“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Чувственное восприятие составляет главную и едва ли ни единственную основу умственной жизни. Что это означает? 

19 февраля 2023, 13:54  Просмотров: 276

Ощущения, представления и понятия – различные ступени познания


В деле воспитания чувств нет ничего важнее, считала Мария Монтессори, чем вступить в сотрудничество с природой, подчиниться одному из ее законов, гласящему, что развитие ребенка осуществляется посредством освоения им окружающего мира. И главным инструментом в этой работе являются его собственные чувства, острая интуиция – драгоценные подарки природы каждому появляющемуся на свет человеку.

Чем скорее и, чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Механизм этой связи современные ученые объясняют следующим образом. Мышление как процесс есть функционирующая система постепенно накопленных знаний.

Знания возникают на основе элементарных «нерасчлененных» представлений. Значит, ощущения, представления и понятия – различные ступени познания. Чем отчетливее то или иное конкретное ощущение ребенка, тем более глубокий след оставляет оно в душе. Чем чаще оно повторяется, тем точнее будет представление о предмете, тем разностороннее ассоциации этого представления с другими, прочнее его отпечаток в памяти. Вот как можно представить схематически логическую нить, связывающую развитие органов чувств и мышления.

Впечатления, воздействующие на органы чувств – ощущения – представления – ассоциации представлений – запоминание – анализ – мышление.

Наука пользоваться своими ощущениями Человек появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но они еще не способны к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему предстоит научиться.


Воспитание чувств делает людей наблюдательными и  напрямую готовит к жизненной практике


Не будем спорить с утверждением, что традиционная психология до сих пор наибольшее внимание уделяет, измерению состояний детской чувственной сферы: различает ли ребенок цвета, шумы, определяет ли на глаз величину предмета, может ли выстроить хроматический ряд и так далее. Придуманы десятки тестов и метрических приборов, чтобы все это определять. Но за последнюю сотню лет никому, кроме Марии Монтессори, не удалось с такой необычайной точностью придумать дидактические пособия, специальные материалы, с помощью которых ребенок мог бы самостоятельно тренировать свои органы чувств.

Создавая эти дидактические материалы, М. Монтессори преследовала две цели: биологическую и социальную. С биологической стороны она стремилась облегчить естественное развитие ребенка, а с социальной точки зрения – старалась подготовить его к жизни в окружающей среде. 

 «Воспитание чувств, – писала Мария Монтессори, – делает людей наблюдательными и не только довершает общее дело приспособления к нынешней эпохе цивилизации, но прямо готовит к практической жизни. 

Думаю, мы имеем весьма несовершенное представление о том, что необходимо для практической жизни. Наш воспитательный метод чаще всего сводится к заучиванию в уме и затем к выполнению. Но весьма нередко ученики, хорошо поняв идею, с огромным затруднением выполняют практическую задачу». 

В книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики» М. Монтессори приводит пример с кухаркой, которая прекрасно изучила поваренную книгу, и запомнила все рецепты, а так же манипуляции по приданию кушанью надлежащего вида. Но каждый раз, когда ей приходилось на ощупь и на вкус определять момент, когда надо положить приправу, – она ошибалась, так как чувства ее «не получили достаточной подготовки». Теперь, будучи взрослым человеком, эту подготовку она может получить лишь путем долгой тренировки, и такая практика будет не чем иным, как запоздалым воспитанием чувств. (Вот почему, заключает М. Монтессори, так трудно найти хорошую кухарку! ????) 


 О сенситивном периоде воспитания чувств 


«Воспитание чувств надо начинать методически, с младенческого возраста, и продолжать его во весь период обучения, который подготовляет индивида к жизни в обществе». (М. Мотессори) 

Все дело в так называемом сенситивном периоде воспитания чувств, фазе особой восприимчивости ребенка к тем или иным способам, видам деятельности, эмоциональной восприимчивости знаний, умений, способов поведения. Человеку никогда более в жизни не удается так легко и радостно учиться, чем в этот особый период жизни. 

