“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Период интуитивного чтения 

20 февраля 2023, 13:38  Просмотров: 452

Интуитивное чтение заключается в зрительном распознавании все усложняющихся образов


Вряд ли кто-нибудь усомнится, что развитие речи ребенка естественным образом связано с процессом становления его мышления. Вот как можно схематически представить логическую нить, связывающую развитие органов чувств малыша и его мышление. 

Сначала – некое впечатление, воздействующее на органы чувств (например, зрительное). Затем внутреннее ощущение, рождающее представление. Затем – ассоциация по поводу этого представления. Затем – запоминание его в сознании. И, наконец, – анализ и синтез, то есть, собственно, процесс мышления. 

На основании этой схемы можно определить место так называемого интуитивного детского чтения в процессе развития мышления. Детское интуитивное чтение заключается в зрительном распознавании все усложняющихся образов, рождающемся в их сопоставлении. Оно не имеет прямого отношения к обучению детей осмысленному чтению печатного текста. 

Интуитивное чтение протекает на фоне утончения зрительного чувства ребенка, в момент активного пополнения его словарного запаса в возрасте примерно от 2-х до 4-х лет и предшествует освоению письма и чтения постепенного, осмысленного. Окончанием периода интуитивного чтения можно считать освоение букв, попытки складывать из них слова, переводя звук в букву в возрасте 4 – 5,5 лет. 

М. Монтессори предлагает детям упражняться для этого с шершавыми буквами и затем с подвижным алфавитом и карточками, написанными курсивом. 

 Ошибкой было бы использовать дидактические материалы, помогающие детям «читать» интуитивно, как средство обучения настоящему или «постепенному», как говорил Лев Николаевич Толстой, осмысленному чтению. Это всего лишь один из этапов языкового развития. 

Картинка на классических карточках Монтессори для интуитивного чтения – есть «звучащее» слово, которое ребенок сравнивает с его письменным образом. А написанное на карточке слово – не что иное, как сильно уменьшенный, по сравнению с большим подвижным алфавитом, склад букв. Не даром слово на карточке в классическом варианте написано письменным шрифтом. 

Выходит, презентация этого материала должна иметь совершенно другие, чем принято, цели и методику проведения, либо карточки могут быть использованы иным образом. 

Наблюдения за маленькими детьми помогли составить небольшую коллекцию дидактических материалов, развивающих мышление ребенка с помощью языка в доазбучный период. Именно их мы называем материалами для развития интуитивного чтения, так как целью работы с ними является, прежде всего, развитие языковой интуиции. 

Предлагаемые материалы использовались в работе детей 2,5 – 4-х лет по мере взросления. Таким образом, удалось выстроить логику их спонтанного освоения. 


Волшебный мешочек 


Игра в волшебный мешочек знакома детям по упражнениям в утончении тактильного чувства. М. Монтессори описывает подобные упражнения с фигурками Равиццы. Эти фигурки названы по имени госпожи Алессандрины Равиццы, жившей во времена М. Монтессори в Милане. Они представляли собой плоские деревянные фигурки, вырезанные по контуру, разрисованные с двух сторон красками и поставленные на «ножку». Это были маленькие деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода. 

Ребенок доставал фигурки из коробки, рассматривал, ощупывал по контуру и складывал в небольшую корзиночку. Наставница накрывала ее платком, и предлагала ребенку, не подглядывая, а лишь ощупывая предметы, достать из корзинки, например, домик или деревце. Детям предлагалось «интерпретировать» игрушку, то есть рассказать о ней, что им известно. 

В России игрушки Равиццы назывались бирюльками. Их обычно вырезали из мягкого дерева, березы или сосны, и делали не плоскими на ножке, а объемными. Раскрашивали не всегда. Разные российские губернии славились особой формой бирюлек и специфическим их набором. 

Для бирюлек делали специальную берестяную или деревянную коробочку. Но чаще их клали в полотняный мешочек с завязкой. С бирюльками дети играли по-разному, но одной из любимых игр всегда была именно такая, как и с фигурками Равиццы. Их складывали в «волшебный» мешочек, ребенок опускал в него ручку, ощупывал бирюльки, и по просьбе взрослого доставал одну из них. 

