“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Завязываем шнурки на кроссовках, как учила М. Монтессори

26 мая 2023, 16:40  Просмотров: 175

Дидактический материал, составляющий основу такого рода гимнастики, крайне прост


Например, рамкой, которой дети могут пользоваться для упражнений в одевании и раздевании можно назвать рамку для шнуровки. В книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики» Мария Монтессори так описывает ее: «куски кожи, скрепленные шнурками на дырочках». 

Разновидностью этой рамки может быть и другая. Она чаще встречается в современных детских садах М. Монтессори. О ней в той же книге написано следующее: «два куска сукна перевиваются шнурками (эти лоскутья делаются на костях и соответствуют маленьким корсажам, носимым крестьянами в Италии)». 

Современная рамка для упражнений ребенка в шнуровке выглядит так. Деревянная рамка с двумя половинками ткани или мягкой кожи. По центру ткань соединена шнурком, сплетенным через окантованные металлом дырочки. 


Цели работы ребенка с Рамкой со шнурками 

 

Прямая цель: ребенок учится шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки. 

Косвенная цель: координация движений, концентрация внимания, последовательность действий, развитие пальцев рук, а следовательно – подготовка к письму. Если дырочек ровно десять, и ребенок будет выполнять одни и те же движения десять раз, то можно говорить о косвенном введении ребенка в десятичную систему. 

Презентация и упражнения 


Ребенок выбирает для работы рамку со шнуровкой и приносит ее на рабочий стол. Наставница садится рядом с ним и предлагает показать, как шнуруют эту рамку, как завязывают узелок и бантик. 

Рамка кладется узелком с бантиком вниз. И прежде всего надо развязать шнурки и расшнуровать их. 

Наставница берется за концы шнурка и растягивает их в стороны. Бантик развязывается. Затем она двумя пальцами поддевает узелок и движением вверх или вперед развязывает его. Шнурки разводятся в стороны. Далее наставница выдергивает по одному шнурки из дырочек, начиная работу всегда с правой руки. 

Она работает медленно, пошагово, каждый раз распрямляя шнурки по обе стороны рамки так, чтобы ребенку хорошо было видно каждое движение ее пальцев. 

После второй-третьей пары дырочек, ребенок может попробовать выполнять работу самостоятельно. Из последних двух дырочек наставница вынимает шнурок сама. Она раскладывает его по периметру рамки и отгибает в стороны половинки ткани и ли мягкой кожи, чтобы показать ребенку, что первая часть работы уже выполнена. Затем половинки ткани вновь соединяются по центру, концы шнурка, аккуратно сложенного пополам, вдеваются в верхние дырочки, и начинается вторая часть работы – шнуровка. 

Теперь наставница действует сверху вниз, приостанавливаясь после вдевания шнурка в каждую пару дырочек. Концы шнурка каждый раз аккуратно раскладываются в стороны. После второй пары дырочек ребенок продолжает работу самостоятельно. 


Теперь надо завязать шнурок на узелок, а затем – на бантик 


Наставница перекидывает концы шнурка в противоположные стороны так, чтобы правый конец оказался сверху. Из левого шнурка делается большая петля, в которую просовывается конец правого, повернутого по часовой стрелке. Шнурок растягивается за концы, образуя узелок. 

Бантик. Его завязывают разными способами, но наиболее прочным оказывается такой. Из левого конца шнурка делают большую петлю. Правый конец берут за середину и обводят эту петлю по часовой стрелке. Затем продвигают шнурок в петлю по большому пальцу левой руки. Маленький неоформленный пока бантик растягивают и аккуратно подравнивают. 

 Чтобы показать ребенку, что работа окончательно выполнена, наставница кладет ладони на половинки ткани или кожи и растягивает их в стороны. 

Понятно. что упражнения с завязыванием шнурков встречаются в жизни ребенка очень часто. Прежде всего, собираясь на прогулку, дети завязывают шнурки на собственных ботинках. В группах Монтессори часто бывает, что дети помогают друг другу в этой работе. Те, кто уже умеют завязывать шнурки, обучают этому других. 

Многие родители стараются покупать детям ботинки на липучках или вообще без застежек, полагая, что им будет легче справляться с обувью, собираясь на прогулку. Но в этом случае они лишают ребенка получения нового и довольно сложного и важного культурного навыка. Можно лишь посоветовать не отказываться от такого естественного и жизненного упражнения, как шнуровка и завязывание узелков и бантиков. Косвенно вы поможете ребенку ловко работать пальцами рук и координировать свои движения - очень важные процессы для утончения согласования работы руки и мозга. 


Наблюдаем ребенка, работающего с материалом Рамка со шнурками 


Материал Рамка со шнурками предназначен для самостоятельной работы детей 3 - 4-х лет во время свободной работы в группе для детей от 3-х до 6 лет или дома, если родители изготовили такую рамку для своего ребенка. Материал обычно лежит на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и перенести на рабочий стол или на коврик. 

Самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. Ребенок сразу приступает к делу, положив перед собой рамку. Если ему требуется презентация, наставница садится на маленький стульчик рядом с ребенком справа. 

Рамка должна лежать в центре стола, как бы между наставницей и ребенком, и они вмести составляют своеобразный треугольник, помогающий ребенку сосредоточиться, сконцентрироваться на работе с рамкой. 

Хотелось бы напомнить, что в классе Монтессори мебель подобрана по росту детей, рабочие коврики одноцветные и имеют длину не меньше 1 метра и ширину не меньше 50 см. Работа носит индивидуальный характер, поэтому рабочие коврики или столики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения. 

Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим. 

Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз. 

Мартин 5 лет 8 месяцев. Выбрал рамку со шнурками по совету взрослого, так как не умел завязывать узелок и бантик при шнуровке ботинок. Получил презентацию и решил поработать самостоятельно. Положил перед собой рамку и стал работать, видимо, вспоминая, как ему показывали, то есть, начиная "от печки" - со шнуровки. Легко расшнуровал и зашнуровал рамку, аккуратно разглаживая шнурки и раскладывая их в стороны, как это положено при работе с рамкой. Но когда дело дошло до завязывания узелка и бантика, попросил показать ему еще раз, как это делается. Я показала сначала, как завязать узелок. 

После показа Мартин легко с этим справился. Затем бантик. Я показала, как его завязывать медленно и по ступенькам. Мартин взялся повторять, но с первого раза у него ничего не вышло. Пальцы были неловкими и не слушались мальчика. Он упрямо пытался завязывать бантик снова и снова. Но, к сожалению, так и не смог завязать. Огорченный он отложил рамку со шнурками... . 

При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?