Сенситивный период сенсорного развития длится обычно от 0 до 5,5 лет. Разумеется, здоровый ребенок в любом случае может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. М. Монтессори считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он утончал (именно этот термин она употребляла) свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и суждения о предметах. 

Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознавания. Как помочь малышу совершить эту удивительную работу по «утончению» собственных органов чувств? 


Прежде всего, доверимся природе


Позволим ребенку делать все, что удовлетворит его неустанную потребность в общении с ней. Галька – совершенно особый материал для работы ребенка. Возможность свободного выбора камешка вызывает спонтанный интерес ребенка. Создание картины из гальки, зерен, блестящих шариков, тесьмы дает возможность развивать концентрацию внимания. 

Дети обожают внимательно слушать и смотреть, как песок пересыпается из одной банки в другую. Совсем по-другому сыпется песок из закрытого чайника в блюдце через дырочки в носике. 

Ребятишкам доставляет радость звонкое перекладывание камешков из одной в двух плошках. 

Еще больше им нравится переливать воду из чашки в чашку, стараясь не проливать на подносик. А если пролил – вытирать капли маленькой тряпочкой. Возникают и трудности при переливании в узкое горлышко бутылки. Попробуем воспользоваться воронкой! 

Металл блестит! Это можно обнаружить, если взять бархотку и мелкими движениями пальцев натирать металлический предмет. 

Работа с зернами – перекладывание, сортировка – обостряет и утончает чувствительность детских пальчиков. 

Большой деревянный пинцет, которым малыш пытается ухватить шишку, тренирует мускулатуру его руки. А если перекладывать пробки из сухой миски в тазик с водой, можно на собственном опыте убедиться, что пробка не тонет. 

Ручная работа пипеткой поможет малышу пронаблюдать, как капает вода. Дети обожают сортировать косточки от вишен, сливы, персиков, яблока, винограда по форме, размеру. 


Закроем глаза и руками почувствует то, что не всегда можно увидеть глазами 


Ребенок переставляет и перекладывает, наблюдает, узнает названия удивительных предметов живой природы: ракушек, камней, комочков глины, чувствует, как могут они превращаться в предметы искусства. Оказывается, вещи из обыденной жизни могут приобретать художественный смысл. Камни и ракушки часто имеют удивительную форму и цвет. Закроем глаза и руками почувствует то, что не всегда можно увидеть глазами. 

Сухие цветы и фрукты – это тоже природный материал. Его можно взять, положить, разглядеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус. Перышки птиц будем рассматривать и сортировать. 

Сырая земля может быть мягкой и твердой, сыпучей или лежать комком. Она может состоять из маленьких камешков и быть холодной или теплой. 

Ребенок особенно радуется, когда вдруг начинает ощущать течение времени. Песочные часы представляют для него особый интерес. М. Монтессори неоднократно обращала внимание на впитывающее сознание ребенка. Но эту особенность детского восприятия мира было бы невозможно обнаружить, если бы жизненные силы ребенка не приводили в действие органы его чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. 

 «Было бы замечательно, – пишет М. Монтессори, – если бы всякое знание входило в нас таким естественным путем, не требующим больших усилий, чем те, которые мы тратим, чтобы дышать и есть. Сначала мы бы не чувствовали ничего необычного, а потом, внезапно, приобретенные нами понятия засветились бы в нашей памяти, как яркие звездочки знаний. Тогда бы мы почувствовали их присутствие и осознали понятия, которые без усилий стали бы нашим достоянием…». Однако все это возможно в детстве, в периоде человеческой жизни, когда мы чувствуем с каждым днем острее и тоньше. И это тоже подарок природы человеку.

Елена Александровна Хилтунен, монтессори-педагог, сертификат Академии развивающей реабилитации (Мюнхен, Германия), эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России, автор нескольких книг по монтессори-педагогике, приглашенный монтессори-тренер педагогического Университета им. Герцена (Санкт-Петербург)

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?