Игра усложнялась, если игрушек в мешочке становилось все больше. Часто, особенно, если бирюльки были раскрашены, требовалось немало усилий, чтобы отличить одну бирюльку от другой: многие детали не прощупывались, так как были лишь нарисованы. Бирюльки незаметно воспитывали в ребенке внимание, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие. 

Волшебный мешочек может быть прекрасным материалом для развития мышления и речи, если, собирая его, выполнить специальные условия. 

Ребенок вместе с наставницей приносят волшебный мешочек на стол. Наставница или ребенок развязывают тесемку, и ребенок достает из мешочка первую игрушку. 
 – Что это? – спрашивает наставница.
– Это гриб, – говорит ребенок.

Если предмет назван правильно, работа продолжается. Если же малыш не знает этого слова, наставница запомнит его, чтобы позднее провести трехступенчатый урок. Ребенок достает из мешочка следующую игрушку, называет ее, (например, «ёлка») и ставит в ряд с первой. Затем игрушку достает наставница. Она специально нащупывает в мешочке парный предмет (например, гриб) и выставляет его напротив такого же гриба на столе, чтобы показать ребенку дальнейший ход работы. 

Малыш самостоятельно продолжает вынимать из мешочка игрушки, называть их, сравнивать и выстраивать парами на столе. Контроль ошибок – визуальный. 

В сознании ребенка спонтанно происходит процесс сопоставления конкретного предмета, который он видит и ощущает рукой, со словом, его обозначающим. Держа в руке предмет, ребенок интуитивно считывает в своем сознании его название. То есть, интерпретирует представление о нем. Оказывается, два одинаковых предмета называются одним и тем же словом! И это слово можно произнести вслух – «прочитать». Вот почему упражнения с волшебным мешочком определяются детским интуитивным «чтением». 

В другой раз наставница может провести трехступенчатые уроки с названиями предметов неизвестных ребенку. Но опыт показывает, что часто достаточно просто несколько раз повторить эти названия, и уже на следующее утро, взявшись за работу с волшебным мешочком, малыш легко воспроизведет их вслух. Психологи говорят, что важно переспать ночь с новым знанием, и уже на следующий день оно закрепится в сознании ребенка само собой. 

Упражнением или более сложным этапом к работе с этим материалом служит распределение предметов из мешочка по группам: «мир растений», «мир животных», «мир человека». 

К этому упражнению ребенок приходит после 3-х лет жизни, когда его сознание уже готово к сложному упорядочиванию представлений о предметах. 

Для упражнений к мешочку с предметами можно добавить три картонных или деревянных поля (круглых или квадратных) зеленого, красного и желтого цвета. Поля раскладываются на рабочем столе или на коврике, ребенок достает по одному предметы из мешочка и ставит на соответствующее поле. 

Цветовой код подсказывает ребенку, что на зеленое поле он ставит предметы из мира растений, на красное – из мира животных, а на желтое – из мира человека. Контроль ошибок – визуальный. Если малыш ошибся, взрослый может снять с полей неправильно расставленные предметы и предложить ребенку расставить их заново. 

Специальный материал для этого упражнения, исключительно тонко выполненный в дереве, изготавливает российское предприятие «Монтессори-Питер» в Санкт-Петербурге. Традиционно он называется «Слова в трех коробочках». 


Игра в «парочки» 


Известно, что для метода М. Монтессори характерно предъявление ребенку материала в логике от конкретного к абстрактному. Причем, сначала малыш осваивает действие с конкретным (объемным) предметом, затем, совершенно отдельно, – с символом, а на третьем этапе предмет и символ объединяются. 

Такой методический подход М. Монтессори считает наиболее точно отражающим естественное формирование большинства понятий. Она, например, сначала играет с детьми в распознавание звуков, затем, отдельно, ощупывая дощечки, ребенок изучает буквы, и следом в упражнениях с подвижным алфавитом он объединяет звук и букву. То же и в работе с математическим материалом. Отдельно ребенок осваивает математические штанги, отдельно – шершавые цифры. Только после этого штанги «подписываются» с помощью цифр. 

