М. Монтессори придавала большое значение сенсорным материалам, которые в ближайшем развитии готовят ребенка к изучению сложных мыслительных действий. Поэтому она довольно подробно описывала работу с ними. Материалом, который мы предлагается детям для распознавания различительных свойств предметов, являются Красные или Длинные штанги. Юлия Ивановна Фаусек вслед за Монтессори называла этот материал Длинные палки.
Описание материала
Десять деревянных штанг разной длины, покрашенных в красный цвет. Самая длинная штанга составляет 100 см или 1 м. Самая короткая – 10 см. Обратим внимание на то, что даже размеры штанг косвенно вводят ребенка в десятичную систему, готовят к математике.
«Этот набор, - пишет М. Монтессори, - состоит из десяти палочек. Они четырехугольные, каждая грань имеет в поперечнике три сантиметра. Первая палочка длиной в метр, а последняя – в дециметр. Промежуточные палочки варьируют по длине, убывая на один дециметр…
Эти предметы, беспорядочно разбросанные, ребенок начинает составлять. Он их прикладывает друг к другу соответственно уменьшению длины. Этот опыт дает так же очевидный контроль ошибок, ибо правильность убывания длины лестницы по гипотенузе нарушится, если палочки не будут сложены правильно…."
Попробуем сформулировать прямые и косвенные цели дидактического материала Длинные штанги
Прямая цель. (То есть цель, которую преследует ребенок, работая с материалом). Ребенок берет двумя руками каждую из штанг и последовательно выкладывает из них на ковре красную лестницу.
Косвенная. (Цель, ради которой создавался дидактический материал, или что происходит с ребенком, когда он работает с материалом).
Утончение зрения (ребенок визуально различает длину штанг и выстраивает в определенной последовательности). Представление «длинный-короткий».
Концентрацию внимания и координацию движений ребенка тоже можно отнести к косвенным целям работы с материалом.
Развитие моторики: ребенок берет штанги каждый раз двумя руками, тренируя мускулатуру рук .
Подготовка к математике. Во-первых, штанг ровно 10, и они все разной длинны разной, и значит, ребенок косвенно знакомится с десятичной системой исчислений. Во-вторых, он имеет дело с предметами, которые напоминают отрезки.
Кроме того, воспитывается самостоятельность, концентрация внимания, координация движений, аккуратность, последовательность действий.
Презентация Длинных штанг
С Красными штангами работают на коврике, поэтому прежде всего ребенок и наставница расстилают его недалеко от той полки или низкого стола, на котором они обычно лежат.
Затем наставница вкладывает в руки ребенка самую маленькую штангу, держа ее за концы двумя руками. Ребенок относит эту штангу на коврик. Затем возвращается за второй.
Важно, чтобы ребенок с самого начала самостоятельно относил на ковер штанги и, повторив 10 раз способ их переноски, сразу ощутил бы разницу длины.
Как и в других материалах, в этом руки работают вместе с разумом. Придерживая маленькую штангу, руки раздвинуты всего немного, а, перенося большую, их приходится раздвигать сильнее и сильнее.
Штанги лежат на ковре в беспорядке, и надо теперь выстроить из них в левом верхнем углу коврика лестницу. Наставница сравнивает штанги между собой, придерживая их за концы двумя руками и передвигая, чуть приподнимая над ковром. Она начинает сравнение, обнаружив и установив сначала самую большую штангу. Если приставить к ее левому концу любую другую штангу, она окажется короче.
Постепенно выстраивая лестницу, наставница каждый раз выбирает из оставшихся штанг самую длинную. Установив очередную красную штангу на место, она только после этого проводит рукой вдоль всей ее длины, обозначая эту длину еще раз именно таким образом.
Возможно, ребенок в процессе презентации захочет самостоятельно участвовать в ней. Это можно только приветствовать и предоставить ему возможность самостоятельно достроить лестницу из красных штанг. Контроль за правильным построением лестницы из красных штанг может быть не только визуальным. Стоит приставить к каждой ступеньке самую короткую штангу, как мы легко заметим ошибку, если она есть.
Упражнения с Длинными штангами
Дети придумали их немало. Они любят, например, строить из Красных штанг «заборчик», «елочку», «лучи от солнышка», «лабиринт».
Можно, как и с другими материалами, предложить ребенку работать со штангами на двух ковриках, лежащих на расстоянии или провести с ним трехступенчатый урок «длинный – короткий».
Новые слова: штанга, длинный, короткий, длиннее, чем…, короче, чем…, самый длинный или короткий.
Монтессори поясняла в своей книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики": "Эти три серии: кубы, призмы и палки побуждают ребенка двигаться, становиться на колени, подниматься, поднимать и переносить предметы, которые не так легко удержать своими маленькими ручками.
Точно так же в работе с кубами, призмами, палками ребенок продолжает упражнять глаз в распознавании различного рода одинаковых предметов. С сенсорной точки зрения упражнения кажутся более легкими, чем упражнения с цилиндрами, но фактически они труднее, так как в этом случае дидактический материал не контролирует себя сам, и лишь глаз ребенка является решающим фактором; поэтому важно, чтобы разница между предметами сразу привлекала внимание. С этой целью в качестве дидактического материала служат более крупные предметы и необходимо также предварительное воспитание чувства зрения (упражнения с цилиндрами и дают известную подготовку глазу)».
Дети, научившиеся различать размеры предметов, определять на глаз их высоту, толщину, длину, обычно с особой радостью воспринимают любые жизненные ситуации, в которых приходится сравнивать величина.
Например, когда в детском саду происходит медицинская диспансеризация и дети отправляются измерять свой рост и вес, они бывают радостно возбуждены, обнаружив, что кто-то из них выше ростом, а кто-то ниже; один – толстый, а другой худой. Приложив свою ладошку к маминой, ребенок замечает, что его ладонь гораздо меньше маминой, а рука – короче.
Наблюдаем ребенка, работающего с материалом Длинные штанги
Материал "Длинные штанги" предназначен для самостоятельной работы детей 3 - 4-х лет во время свободной работы в группе для детей от 3-х до 6 лет. Материал обычно лежит на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и перенести на на коврик. Самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним.
Ребенок сразу приступает к делу. Он переносит штанги за штангой на ковер и пытается упорядочить получившуюся картину. Если ему требуется презентация, наставница выполняет ее, расположившись на корточках рядом с ребенком. Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим.
Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз.
Саша К. 16 ноября 2007 года, 4 года и 2 месяца
Выбрал Длинные штанги и сам перенес и на ковер по одной и правильно держа каждую штангу за коны. По дороге иногда отвлекался и поглядывал на работу других детей, но ни разу никого не задел. Презентацию материала он получил ранее, поэтому теперь знал, как выстроить на ковре красные штанги в лестницу.
Сначала Саша работал сосредоточенно и старался и визуально и механически сравнивать штанги между собой. Но поскольку с самыми длинными штангами эта работа затянулась, он уже после третьей штанги потерял сосредоточенность в действиях и стал отвлекаться.
Такое явление я наблюдала нередко. Поэтому не исключено, что складывать лестницу из штанг надо не с самой длинной штанги, и именно с коротких, так как это гораздо легче для ребенка. Да и логичнее с точки зрения математики...
При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).