Этот текст принадлежит перу Марио Монтессори-младшего, который родился в 1921 году и приходится Марии Монтессори внуком. Всю жизнь он прожил рядом с бабушкой. Это были как раз годы, когда она разрабатывала свою концепцию космического воспитания. Естественно, Марио-младший многие ее идеи испробовал на себе. Поэтому его наследие представляет для нас особый интерес.
Она умела проектировать прошлое в настоящем времени
Одной из самых интригующих особенностей Марии Монтессори была ее способность совмещать жизнь в настоящем с жизнью в далеком прошлом. Ее могла тронуть как самая простая причина сегодняшнего дня, так и, например, панорамный обзор человеческого развития. Она умела проектировать прошлое в настоящем времени, непреодолимо возбуждая таким поворотом мысли воображение своих слушателей.
Помню, однажды она чистила картошку и смотрела на нее как-то особенно глубоко, будто хотела открыть в этом процессе что-то особенное. Затем она поехала на работу, размышляя вслух о том, как это человек мог изначально открыть ценность картофеля, если картофель – всего лишь трава с мелкими цветками и странными, совсем невкусными плодами.
Что побудило человека к дальнейшему изучению этого растения? По какой хитрой случайности он обнаружил, что картофель может быть полезен не в части самого растения, появившегося над поверхностью земли, но в своих корнях, скрытых под землей? Как человек узнал, что именно эта часть растения не ядовита, а как раз съедобна? Кажется, уже весь новый мир стал потреблять картофель. Но как люди смогли его открыть и культивировать?!
Когда люди думают и говорят о подобных вещах, возможности их человеческого мышления сразу поднимаются на более высокий уровень, появляется новый взгляд на реальность, но в то же время люди остаются привязанными к своей обычной жизни. Мария Монтессори несла им поистине уникальный опыт – фундаментальную глубину понимания жизненного контекста, который приносит успех. Хотя сами люди часто этого не осознают.
Считаю, что развитие такой привлекательности поистине космического взгляда на мир через прошлое и необычной рост образного мышления человека помог ему противостоять войне. Как она сама отмечала, воображаемый взгляд на простые объекты дает совсем иное восприятие жизни, ибо воображение не имеет границ. Оно может не только измерять бесконечные пространства, но и бесконечные периоды времени. Оно помогает вернуться в давно ушедшие эпохи, исследовать Землю, какой она была тогда, а вместе с ней и существа, населявшие ее прежде. А чтобы узнать, понял ли то, о чем мы рассуждаем, ребенок, мы должны попытаться сформировать свое собственное мысленное представление о том, не выходим ли мы за пределы простого понимания.
Мы сияем от нашей собственной силы воображения, но мало используем ее в земных вещах
Секрет хорошего обучения состоит в том, чтобы использовать интеллект ребенка как плодотворное чистое поле, на котором можно посеять и прорастить семена в тепле воображения. Вот почему наша цель не только сделать так, чтобы ребенок что-то понял и, тем более, не заставлять его что-то вспомнить, но прикоснуться к его воображению, чтобы он готов был вдохнуть в себя сокровенное ядро знания. То есть мы сияем от нашей собственной силы воображения, но мало используем ее в земных вещах.
Мы путаемся в непрерывном хаосе жизни, который в конце концов превращается в порядок, но затем опять падает в хаос. В результате многие из нас становятся интеллектуалами, но человеческие ценности преждевременно разрушаются, и происходят такие жестокие изменения и разрушения человеческого потенциала, что мы начинаем сомневаться, осталась ли внутри нас мудрость перестроить ситуацию таким образом, чтобы мы все же двигались к конструктивному будущему.
Три аспекта "космического образования"
Больше всего меня впечатляет социальная ситуация, в которой мы бесцельно бросаемся из крайности в крайность. Например, наше отношение к загрязнению окружающей среды. На протяжении десятилетий люди знали об этой опасности и говорили о ней. Но никто не хотел слышать. Внезапно все узнали об угрозе токсинов в открытом воздухе. Что-то надо было срочно делать! Требовалось немедленное решение проблемы. Конечно, это было невозможно. Принятые меры привели лишь к частичной уборке мусора. Понятно, что последствия оказались не менее разрушительными.
Эта история, кажется, не несет в себе ничего политического и говорит лишь о человеческих проблемах. Но их решение зависит от конкретных людей, которые находятся на ответственных постах – от их видения будущего или его отсутствия. Один лидер молчаливый, другой – бунтующий.