В интуитивном доазбучном «чтении» сохраняется та же методика предъявления материала. То есть, если двухлетний ребенок уже в состоянии сопоставлять конкретные предметы, можно предложить ему сделать то же самое с их изображениями. 

 Материал. Небольшая коробка или поднос с двумя отделениями. Пары карточек с совершенно одинаковыми картинками. Например, два одинаковых изображения помидора, капусты и т.д. На карточках соблюдается цветовой код – все они имеют зеленую, красную или желтую кайму. Обратная сторона половины карточек покрашена в один из этих цветов и имеет темный оттенок. Другая половина имеет светлый оттенок. На одинаковых карточках стоят соответствующие метки. Экспериментальная величина карточек для ребенка 2-х – 3-х лет – 90 мм х 90 мм. 


Презентация. Ребенок и наставница приносят на стол или на рабочий коврик коробку с парными картинками. Наставница переворачивает их тыльной стороной вверх и раскладывает: картинки темного цвета в один ряд, а картинки светлого цвета – в другой и на некотором расстоянии. 

Ребенок помогает ей, называя каждое изображение словом. Затем все картинки одного ряда переворачиваются лицевой стороной вверх. 

Наставница начинает открывать по одной картинке второго ряда, находит ее пару в первом ряду и кладет рядом. После второй пары картинок ребенок продолжает работу самостоятельно. 

Контроль ошибок визуальный и по меткам на обратной стороне карточек. 

В процессе работы с парными картинками в сознании ребенка происходит важный процесс сопоставления абстрактных изображений и последующего проговаривания вслух названия каждого изображения. 

Ребенок делает важный шаг в попытке интерпретировать в слове, на сей раз, не конкретный предмет, а абстрактное его изображение. 

Аналогично упражнениям с объемными предметами, можно предложить трехлетнему ребенку работу с упорядочиванием карточек. Для этих упражнений лучше сделать специальный набор карточек с изображением растений, животных и предметов, сделанных руками человека. 

Внимание! У этих карточек не должно быть цветной каймы, иначе упражнение теряет смысл. Для контроля ошибок обратная сторона карточек красится, согласно цветовому коду. 

Для презентации упражнения можно сделать три контрольные карточки с соответствующей каймой, на которых будут собраны все изображения материала. Обратим внимание и на сами изображения предметов. Они должны быть очень простыми, много раз встречающимися в обыденной жизни трехлетнего ребенка. 

Надо помнить, что это упражнение не имеет главной целью расширять словарный запас ребенка. Поэтому изображение цветка с названием «лесной анемон», «орхидея» или даже «пастушья сумка» лучше не использовать в наборе карточек. С ними ребенок познакомится позднее, работая с материалами раздела «окружающий мир» (космическое воспитание). 


Предмет – картинка 


Итак, в логике метода М. Монтессори теперь нам предстоит помочь ребенку объединить в сознании конкретный предмет и абстрактную картинку, его изображающую. То есть, представление о предмете должно свободно перейти в ассоциацию. Для этого двухлетнему ребенку можно предложить игру «Предмет – картинка». 

Материал. Коробка, разделенная на две части. В одной из них лежат фигурки животных, а в другой – карточки с их изображением. 

Презентация. Взрослый и ребенок приносят материал на стол или рабочий коврик. Взрослый помогает ребенку аккуратно расставить фигурки животных, называя их. Затем берет в руки одну из картинок и кладет ее рядом с соответствующей фигуркой. Ребенок продолжает работу сам, пока около всех фигурок не будут разложены картинки. 

Обратим внимание на то, чтобы малыш не забывал произносить название каждого из предметов, с которыми он имеет дело. Это важно для пополнения его словарного запаса и совершенствует артикуляционный аппарат. В сознании ребенка происходит важный процесс рождения сложных ассоциаций, запоминания их в сознании и главное – сравнительного анализа представлений, активно развивающий мышление. 


Картинки и предметы из окружающей среды 


Материал. Коробка с картинками, изображающими различные предмета из детского окружения: стул, стол, телевизор, кровать, кукла, мячик, тапочки и т.п. Если материал делается для группы детского сада, разумеется, на карточках должны быть изображены другие предметы. 

