Шершавые цифры напоминают буквы
Обратим внимание, что с красными штангами ребенок может работать, не имея представления о символах целых чисел — цифрах. Так же, как и определять позицию звука в слове он в состоянии, не зная его письменного знака — буквы.
Цифры малыш осваивает совершенно отдельно, используя для этого особые предметы: деревянные таблички с нанесенными на них шершавыми песочными изображениями чисел.
Материал
Деревянные зеленые таблички с шершавыми цифрами от 0 до 9 в коробке.
«В дидактическом материале имеются гладкие карточки, на которых наклеены цифры от 1 до 9, вырезанные из шероховатой наждачной бумаги. Карточки напоминают карточки наждачного алфавита. Метод обучения тот же, что и при обучении буквам. Ребенка учат, как ощупывать цифры в направлении письма и произносить названия ощупываемой цифры». М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики».
Цели работы с материалом
Прямая — освоить изображение и написание цифровых знаков.
Косвенная — развитие зрительной и тактильной памяти, механическое письмо, развитие мелкой моторики.
Презентация работы с шероховатыми цифрами
Проводится несколько трехступенчатых уроков на освоение цифр. Обычно предъявляются цифры в правильном порядке и обводятся двумя пальцами правой руки так, как потом записываются палочкой на манке или карандашом на бумаге без клеток.
После каждой обводки и наставница, и ребенок произносят вслух название цифры: «один», «два» и т. д. На третьей ступеньке урока ребенок, после вопроса «какая это цифра», произносит ее название.
Упражнения
К упражнениям можно отнести любые попытки найти число в окружающей его среде: на циферблате часов, на афишах, ценниках, монетах, календаре.
«Цифра, — пишет М. Монтессори, — демонстрирует ребенку синтетические функции языка и обширное поле деятельности интеллекта».
Подбор цифр
Материал для упражнения
Две продолговатые карты, на которые наклеены длинные матерчатые кармашки, на каждой по пять. Набор цифр от 1 до 9 из картона или пластика. Каждой цифры по 3–4 штуки.
Упражнение
Ребенок кладет перед собой обе карты с кармашками и сортирует набор цифр по этим кармашкам так, чтобы в первом кармашке оказались все карточки с цифрой 1, во втором кармашке карточки с цифрой 2 и т. д.
Упражнения с этим материалом служат закреплению знания ребенком процесса начертания цифр. Эти упражнения даже можно назвать тестовыми. Косвенно ребенок тренируется в упорядочивании, систематизации цифр, это тоже немаловажно при изучении математики.
И все же важнейшим на этом этапе можно считать спонтанное формирование в сознании ребенка умения изображать цифры. Теперь надо показать ребенку, что цифра служит для того, чтобы объединить «отдельное число отдельных единиц». Вслед за работой с шероховатыми цифрами ребенок подходит к рождению понятия числа.