История создания материала
Материал взят из коллекции "Автодидактика. Окружающий мир", которая была создана в 2005 году при расширении уголка "космического воспитания" в группе Монтессори Ирины Любичевой Московского психолого-педагогического Центра "Радинец".
Материал демонстрировался старшим дошкольникам во время рассказывания Большой истории о происхождении жизни на Земле, а затем был оставлен на полке для самостоятельной работы детей. Дети неоднократно брали его с полки вместе с коллекцией камней и с энтузиазмом осваивали названия ракушек.
Материал был представлен слушателям курса "Основы педагогики Монтессори" в Герценовском университете в Санкт-Петербурге и получил положительные отзывы. Он подвергся усовершенствованию летом 2007 года после презентации на Международном семинаре в г. Хельсинки (Финляндия).
В 5–7 лет, следуя сенситивной активности детей, монтессори-педагоги всего мира по традиции рассказывают им Большие истории, которые хорошо описаны в книгах сына М. Монтессори Марио Монтессори. По ходу рассказа они показывают детям разнообразные опыты с Земными стихиями коллекции камней, ракушек, гербарии различных растений, расстилают вместе с детьми Коврики времени.
Дети рисуют в своих рабочих тетрадях изображения камней, ракушек, древних животных и растений. На полках в классе Монтессори появляются соответствующие материалы, которые помогают детям изучать происхождение жизни на Земле.
Описание материала
Коробка с ракушками или специальная их коллекция. Контрольная карта с изображением имеющихся в коллекции ракушек с подписями. В нашем случае на картинках изображены такие ракушки: ципрея, каури "решето", китайская сердцевидка, круглая беззубка, винтовые ракушки, восходящее солнце, венерин гребешок, страусиная лапа, ракушка-корона, стромбит, роговая ракушка и архитектоника. В материал входят так же набор контрольных карт с картинками и подписями и 12 рабочих карт для размещения карточек и образцов ракушек.
Попробуем самостоятельно изготовить автодидактический материал Ракушки
Можно подобрать картинки из старых журналов и приклеить их на картон и заламинировать. А можно скачать мой файл с картинками к материалу и вырезать картинки из этого файла.
При ламинировании карточек старайтесь, чтобы пленка для ламината была максимально плотной.
- Острые углы на всех – и больших, и маленьких – картах следует округлить для безопасности работы детей с материалом.
- Стремитесь использовать фотографии или реалистичные рисунки.
- Стилизованные изображения для материалов, созданных в духе монтессори-педагогики не годятся!
Сформулируем цели работы с материалом
Прямая цель. Разложить карточки с изображением раковин моллюсков, а так же образцы ракушек на рабочие карты-подкладки, а затем с помощью контрольных карт научиться сопоставлять коллекционные ракушки с их названиями и запомнить их названия.
Косвенные цели. Первое исследование мира животных - моллюсков. Сравнение и зрительный анализ объектов природы. Удовлетворение естественного для возраста 5–6 лет интереса к исследованиям окружающего мира. Расширение словарного запаса. Развитие зрительной памяти. Концентрация внимания на объектах природы. Упорядочивание сознания. Рука работает вместе с головой.
Презентация коробки с материалом Ракушки
Прежде всего ребенку хотелось бы рассмотреть ракушки из коллекции. Он ощупывает ракушки и рассматривает их в лупу. Затем наставница говорит ему, что, оказывается, каждая ракушка имеет свое название, и можно выучить эти названия, если поработать с карточками из коробки "Ракушки".
Наставница и ребенок приносят на рабочий коврик или на рабочий столик коробку с материалом и наставница раскладывает для презентации 3-6 полосок-подкладок под материал. Она предлагает ребенку вместе с ней разложить на средней полоске контрольные карты.
Затем методом сравнения ребенок самостоятельно раскладывает соответственно контрольным картинкам карточки с изображением ракушек, а на нижней полоске - карточки с подписями.
Теперь наставница переворачивает верхние картинки и предлагает ребенку положить на них настоящие ракушки из коллекции. У ребенка есть возможность сравнивать ракушки с контрольными картами.