Презентация. Ребенок и взрослый берут с полки коробку с картинками, приносят на рабочий стол и открывают. Ребенок выбирает любую картинку. – Что нарисовано на этой картинке, - спрашивает наставница.
– Это игрушечная машина.
– Пойдем, я покажу тебе, где в нашей комнате стоит игрушечная машина. Ребенок и наставница идут в уголок игрушек и кладут карточку около игрушечной машины. Затем они возвращаются к рабочему столу, и ребенок выбирает следующую карточку.
– Это стул! – говорит ребенок, – я сам могу положить его около стула! Малыш продолжает работать с картинками самостоятельно. Когда работа закончена, он вместе с наставницей проходит по комнате и собирает карточки обратно в коробку. 


Сложные парочки 


Следующим этапом интуитивного чтения можно считать работу ребенка только с абстрактными изображениями предметов на картинках и узнавание предметов по отдельным деталям, общим для каждого их типа. 

Материал. Небольшая коробка или поднос с двумя отделениями. Пары карточек с изображением одних и тех же предметов, но нарисованных в разном ракурсе или, изображения предметов разного сорта. Например, два изображения капусты, но на одной карточке это белокочанная капуста, а на другой – цветная, на одной – орехи грецкие, а на другой – лесные. На карточках соблюдается цветовой код – все они имеют зеленую, красную или желтую кайму. Обратная сторона половины карточек покрашена в один из этих цветов и имеет темный оттенок. Другая половина карточек имеет светлый оттенок. На парных карточках стоят соответствующие метки. Экспериментальная величина карточек для ребенка – 3-х лет – 90 мм х 90 мм. 

Презентация. Ребенок и взрослый приносят материал на рабочий коврик или столик и раскладывают их в два ряда тыльной стороной вверх. В первом ряду лежат картинки темного оттенка, а во втором – светлого. 

 Даже сама работа над построением сериационного ряда картинок активизирует развитие мышления через анализ и синтез. Ребенок переворачивает темные карточки, называя вслух их изображения. Взрослый открывает одну из светлых карточек, называет изображение и кладет рядом с соответствующей картинкой в первом ряду. Ребенок продолжает работу самостоятельно. 

Контроль и визуальный и механический. Подобные ассоциации и работа с материалом доступны детям после двух с половиной – трех лет.

Наборы карточек «Парочки» и «Сложные парочки» можно поместить и в одну коробку. Тогда перед началом работы ребенку предлагается выбрать более простой или более сложный набор. 


Парочки букв и цифр 


Если Вы заметили, что трехлетний малыш легко сравнивает и выстраивает парами картинки, можно предложить ему работу с парами цифр или письменных букв. Не исключено, что если при выстраивании таких пар, буквы и цифры будут называться вслух, ребенок выучит их. 

Параллельная работа с шершавыми буквами и цифрами, а так же с большим подвижным алфавитом только поможет ему в этом. 

Наблюдая за ребятишками в этой работе, педагог легко сможет определить детей визуалов и кинестетиков. 

Материал. На карточках размером 90х90 написаны письменным шрифтом цифры от 1 до 9 и буквы русского алфавита (гласные – красные, согласные – синие). Все они лежат в специальных отделениях большой коробки. В других отделениях находятся, вырезанные из фанеры или толстого картона отдельные цифры, а так же гласные и согласные буквы. Их размер в точности совпадает с изображением на карточках. 

Презентация. Презентацию этого материала и работу с ним мы даем по книжке Марии Монтессори «Мой метод. Начальное обучение» 

«Мы даем ребенку карточку с нарисованными красной краской гласными. Ученик видит на листе какие-то неправильные фигуры. Ему дают также деревянные гласные, тоже красного цвета. Их можно разложить на фигуры, нарисованные на карточке. 

Ребенок обводит контуры деревянной гласной. Рука движется, как при письме. Учитель называет ту гласную, которую ученик обводит. Затем говорит, к примеру: "Найди мне О, положи ее на карточку на свое место. А это какая буква?" 