То есть конкретная личность должна проявить необходимые для текущей ситуации независимость и зрелость, чтобы со всей ясностью понять и представить будущее. Тогда станет возможным рассмотреть направление, в котором мы идем, и разработать перспективы, с помощью которых можно влиять на наш интеллект и наше творчество. Тогда мы сможем выбрать конструктивный путь, чтобы справиться с этим нашим миром – миром, который сам по себе является прекрасным пространством для жизни и комфорта. Но сияние такой независимости и зрелости, однако, является редко. Считаю, что монтессори-образование направлено на развитие именно таких свойств личности.
В этом смысле мы исследуем концепцию космического образования Монтессори как реальный способ создания прочной основы для воплощения в жизнь наших надежд.
Есть три разных аспекта этой концепции, которые в данном контексте необходимо иметь в виду.
Первый – это основа понимания человека и человеческого развития, начиная с возраста от шести до четырнадцати лет.
Второй касается роли образования и вопроса о том, как правильно давать детям конкретное знание, чтобы помочь их развитию в своей возрастной группе.
Третий аспект касается практических методов, которые должны применяться в школе – это дидактический аспект. Так как я не учитель, хотел бы в дальнейших рассуждениях ограничиться первыми двумя аспектами.
Опыт с лососями Жака-Ива Кусто
Недавно мне довелось посмотреть документальную телепередачу о жизненном цикле лосося. Это был отчет об одном из опытов капитана Жака-Ива Кусто о его океанографических исследованиях на судне «Калипсо». Фильм снимался на одном из озер Аляски, где лосося раньше ловили в большом количестве. Однако вокруг озера построили несколько заводов по переработке рыбы, и таким образом весь лосось был уничтожен. Затем промышленная площадка на озере не использовалась и была заброшена.
У Кусто осталась оплодотворенная икра лосося, оставленная в этой среде. Условия для выживания рыбы оказались ужасными для развития потомства. Яйца, которые были оплодотворены в совершенно другом месте, были доставлены на озеро в контейнерах и выпущены там в воду. В результате начался новый жизненный цикл этих рыб. Но молодые лососи в конце концов мигрировали в открытое морское пространство, где пробыли четыре или пять лет, пока не вернулись в родное озеро.
Если вы остановитесь и подумаете, то поймете, что этими достойными рыбами двигало внутреннее стремление к родной плодородной и спокойной пресноводной среде, в которой они выросли. Они не хотели плавать по бурной реке или адаптироваться в течение многих лет к среде соленого моря.
Рыбы недолго задержались там и, наконец, направляемые как бы тайно подсказанным планом природы, вернулись в место, где родились. Чтобы вернуться, им пришлось пройти еще одну физическую адаптацию, на этот раз из соленой воды к пресноводному озеру. Для этого рыбы провели некоторое время в реке близ жилого района, где река впадала в море, и эта адаптация прошла полностью успешно. Затем они начали трудный путь вверх по течению.
Все виды животных, которые жили на берегах рек, питались рыбой. Так мир очищался от гниющих рыбьих туш. Однако большая часть лосося выжила. В какой-то момент начался нерест: самцы искали самок и прогоняли других рыб. Образовавшаяся таким образом пара продолжила свое путешествие вместе вверх по течению к озеру, где оседали их оплодотворенные яйца.
Вскоре после этого рыбы-родители умирали и их тела очень быстро разлагались. Озеро превратилось в настоящее кладбище лосося, и разлагающиеся тела оставляли в десять раз больше планктона для следующего поколения лосося. Если это следующее поколение вырастало, рыбы опять плыли в сторону моря и жизненный цикл лосося продолжался.
Что можно узнать из этой захватывающей истории?
Во-первых, нам был дан экологический урок на тему взаимосвязи между различными аспектами природной среды.
Во-вторых, эта история показывает тесную связь между живыми существами и их средой: их адаптацию к более жестким формам среды и требование поддержания условий для существования видов.
Последнее – это то, что Мария Монтессори называла космической задачей. То есть требуется личное и глубокое понимание человека своего предназначения в природе как стремления к сохранению космического порядка от сотворения мира до сегодняшнего дня. Это должно стать личной философией каждого и принято всеми.
Но важные явления, на которые она ссылается, вполне наблюдаемы, объясняемы и принадлежат к естественному порядку вещей. Сегодня они называются естественным равновесием. Учёные давно присматриваются к ним.