Затем ребенок вместе с наставницей или самостоятельно прочитывает подписи с названиями ракушек, которые лежат на нижней полоске и старается запомнить их соответствие каждой ракушке. Тогда наставница переворачивает контрольные карты и смешивает подписи. Ребенок пытается "подписать", лежащие на ковре ракушки, вспоминая их названия.
После презентации можно предложить ребенку разложить на ковре весь материал полностью. Получится очень красивая картина. Можно встать и полюбоваться ею. Упражнения с материалом Ракушки.
Упражнения с ракушками и карточками в коробке
Главным упражнением служит попытка узнавать коллекционные раковины и правильно называть их. Следует понимать, что успешно упражняться с материалом смогут только 5–7 летние дети, которые хорошо читают или только начинают читать и в состоянии прочесть отдельные слова - названия раковин.
Кстати, работа с этим материалом косвенно стимулирует детей к освоению процесса чтения.
Отвечаем на детские вопросы
Детский тест о ракушках
Готовы ли вы ответить на вопросы детей 5 - 7 лет?
1. Откуда взялись ракушки?
- Волной выбросило их на берег
- Приползли на спине улиток
- Остались после дождя
- Другой ответ.
2. Ракушки это случайно не камни?
- Нет.
- Это домики моллюсков
- Другой ответ
3. Ракушки могут быть пустыми?
- Иногда
- Не могут
- Другой ответ
4. Где больше ракушек: на дне моря или на берегу?
- На дне моря
- На берегу
- Другой ответ
5. Бывают ракушки драгоценные?
- Бывают
- Нет
- Другой ответ
6. Моллюски могут жить без ракушек?
- Да
- Нет
- Другой ответ.
Готовы ли вы ответить на вопросы детей 7 – 8 лет?
1. Какого размера бывают ракушки?
- больше 50 см. высотой
- больше 10 см. высотой
- Другой ответ
2. Кто такие ловцы жемчуга?
- Люди, специально добывающие жемчуг
- Животные, которые вырабатывают жемчуг
- Моллюски, которые едят жемчуг
- Другой ответ.
3. Что дороже: золото или жемчуг?
- Золото
- Жемчуг
- Другой ответ
Наблюдаем ребенка, работающего с материалом Ракушки
Материал Ракушки предназначен для самостоятельной работы старших дошкольников во время свободной работы в классе Монтессори или дома, если родители изготовили его для своего ребенка.
Материал обычно лежит на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и перенести на рабочий стол или на коврик.
Обычно самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. Ребенок сразу приступает к делу, разложив перед собой рабочие карты и, освободив от резинок карточки с изображением ракушек.
Можно наблюдать, как ребенок спонтанно ищет наиболее устойчивую позу, для работы. Он либо присаживается на ковер, либо садится на стул, придвинув его к столу. В этой связи хотелось бы напомнить, что в классе Монтессори мебель подобрана по росту детей, рабочие коврики одноцветные и имеют длину не меньше 1 метра и ширину не меньше 50 см. Работа носит индивидуальный характер, поэтому рабочие коврики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения.
Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим.
Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз.
Настя Ш. 28 октября 2007 года, 5 лет и 2 месяца
Самостоятельно выбрала материал после того, как притащила с озера несколько ракушек. Взяла с полки коробку с коллекцией ракушек и стала рассматривать их через лупу. Кто-то из взрослых предложил ей открыть коробку с материалом Ракушки и выучить названия раковин из коллекции.
После показа, как надо работать с коробкой Настя разложила на коврике материал, продолжая рассматривать ракушки из коллекции и сравнивать их с теми, которые принесла с озера. Оказалось, что сравнивает картинки она легко и с удовольствием. А вот объединить настоящую ракушку и ее изображение ей не так-то легко. Но эта трудность была преодолена.
Затем девочка решила запомнить названия ракушек. Она пока плохо читает, и потому пришлось позвать на помощь бабушку. Перемешав сначала три ракушки и снова разложив их на рабочих картах, она стала проверять.
Ура! Ни одной ошибки! Тогда Настя стала раскладывать и другие ракушки, запоминая их названия. За один раз она выучила названия 6 ракушек из нашей коллекции.
При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138–143 и на других страницах этой книги).