. 28 октября 2007 года, 5 лет и 2 месяца 
Самостоятельно выбрала материал после того, как притащила с озера несколько ракушек. Взяла с полки коробку с коллекцией ракушек и стала рассматривать их через лупу. Кто-то из взрослых предложил ей открыть коробку с материалом Ракушки и выучить названия раковин из коллекции. 
После показа, как надо работать с коробкой Настя разложила на коврике материал, продолжая рассматривать ракушки из коллекции и сравнивать их с теми, которые принесла с озера. Оказалось, что сравнивает картинки она легко и с удовольствием. А вот объединить настоящую ракушку и ее изображение ей не так-то легко. Но эта трудность была преодолена. 
Затем девочка решила запомнить названия ракушек. Она пока плохо читает, и потому пришлось позвать на помощь бабушку. Перемешав сначала три ракушки и снова разложив их на рабочих картах, она стала проверять. 
Ура! Ни одной ошибки! Тогда Настя стала раскладывать и другие ракушки, запоминая их названия. За один раз она выучила названия 6 ракушек из нашей коллекции. 
При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138–143 и на других страницах этой книги).


Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?