И последнее из доклада Кусто о лососях, чему мы можем научиться, так это разнице инстинктов у животных и у человека. Порядок, относящийся к различным аспектам жизни человека, должен осветить нам и социальный порядок жизни человека.
Наследственные паттерны и последовательности развития
Я не хочу вдаваться в разъяснение общей взаимосвязи всех компонентов природной среды, потому что это завело бы нас слишком далеко.
Однако мы знаем, что происходит естественное движение поверхности нашей планеты, возникают складки и впадины, которые содержат пресную воду, что важно для всего цикла испарения и конденсации в атмосфере Земли.
В образовавшиеся озера впадают ручьи и реки, устремляющиеся к морю, и генерируют особую среду для определенных видов животных, таких, например, как лосось. По какой прихоти природы – мы не знаем, но из-за медленных изменений взаимодействия контекста среды со всеми видами ее обитания образцы поведения животных и растений наследственно закреплены. Мы называем это конкретным программированием.
Можно было бы подумать, что животные, когда-то привыкшие к пресной воде, находят свое окружение неприятным и, следовательно, избегают его. Но это точно не так. Наоборот: если находится район, где пресная вода из реки и соленая вода моря сталкиваются, животные не ждут терпеливо, медленно адаптируясь к этой новой среде, а уходят стаями к месту своего происхождения, видимо, не забывая о нем.
Мы можем не ходить так далеко, а просто вспомнить самих себя, что мы чувствуем в момент опасности в новой обстановке. Мы точно не чувствуем себя в новой обстановке так же, как дома. Как это с нами происходит – совершенно непонятно, и все же это происходит с компьютерной точностью.
Все это впечатляет. У человека есть определенные основные паттерны и последовательности развития. Они также являются наследственными. Но индивидуальное поведение человека определяется опытом его взаимодействия с окружающей средой.
Дети могут из одной среды переноситься в другую. Они связаны с нами для адаптации к миру, в котором растут. Так опыт и среда формируют взрослых членов человеческого сообщества. И они ведут себя так, будто их поведение унаследовано, как и поведение рыбы. Однако, поскольку они люди, у них есть свои модели поведения, основанные на образовании.
Особенность монтессори-образования в том, что его целью является создание внутренней составляющей человека, необходимой для врастания его во взрослую жизнь, начиная с самого с детства.
Без образования как неотъемлемой части человеческого развития мы не можем по-настоящему повзрослеть. Степень индивидуального развития, которой может достичь человек, зависит от него самого.
Монтессори-образование только для малышей – это миф!
Монтессори-образование способствует развитию личности, поэтому удивительно, что у многих людей складывается миф о том, что оно предназначено только для маленьких детей.
Метод Монтессори можно начинать с рождения – и даже до рождения через подготовку взрослых к роли родителей – и продолжать до тех пор, пока ребенок не достигнет зрелости.
В Голландии с 1931 года существуют средние школы на основе принципов Марии Монтессори. В то же время, если ребенок получил необходимую помощь в развитии личности в возрасте до шести лет, он легко интегрируется в социум, и эта интеграция знаменует собой конец той фазы жизни, когда он был помещен в защищенную среду и его жизнь зависела от взрослых лиц, непосредственно ответственных за его уход.
В ходе этого этапа формировались фундаментальные поведенческие модели и способность ребенка к интериоризации и интеграции. Одновременно этот период стал для него дифференциацией чувственных переживаний и непрямой подготовки новых функциональных начал.
В определенный момент ребенок захочет стать самим собой и покинуть свой защищенный дом, чтобы исследовать большой мир. Конечно, он пока рассчитывает на относительную защиту окружающей среды, но его самостоятельность уже возрастает и все больше стремится вырваться от родительской зависимости. В конце концов наступит этап, когда оформляется растущий интерес к поведению сверстников и желание ладить с другими людьми в группе – это очевидно.
Внутренний порядок личности должен быть построен на опыте жизни в четко структурированной среде
Уходит время, когда ребенок идеализировал родителей, и приходит стремление сравняться с героями группы, избирать и ценить тех из них, кто постепенно становится моделью поведения. Возникает новое отношение к миру – космическое. Активизированы возможности уровня интеграции. Все переживания, которые предлагались ребенку в специально подготовленной среде ранее, превратились в базовый опыт, необходимый для дальнейшего обучения. Он стал своеобразными клавишами для исследования мира и ориентирования в нем. Когда молодой человек достигает такой стадии зрелости, ему следует дать более широкий взгляд на мир – взгляд на всю Вселенную.
