Что такое акселерация и каково ее влияние на процесс становления человека?
С середины XIX в. в развитых странах мира наблюдается поразительная тенденция к ускоренному росту и созреванию детей. Генетические и средовые аспекты акселерации отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Наблюдаются значительные изменения в темпах роста и развития грудных детей.
С возрастом темпы акселерации растут. Ускоряется половое созревание. Имеются данные о форсировании умственного развития детей. Улучшение питания — одна из главных причин акселерации. В особенности — большее количество белка и повышение калорийности пищи на ранней стадии развития.
Акселерации способствуют также достижения медицины, иммунизация населения, ослабление физической нагрузки, смешение этносов. Таким образом, и в процессе акселерации основное значение имеет комплекс средовых воздействий, влияющих на индивидуальное развитие человека при реализации его наследственной программы.
Сексуальное влечение всецело подтверждает мысль о единстве биологических и культурных программ развития человека
Биологическая программа развития человека задает весьма широкий диапазон для ее наполнения средой. В нее легко укладывается и половое развитие людей. Конкретные формы и типы человеческой сексуальности должны быть приписаны и биологической программе, и психологическим факторам научения, и особенностям среды, в которой вырастает и живет человек. Половое развитие способно к сложной трансформации. Оно может принимать формы и патологической регрессии, и сублимации.
Сексуальное влечение всецело подтверждает мысль о единстве биологических и культурных программ развития человека. Объект сексуального влечения не предопределен биологически, способы его удовлетворения изменчивы. Они связаны с функциями тех или иных телесных органов, но способны сопровождать самые различные виды деятельности, примыкая к ним.
Разнообразие телесных источников сексуального возбуждения свидетельствует о том, что сексуальное влечение у человека тесно связано с игрою представлений и фантазий, в которых оно обретает конкретную форму.
В развитии сексуальности человека различают детский (инфантильный и пубертатный) и взрослый (постпубертатный) периоды, причем первый пролагает путь второму.
Детская и постпубертатная сексуальность настолько сближаются, что окончательный тип сексуальности, случается, во многом складывается уже в детстве.
Инфантильный период
Человеческий младенец рождается со способностью сексуального отклика на прямое осязательное возбуждение. Только позднее и постепенно индивид научается распознавать и интерпретировать другие стимулы как сексуального, так и несексуального характера. Впоследствии и исподволь вырабатывает он в себе сексуальную привлекательность мужского или женского типа.
Мало-помалу учится человек управлять своими сексуальными импульсами и адекватно реагировать на соответствующие стимулы. Тем не менее в нем изначально присутствуют зачаточные формы полового влечения. Эта общая и разлитая сексуальность младенца становится в ходе развития человека все более и более разработанной, дифференцированной и определенной, специфической.
Как правило, уже на четвертом году жизни ребенок безошибочно идентифицирует свой пол. Он думает о себе непосредственно как о мальчике или девочке и начинает обращаться к другим согласно их полу. Открытие своего пола дается ребенку в процессе научения методом наблюдений, проб и ошибок, путем учета одобрений и неодобрений со стороны старших, ровесников и всего его окружения.
Довольно быстро ребенок узнает, например, что ему разрешено касаться любой части своего тела или тела другого человека, кроме анально-генитальной области. Ребенок, потирающий свои гениталии, находит, что это быстро привлекает неодобрительное внимание взрослых. Ощущение запретности этой области тела закрепляется большим беспокойством окружающих по поводу "выделительного поведения" ребенка. Успешный контроль над функциями мочевого пузыря и кишечника хвалят; потерю контроля встречают разочарованием, упреком и выражением отвращения.
Постепенно ребенку становится очевидным, что анально-половая зона — не просто сфера табу, но и весьма важная область. Почти неизбежно гениталии у ребенка начинают ассоциироваться с беспокойством и стыдом. Именно это отношение к репродуктивной области тела нередко фиксируется в естественных языках, и ребенок усваивает его.
Так, в немецком и русском языках половые органы именуются "срамом" (позорными, постыдными местами). В английском и французском — "интимными местами" (т.е. чем-то, что должно скрывать).
Нарастающий половой опыт ребенка приобретается им в ходе сексуально окрашенных игр со сверстниками, мастурбации, иногда в результате наблюдения или подслушивания полового акта. То или иное восприятие ребенком, ставшим случайным свидетелем полового акта, увиденного и (или) услышанного им, зависит от его эмоционального отношения к участникам коитуса. От всей апперцептивной массы его предшествующего опыта.
Результаты такого атипичного опыта сообразны с тем, как ребенок их интерпретирует и как реагируют на него взрослые, если этот опыт становится объектом их внимания. Созерцание ребенком коитуса безопасно, если он интерпретирует его как "игривую борьбу", но вредно, если он рассматривает половой акт как проявление враждебного, агрессивного поведения.
Известны также случаи полового контакта ребенка с взрослыми или другими детьми. Вовлечение детей в развратные действия взрослых может казаться им просто любопытной и бессмысленной игрой, но может вызывать отвращение и стать травмой, оставляющей пожизненные психические шрамы.
