Металлические рамки и вкладки. Описание материала
Две подставки и 10 розовых рамок. В каждую рамку вложены различные геометрические фигуры с маленькими рукоятками, позволяющими вкладыши вынимать из рамок. Вкладыши представляют собой следующие фигуры: квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник, пятиугольник, круг, овал, яйцевидная фигура, округлый треугольник, цветок. Также понадобится небольшой поднос, на котором стоит подставка для трех разноцветных карандашей, деревянная квадратная дощечка и такие же по размеру листки белой бумаги.
Для упражнений в штриховке нанесенных на бумагу разнообразных геометрических фигур или контуров простых и реалистичных изображений предметов можно использовать разнообразные лекала, которые продаются во многих магазинах канцелярских товаров, а также хорошо выполненные детские раскраски. Набор штриховок, выполненный в духе педагогики М. Монтессори в 2007 году, был издан в издательстве «Национальное образование».
М. Монтессори об этом материале
Из книги М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики»
«Я заказала два деревянных пюпитра, доски которых образуют слегка наклонную плоскость; каждый пюпитр имеет по четыре ножки, а ободок вроде барьера не дает предметам соскользнуть со столика. Доска столика бело-голубая, карниз, ножки и пр. – ярко-красные. На доске помещается четыре квадратных рамки для вкладок из металла; каждая сторона рамки равняется 10 см; рамки окрашены в коричневый цвет. В центре каждой рамки лежит металлическая вкладка бледно-голубого цвета, имеющая посередине медную пуговку.
… Здесь впервые ребенок воспроизводит рисованием геометрическую фигуру; …здесь впервые рождается объективное понятие геометрической фигуры – так как из двух металлических предметов столь различной формы, как рамка и вкладка, получается один и тот же рисунок, а именно линия, определяющая фигуру.
Этот факт поражает внимание ребенка. Он изумляется тому, что одна и та же фигура получилась с помощью столь различных кусков металла, и он долго с видимым удовольствием рассматривает рисунок, словно это не контуры предметов, а сами предметы.
Кроме того, ребенок учится чертить линию, определяющую фигуру. Придет день, когда он с еще большим изумлением и восторгом начнет выводить графические знаки, обозначающие слова.
После этого он приступает к работе, непосредственно содействующей образованию мускульного механизма, заведующего держанием и манипулированием орудия письма. Самостоятельно выбрав цветной карандаш, он держит его, как перо при письме, и заштриховывает фигуру, им же очерченную. Мы учим его, не выходить карандашом за контуры, усиленно обращаем внимание на этот контур, и, таким образом, он укрепляется и в мысли, что линия определяет фигуру.
Упражнения в раскрашивании фигуры заставляют ребенка производить движения и манипуляции, необходимые для заполнения десятка страниц палочками. Однако ребенок не чувствует утомления, так как проделывает все мускульные сокращения, необходимые для этой работы, но делает он это свободно, в каком ему угодно направлении, и все время глаз его устремлен на большую и ярко окрашенную фигуру.
Вначале дети заполняют целые страницы этими огромными квадратами, треугольниками, овалами, трапециями; они заштриховывают их красными, оранжевыми, желтыми, синими карандашами. Позднее они ограничиваются темно-синим и светло-голубым карандашом.
Многие дети по собственному побуждению рисуют оранжевый кружок в центре фигуры, отмечая этим медную пуговку, за которую держат металлическую вкладку. Им доставляет огромное удовольствие сознание, что они в точности, как настоящие художники, воспроизвели предмет, лежащий перед ними на красном столике.
Рассматривая последовательные рисунки одного и того же ребенка, мы обнаруживаем, что штриховка его совершенствуется в двух направлениях:
- штрихи все реже выходят за пределы контура и, наконец, аккуратно вмещаются в нем;
- штрихи, которыми ребенок заполняет фигуру, вначале короткие и неправильные, постепенно становятся более длинными и параллельными и, наконец, фигуры оказываются заштрихованными вполне правильными палочками, идущими от одного края фигуры к другому. Очевидно, ребенок уже овладел карандашом. Мускульный механизм, необходимый для управления орудием письма, уже установился.
По рисункам ребенка мы можем с уверенностью судить о степени его зрелости и умения держать карандаш в руке. Чтобы разнообразить эти упражнения, мы пользуемся контурными рисунками птиц, цветов, пейзажей и иллюстрированными картинками. Штриховка контурных рисунков дает ребенку большее разнообразие в упражнении, так как заставляет его проводить линии различной длины; он приобретает, таким образом, большую уверенность в пользовании карандашом.