Подобный подход к детям отличается от тех, что обычно используются в школах. Как было сказано выше, основная идея заключается в том, чтобы поддерживать воображение ребенка, которое дает ему видение порядка вещей.
Внутренний порядок личности должен быть построен на опыте жизни в четко структурированной среде, чтобы ребенок, насколько это возможно, мог получить целостную картину окружающего мира. А внутренний порядок необходим, чтобы увидеть смысл своего собственного существования, найти свою идентичность, добиваться своих целей и действовать осмысленно. Чтобы интерес к конкретным деталям никогда не активизировался без предварительного интереса ко всеобщему.
Хотя обычно всё происходит наоборот: в начальном образовании преобладает склонность к изучению очевидных фактов. Взяв простейшие элементы, учитель начинает переходить от них к более сложному и абстрактному. Ученики считают это скучным, и тогда учитель вынужден принуждать их к обучению через акт своей воли.
Знакомить детей с глобальным представлением о Вселенной
В то же время для пробуждения интереса учеников необходимо сначала дать им возможность увидеть и прояснить для себя взаимосвязи множества отдельных элементов прежде всего в единстве мирового космического пространства. А уж потом обсуждать отдельные объекты познания, которые можно исследовать, их вид и способ, которым они связаны друг с другом.
Способ прежде всего знакомить детей с глобальным представлением о Вселенной – это и есть самый экологичный принцип обучения. Затем последует рисование живых и неживых предметов, сообщения о том, какие вещества получают из земли растения, чтобы иметь возможность расти, какое отношение все живое имеет к углекислому газу, кислороду, воде и т. д.
Или учитель может увлекательно рассказать историю происхождения рыб, чтобы вдохновить воображение юных слушателей. А может представить различные аспекты их жизненного цикла, которые вызовут любопытство, а затем во всех подробностях дети смогут рассмотреть их сами.
Все это ученик будет делать с удовольствием, потому что одна из черт счастливого человека заключается в желании повысить свой интеллект и использовать свое безграничное любопытство, чтобы открывать новые вещи, исследовать новые пути использования привычных вещей. Именно к этой самой черте должно апеллировать образование.
Обучение не должно быть для детей усилием, бременем, быть утомительной обязанностью выпрашивать одобрение ради поднятия авторитета. Напротив, оно должно стать личным интересом, который возникает из понимания смысла вещей. Если это так, то ребенок сможет заявить о себе по отношению к обществу, человеческой истории и сориентироваться на будущее.
Детям до шести лет можно преподать историю, например, так, чтобы она помогла им самоопределиться с помощью познания жизни людей в разных исторических эпохах и в разных культурах. Детям более старшего возраста гораздо интереснее получить широкий взгляд на человека: когда он появился на Земле и как развивался на протяжении веков.
Основная идея состоит в том, чтобы динамично и глобально преподать детям четкое представление о том, как устроена человеческая жизнь на Земле и как в итоге человек стал тем ее представителем, кого Мария Монтессори называла "сверхприродой". Тогда дети второй возрастной группы будут очарованы процессом познания, потому что новые знания будут влиять на них лично. Они начнут чувствовать себя в ситуации сознательного развития, в ситуации естественной разницы между человеком и другими живыми существами.
Пчелиная работа
Человек и окружающая его среда взаимосвязаны. Эта взаимосвязь становится очевидной именно в том, что Мария Монтессори называла космической задачей – служением мирозданию.
Особи каждого вида должны вносить свой вклад в окружающую среду и понимать, что от нее зависит их существование. Необходимо поддерживать ее таким образом, чтобы не только они, но их потомки, род за родом, обеспечивали технический прогресс.
Некоторые делают это, умирая, как тот лосось, разлагающиеся тела которого содержат планктон для последующего поколения. Другие делают это, пока они еще живы. Например, пчелам нужны цветы для сбора нектара, и чтобы делать из него мед. Кому-то нравится такое их главное, – назовем это упражнение, – хотеть делать мед.
Но в ходе этой деятельности они непреднамеренно оплодотворяют цветы, которые ищут, используя свои подколенные сухожилия, чтобы перенести пыльцу с одного цветка на другой. Таким образом пчелы не только используют окружающую среду, но и сохраняют ее, возделывая для выживания их вида.