Иногда половые контакты с взрослыми могут нравиться ребенку, и он начинает стремиться к ним. Реакция родителей и окружающих во многом определяет интерпретацию ребенком того или иного элемента его сексуального опыта. Подчас тривиальный и быстро забываемый ребенком случай становится для него глубоко травмирующим, если он сталкивается с криками матери, гневом отца и его донимают расспросами окружающие люди.
Некоторые атипичные события подобного рода способны закрепить ассоциации, которые сохраняются в течение последующих лет жизни. Ребенок может связывать одежду, особенно нижнее белье, чулки и ботинки с полом и сексом и таким образом заложить основание для позднее проявляющегося фетишизма или трансвестизма.
У других детей формируется ассоциация между наказанием, болью и половым удовлетворением, что впоследствии может привести к садизму, мазохизму или садомазохизму.
Пубертатный период
Во время и непосредственно после этапа ускоренного полового созревания дети нередко страдают гиперсексуальностью. Почти непрерывный половой импульс требует разрядки. Он становится слишком заметным, чтобы заставить признать тех, кто отказывался это делать прежде, что дети имеют половые реакции и способности.
В этот ответственный момент сексуального развития человека его здоровое настоящее и будущее в большой мере зависят от двух главных обстоятельств. Первое — от отношений и стандартов по отношению к сексуальному поведению, преобладающих в референтной группе ребенка. Второе — от отношений индивида к самому себе.
Решающее влияние среды на подростка и здесь, как и во всем остальном, складывается из стихийных процессов научения (социализации) и из воспитательных, т.е. целенаправленных воздействий на него взрослых людей, требующих от него выполнения своих предписаний.
Во всех случаях подросток прислушивается к тем, кого он ценит, уважает, любит, или к тем, кому он склонен подражать. Совершающийся в пубертатный период выбор сексуального объекта часто происходит по образцу отношения подростка к самому себе. В сексуальном объекте представлена та или иная сторона личности самого растущего человека. Это, по Фрейду, нарциссический выбор.
В работе "К введению в нарциссизм" (1914) Фрейд рисует такую его картину: "Человек может любить, согласно нарциссической схеме, то, каков есть он сам. То, каким он был. То, каким он хотел бы быть. Человека, который был частью его самого".
В трех первых случаях выбор может основываться на образе или идеале, и сходство с избранным объектом может быть частичным, ограниченным лишь рядом существенных признаков. Идеал строится чаще всего по сходству с любимым важным взрослым и (или) по контрасту с нелюбимым. В четвертом случае имеется в виду любовь, которую мать питает к своему ребенку, некогда бывшему "частью ее самой".
Вместе с тем в научной литературе описываются "нарциссические женщины", которые, строго говоря, любят лишь самих себя, причем почти так же, как их любят мужчины. Они испытывают потребность не в том, чтобы самим любить, но в том, чтобы их любили, и им нравится такой мужчина, который на это способен.
Очень часто при выборе сексуального объекта молодые люди повторяют свое детское отношение к матери и (или) другим важным взрослым. В этом случае мы имеем дело с выбором объекта по примыканию — выбор, при котором объект любви сходен с образами родителей, обеспечивающих ребенку питание, заботу и защиту. Основание такого выбора в том, что сексуальные влечения первоначально примыкают к влечениям к самосохранению.
Постпубертатный период
Каждый человек имеет глубокую потребность в половой любви, связанной с ощущением своей полноценности и с самоуважением. Сексуальная активность — необходимая предпосылка человеческого счастья. Она выступает для индивида доказательством того, что он привлекателен, желанен, оценен и, возможно, любим.
Это доказательство необходимо для поддержания личностью чувства собственного достоинства. В современном обществе еще немало установок и отношений к полу, которые препятствуют развитию сексуально здоровых людей. Вокруг секса существует аура подозрительности, враждебности и беспокойства. Она едва ли способствует развитию теплых, доверчивых отношений между мужчинами и женщинами. Очень немногие полностью избегают бесполезных и (или) вредных ограничений и предрассудков, которыми их снабдил социум на предшествующих этапах индивидуального развития.
Половой импульс является слишком сильным, постоянным и возобновляемым, чтобы нормальная половая деятельность не разрушила постепенно выносимые из детства неадекватные чувства вины или стыда. Большинство людей, в конечном счете, достигают, по крайней мере, терпимого полового регулирования. Некоторые, однако, остаются в постоянном затруднении относительно полового поведения. К счастью, любовь или сильное увлечение обычно преодолевают негативизм в половых отношениях, которые теряют оттенок болезненно напряженной соревновательности, чуть ли не наступления и обороны, скепсиса и насмешки.
Борис Михайлович Бим-Бад, доктор педагогических наук, действительный член Российской Академии образования, школьный учитель, учитель-экспериментатор, лектор Института повышения квалификации работников образования, преподаватель для слепоглухих, организатор высших учебных заведений, руководитель ряда университетов, заведующий кафедрами, преподаватель собственных и иных вузов.