Природное письмо
У меня сохранилась моя тетрадка 1 класса для чистописания (1956). Ей уже больше 60 лет. Наша первая учительница Зоя Владимировна Тарасова требовала от своих учеников точного и уверенного письма. Вряд ли она разбиралась в высокой науке, но была уверена, что движение руки при написании каждой буквы как-то связано с точным ее распознаванием при зрительном восприятии, а значит, впоследствии рука поможет и чтению. Недаром у Марии Монтессори самообучающийся ребенок прежде осваивает письмо, а затем чтение.
Природосообразное обучение письму в моем детстве было, видимо, в моде. Современные ученые так бы определили этот процесс. Станислас Дэйен, доктор психологических наук Французского Университетского Колледжа, говорит: «В процессе письма активируются уникальные нервные связи. При письме происходит опознавание слова через жест, своеобразное распознавание через ментальную симуляцию. Есть предположения, что эти нервные связи воздействуют на учебный процесс способом, о котором мы даже не подозреваем. Но учиться так действительно легче».
Преимущества самостоятельного письма от руки заключаются не только в распознавании букв
Когда росли мои старшие дети, я мало задумывалась о значении рукописного воспроизведения речи – в педагогическом университете меня этому не учили, а школа жила еще без компьютеров, у детей продолжались уроки чистописания. Набору печатных шрифтов на пишущей машинке некоторых из них учили лишь в старших классах и только тех, кто хотел получить профессию машинистки-стенографистки.
В 1980-х, когда в школу пошли мои младшие дети, я обнаружила, что в 1 классе у них появились специальные тетрадки «для печатания», и их сначала начинали учить «печатать», а уж потом – рукописным шрифтам. Уроки чистописания отменили. Мне казалось это ошибкой в изменении содержания образования, но доказательств не было. Они появились лишь в последние годы.
«Преимущества самостоятельного письма от руки заключаются не только в распознавании букв. Исследование доктора психологических наук Университета Вашингтона Вирджинии Бернингер демонстрирует, что письмо печатными буквами, письмо прописью и печать на клавиатуре предполагают совершенно различные виды деятельности с таким же разнородным результатом.
Вирджиния изучала учеников 2-5 классов и тексты, которые они создавали разными способами. Тексты детей, пишущих от руки, не только быстрее создавались, но и оказались эмоциональнее и насыщеннее. Результаты МРТ показали определённую связь между письмом от руки и творческой генерацией идей. Дети, которые показали лучшие результаты в письме от руки, показали при сканировании мозга более высокую активность в зонах, ответственных за рабочую память, а также общее повышение активности в зонах, ответственных за чтение и письмо».
Бум клавиатуры
В последние годы компьютер с его печатной клавиатурой захватил сознание большинства взрослых, многие решили, что ребенку в жизни совершенно не пригодится усердие в рукописном чистописании. Но я все равно не поверила расхожим представлениям и, упрямо отмотав ленту времени на полвека назад, научила своих внуков вначале рукописному письму, а затем они самостоятельно освоили и шрифты печатные. И оказалось, что хорошо натренированная в детстве рука дала им в то же время хорошую память и сметливый ум.
Вчера я достала из шкафа свою «юбилейную» тетрадку по чистописанию и спросила 8-летнюю внучку Малику-Люсию, которая живет в Финляндии, говорит по-фински и пока еще ни разу не бывала в России: «Можешь написать так, как твоя бабушка 60 лет назад?»
Люсия взяла перо и бумагу, потренировалась немного и написала по-русски свое имя. ...Пожалуй, не хуже, чем написала бы и я в ее годы. А ведь за компьютером она сидит постоянно и с русскими буквами после моих уроков русского письма встречается редко.
Ученым языком можно сказать, что основная суть происшедшего с девочкой – в самостоятельном воспроизведении любых символов и исключительной скорости формирования связей ее мозга.
Письмо от руки закладывая отличный фундамент для запоминания и глубокого понимания информации
«Исследование Пэм Мюллер (Принстонский университет) и Даниэля Оппенхеймера (Калифорнийский университет) показало, что и в лабораторных, и в аудиторных условиях студенты учатся лучше, записывая конспекты от руки, а не печатая их на клавиатуре. Предполагается, что письмо от руки позволяет прямо в процессе подачи материала обрабатывать его содержание и определять его структуру, сразу закладывая отличный фундамент для запоминания и глубокого понимания информации.
Конечно, результаты этих исследований не означают, что без письма от руки не обойтись никоим образом. Если поразмыслить над результатами, можно сказать, что всегда есть возможность фиксировать материал абсолютно механистически – хоть рукой, хоть с помощью клавиатуры. Тем не менее блокнот и бумага, судя по всему, значительно повышают наши шансы на более эффективное усвоение информации без дополнительных прилагаемых усилий».
© Статья Елены Хилтунен из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (52) 2016.
Фото автора.