Какова же космическая задача человека?
Взаимоотношения человека с окружающей средой бывают разные. Часто случайные. В них не всегда проявляется такая фиксированная корреляция с окружающей средой, как у животных. Человек стремится не только приспособиться к окружающей среде, но и изменить ее в соответствии со своим собственным пониманием, с требованиями своих потребностей в зависимости от собственного воображения или его отсутствия. Это то, что Монтессори называла космической задачей человека: жить ради продолжения дела созидания.
С момента появления человека на Земле мир постоянно меняется и обогащается. Человек имеет способность созидать в себе новые фантастические возможности. Он может отправиться на другие планеты, но может и полностью уничтожить свою собственную. Его сила требует точного и верного направления.
Изгиб коленок у пчелы помогает поиску нектара и также служит для оплодотворения цветов соответствующего региона. Люди, которым нужен лосось, ловят рыбу в определенном районе до тех пор, пока не уничтожат всех рыб, а затем уходят в другое место. Но ведь это не сложный процесс – выбраковка рыбы, чтобы избежать упомянутой выше трагедии озера на Аляске. И процедура выбраковки была бы в интересах рыбной промышленности. Но идея долгосрочного планирования в то время еще отсутствовала.
У людей нет врожденных программ, как у пчел или у лосося. Они должны посредством своего строгого сознания программировать жизнь сами. Сегодня стало очевидным, что человек обладает огромной силой интеллекта и ему разрешено использовать эту силу, чтобы конструктивно менять ситуацию и использовать ее в позитивных целях. Но можно только надеяться, что он позволит жизни при условии развития промышленной среды, которые не всегда являются человеческими, достойно двигаться и развивать формы своего существования.
Это можно сделать только с помощью воспитания и образования. Важно осознать, что монтессори-образование — это не простая передача знаний, но готовность к самообучению. Оно поощряет самообучение, потому что именно оно является неотъемлемой частью человеческого развития – потребность, которую невозможно удовлетворить иначе.
Следовательно, в первую очередь нам необходимо понимание конкретных потребностей растущего человека на различных этапах его жизни. Под особыми потребностями я не подразумеваю то, что Джон, Мэри или любой другой ребенок в определенное время требует от нас, но имею в виду внутреннюю потребность в развитии подрастающей личности.
Исторически сложность этого процесса заключается в том, что мы не всегда учитываем то, что касается именно воспитания. Однако в последнее время его актуальность становится все более и более понятным, в частности актуальность воспитания для высшего образования человека.
Университеты и средние школы начинают осознавать, насколько эффективность их работы зависит от того, как их студенты были воспитаны на предыдущих этапах образования, насколько они самостоятельны. Такое растущее понимание человеческого развития является непрерывным процессом, в котором человек, оставаясь психосоматической единицей, постоянно адаптируется к изменениям окружающей среды.
Только на общем интеллекте может существовать человеческий род, направляемый своим "космическим образованием"
Изучение фактов науки не так важно для студентов, потому что они обречены на устаревание. Гораздо более важно помочь им развить в себе возможность своими силами справляться с неожиданностями, решать любые новые проблемы самостоятельно.
Другими словами, мы должны помочь им почувствовать себя независимыми в своем собственном мире, чтобы, став взрослыми, не прекращать работу над исполнением своей гигантской космической задачи. Единый и общий разум человечества, который мы все разделяем, не имеет границ. Человек может продолжать и продолжать открывать для себя свои новые возможности.
Только на этом общем интеллекте может существовать человеческий род как динамичная общность, которую составляют люди, направляемые своим космическим образованием. А если мы реагируем лишь на отдельные события и кризисы, прогресс общества замедляется, а наши действия становятся недальновидными. Когда же мы имеем творческое воображение, прогресс будет велик, а наши руки ориентированы на будущее.
Космическое образование подхватывает молодых людей в соответствующих сенситивных фазах развития, чтобы обеспечить им помощь, в которой они нуждаются. Ведь им придется использовать свой дух, свою дальновидную энергию и свое творческое воображение для общего движения человечества вперед. Их вклад в общее дело будет настолько велик, насколько высок их творческий потенциал.
Марио М. Монтессори, «Образование для человека», Мюнхен, 1977 г., стр. 131–143 . Публикуется по книге Мария Монтессори «Воспитание человеческого потенциала» (Human Potential and Education), Адьяр-Мадрас Калак шатра, 1948, стр. 14–15.