Многие дети ошибаются, когда смотрят на букву, но называют ее правильно, когда трогают. Очень интересно наблюдать, как проявляется индивидуальность ребенка. Один визуал, другой кинестетик. 

Ребенок обводит гласную на карточке, сначала указательным пальцем, потом средним и указательным, затем деревянной палочкой, которую держит, как ручку. Рука движется, как при письме. Согласные нарисованы синим шрифтом на нескольких карточках. Подвижный деревянный алфавит синего цвета позволяет так же, как с гласными, раскладывать буквы на карточках.

Есть и другой тип карточек. На них рядом с изображением прописной согласной буквы нарисована печатная буква меньшего размера и предмет, название которого начинается с этой согласной. 

Учитель показывает на деревянную букву, потом на карточку и произносит название нарисованного предмета, акцентируя первый звук. Теперь можно попросить ученика: "Дай мне букву п. Положи ее на карточку. Обведи ее". 

В процессе выполнения таких упражнений могут выявиться дефекты произношения». 



Интуитивное чтение подписей под картинками


В 3 – 3,5 года сознание ребенка естественным образом созревает до состояния, когда ему можно предложить сравнивать еще более абстрактные, чем картинки, изображения. Речь идет о попытках сравнивать написанные слова. Причем, если рядом со словами оставить и картинки, то внешним впечатлением от процесса работы с таким материалом будет – «он уже читает!». Но, конечно, ни о каком настоящем чтении речь пока не идет. По картинке ребенок интуитивно догадывается, какое слово он «прочитал». Но представление о том, что каждый предмет можно изобразить неким специальным знаком и потом произнести его вслух – «прочитать», – укореняется в сознании ребенка. Фактически это последний этап интуитивного детского чтения. 

Материал. Большая коробка с наборами карточек. Здесь есть наборы подписанных картинок с изображением предметов из жизни растений, животных и человека и другие карточки, на которых стоят только слова названия этих предметов. В каждую из серий входят по три набора карт и подписей к ним. 

К коробке прилагается продолговатая деревянная подставка, в которую карточки можно вставлять так, что не будут видны подписи под картинками. Подставка пригодится ребенку для самостоятельных упражнений с материалом. Она будет служить механическим контролем ошибок. Наставница вместе с ребенком приносят на коврик коробку с карточками и открывают ее. 

Наставница:
– С какими картинками ты хотел бы работать?
Ребенок:
– Вот с этими, где животные. Наставница выкладывает на ковер серию карточек с изображением домашних животных и предлагает ребенку разложить их в ряд в верхней части ковра. Малыш делает это. 

Наставница обращает внимание малыша, что внизу каждой картинки стоит подпись – напечатанное слово. Она берет в руки первую табличку со словом и, сравнивая его с подписями под картинками, находит такое же по очертаниям и кладет под картинкой. 

После второй-третьей подписи ребенок продолжает работу самостоятельно. Когда все слова разложены под картинками, наставница предлагает ребенку «прочитать» их. Малыш водит пальчиком под словами и «читает», ориентируясь, чаще всего, по картинкам. В его сознании создается реальная модель себя читающего. Он даже может объявить:
 – Я уже умею читать!
Ощутив себя читателем, малыш, увидев любую надпись, например, вывеску над магазином, может очень серьезно «прочесть» ее:
– Мама! Смотри! Там написано «Ма-га-зин»! Хотя на вывеске стоит название «Пятерочка». 

Или можно услышать такой забавный разговор:
– Так ты умеешь читать? Что же написано на твоей маечке?
– Коф-тыч-ка!…
Разумеется, не надо поправлять ребенка или, тем более, смеяться над ним. Наоборот, стоит молча отметить, что он сделал большой шаг в развитии своего мышления. Дело за малым – научиться писать, а потом и читать по-настоящему.

Елена Александровна Хилтунен, Монтессори-педагог, сертификат Академии развивающей реабилитации (Мюнхен, Германия), эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России, автор нескольких книг по Монтессори-педагогике, приглашенный монтессори-тренер педагогического Университета им. Герцена (Санкт-Петербург)

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?