Если бы сосчитать штрихи, проведенные ребенком при разрисовке этих фигур, и перевести их на графические знаки, они заполнили бы множество тетрадей! И в самом деле, уверенность штриха, которой достигают наши дети, ставит их на один уровень с учениками третьего элементарного класса.
Впервые взяв в руку перо или карандаш, чтобы писать, они владеют им почти так же хорошо, как человек, уже много писавший. Не думаю, чтобы существовало другое средство для столь полного и быстрого обучения письму. Главное же, при этом ребенок получает удовольствие и развлечение. Таким образом, мои дети совершенствуются в письме без письма".
Штриховки узоров, сделанные с помощью металлических рамок и вкладок Монтессори детьми 7 - 9 лет.
Итак, упражнения с металлическими рамками и вкладками
Прямая цель. Обвести карандашом сначала рамку, а затем и вкладку и заштриховать их.
Косвенная цель. Развитие руки ребенка и подготовка ее к выполнению письменных работ. Развитие аккуратности, концентрации внимания и координации движений. Развитие мышления через развитие руки.
Презентация и упражнения
Металлическая рамка кладется на лист бумаги поверх дощечки и обводится цветным карандашом изнутри. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. На бумаге остается два почти совпадающих контура (два квадрата, два круга или др.), и этот факт поражает ребенка. Как же так: я обводил два различных предмета - рамку и вкладыш, а на чертеже получилась одна и та же фигура? Впервые у малыша зарождается объективное понятие геометрической фигуры, как линии, определяющей форму. Кроме того, он учится самостоятельно чертить эти определяющие фигуры линии. Наступит время, когда он так же легко и самостоятельно начнет писать графические знаки, означающие буквы и затем слова.
Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими размашистыми линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи безотрывного письма.
Наблюдаем ребенка, работающего с металлическими рамками и вкладками
Юлия Ивановна Фаусек писала в 1922 году о своих наблюдениях за штрихующими детьми следующее. «Я заметила во многих случаях, что при первых попытках в штриховке ребенок не может сидеть долго за этим занятием: мускулы его руки быстро утомляются, и он или оставляет работу совсем или занимается ею с перерывами. Все малыши, начинающие штриховать, сильно нажимают карандаш, причем он часто ломается, и рука, его держащая, напрягается: мускулы пальцев еще очень слабы, и в них нет необходимой для этой работы координации. Но работа сама по себе страшно увлекательная, и ребенок возвращается к ней непрерывно по доброй воле. После нескольких упражнений он отдается ей все с большим спокойствием и удовольствием, и все дольше и дольше просиживая за ней зачастую по часу и больше».
А вот отрывок из дневниковых записей монтессори-педагога Елены Хилтунен, наблюдавшей за работой с рамками и вкладками леворукой девочки Насти Ш. 4 лет и 11 месяцев летом 2007 года.
1 июня. Как всегда, после завтрака дети уселись работать с карандашом. Мартин решил заполнять страницу второй тетради для свободного письма, то есть, переписывать предложения и потом находить, и отмечать специальными знаками части речи. А Настя выбрала рамку для обводки и штриховки. Это опять оказался квадрат.
Чтобы Настя зрительно уточнила весь ход работы, я дала ей еще раз почти полностью всю презентацию обводок и штриховок. И тут же убедилась, что сегодня дело у нее пошло гораздо лучше и точнее, чем в прошлый раз. Она сделала целых две работы и обе совсем неплохо. Второй раз я попросила ее сделать обводку фломастером, чтобы мне было лучше видно движение ее руки и толщину линий. Штриховала она сегодня точно так, как я показала. Работала только левой рукой, но сверху вниз и слева направо, как и мы с Мартином. Когда вторая штриховка была закончена, мы с Настей перешли к буквам...
Дальнейшие упражнения
По наблюдениям монтессори-педагогов после простых упражнений в штриховке дети уже не довольствуются изображением одной какой-нибудь геометрической фигуры, а приступают к комбинациям из одной и той же в разных поворотах или из двух и более. Получаются чудесные орнаменты, из которых наставницы делают настенные выставки или составляют альбомчики. Каждая удачная работа обязательно подписывается именем ребенка. Ее показывают родителям, отмечая успехи ребенка.
Современные педагоги, наблюдая за тем, как работают с рамками и вкладышами дети, определили даже строгую последовательность предъявления ребенку фигур. Штриховка, как действие, выполняемое пишущей рукой, лучшая тренировка для малыша. Он начинает чувствовать границу, работать карандашом, не отрывая его от бумаги. Можно заметить, что штрихующий ребенок однажды обозначит среди штрихов какую-нибудь букву. Это происходит спонтанно. Если перед глазами ребенка часто появляются слова и тексты, написанные письменным шрифтом, то это явление произойдет с большей степенью вероятности.