“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Самостоятельный малыш. Домашние упражнения маленьких детей

16 февраля 2023, 12:29  Просмотров: 174

Нам нравится обустраивать детский уголок


Какого цвета наклеить обои? Что лучше поставить? Какие выбрать книжки, игрушки? Обычно мы сами не замечаем, как увлекаемся, действуем спокойно и уверенно, раздумывая над каждым новым предметом. Пытаемся проникнуть в суть этого предмета, и почувствовать его побудительную силу. Похоже, мы медитируем или устраиваем себе своеобразную аутогенную тренировку.

Ученые говорят, что такой способностью обладают только взрослые, так как у детей еще нет эмоционального доступа к вещам. Оказывается, только взрослые могут выражать свое отношение к предметам, особенно личным, которые они идентифицируют с самими собой. Поэтому мы и говорим, что взрослый передает ребенку жизненный опыт. Но только дети, впитывающие наше отношение к подготовленной для них среде, в состоянии выделить из нее отдельный предмет, и подарить ему свое особое внимание и любовь.

Энергия отдельного предмета помогает малышам материализовать чувства. Именно так ребенок приобретает только ему одному присущий взгляд на мир.

Понаблюдайте за трехлетним, выполняющим простейшую работу: шнурующим ботиночки, переливающим компот из кружки в миску или застегивающим пуговицы. Он концентрируется, смотрит вглубь себя. И, кроме того, незаметно упражняет обычные человеческие умения. Ребенок поднимает, носит, пересыпает, взвешивает, наблюдает, приводит в порядок. Он учится жить осмысленно, с внутренним расположением к окружающим его людям и вещам.

Детям доставляет особенную радость, например, звонкое пересыпание камешков из одной плошки в другую. Они могут долго-долго, захватывая в кулачок горсть гальки, опрокидывать ее в деревянную, глиняную плошку или глубокую тарелку.

Галька – это совершенно особый материал для работы ребенка. Когда он берет в руки маленькие камешки, то одно это помогает развитию его пальчиков. С не меньшим удовольствием дети пересыпают зерно или ту же гальку с помощью столовой ложки. А если предложить им выложить красивый узор из гальки, кедровых орешков, разноцветных бусин и гороховых зерен, то это вызовет особенный интерес, особенную концентрацию внимания.

Как просто! Взрослым надо лишь положить и поставить на небольшой поднос все, что необходимо для этого занятия и не прятать в шкаф, а оставить на низенькой открытой полке (в рост ребенка) в его уголке. Там будут стоять и другие привлекательные для малыша предметы: коллекция колокольчиков, пузырьки и коробочки с крышками, различные застежки: шнурки, бантики, молнии, булавки.


«Возьми, пожалуйста, то. Дай мне это»


Обратите внимание – все это самые обыкновенные вещи, которые есть в каждом доме, а не специально придуманные и изготовленные на фабрике. Развитие ребенка происходит спонтанно, незаметно для него самого. Никаких назиданий! Просто поставим на детскую полку «материал» и покажем, как с ним люди обращаются. Если мы будем наблюдательны, то очень скоро заметим, что у малыша появилась ловкость и точность в движениях, сосредоточенность и аккуратность – ни один камешек не пролетает мимо плошки, ни одна капелька воды не остается на подносе с кувшинами. А поскольку на полке стоят несколько предметов, у взрослого есть возможность вежливо сказать: «Возьми, пожалуйста, то. Дай мне это».

Возникают и трудности: вода в узкое горлышко пузырька льется медленно. Тут не помешает воронка. Ведь это взрослые придумали воронку! Один из тысяч обыденных предметов нашей жизни. С его назначением малыш легко познакомится в простой и полезной для развития координации его движений работе.  

Ребенок может самостоятельно, без помощи взрослого делать то, к чему он уже готов в своем развитии: чистить ботинки, заплетать косичку, мыть чашки, прибивать гвозди, отвинчивать гайки, нанизывать бусы, работать с цветами, фруктами, семенами. Он рассматривает и чувствует все, что лежит на поверхности земли. 

Вот малыш уже может держать предмет, вот готов отдать его из рук в руки, вот требует порядка в окружающих вещах. Все это шаги малыша в мире предметов. И вот что интересно: в общей работе детей и взрослых с предметами окружающей жизни сама собой пропадает энергия борьбы друг с другом. 

Взрослый не руководит, а как бы вводит маленького в материал. А у того вступает в действие энергия созидания, которая не дает тратить силы на борьбу, а ведет к познанию. Взрослый помогает ребенку в выполнении действий с предметами окружающей среды. В этом смысле ребенок идет навстречу и к предметам, и к взрослому. Происходит процесс познания друг друга, в котором маленький и большой равны между собой. Они смотрят друг на друга и делают шаги навстречу. Этот общий интерес важен обоим. Они встречаются и взаимодействуют в материальной среде на уровне духовном. 

Ребенок приобретает опыт. Ему приятно осознавать, что он уже многое может делать сам, что у него многое получается. Он никогда не говорит об этом. Но это настроение живет внутри него и взрослый это понимает. 


Ребенок - хозяин своих действий


Есть и еще нечто немаловажное, имеющее отношение к освоению практических умений. В первые годы жизни ребенок переживает сенситивный период развития точности движений. В это время он особенно остро воспринимает формы деятельности, которые связаны с овладением и совершенствованием разнообразных движений. 

М. Монтессори отмечала, что в этот период (примерно с 1 года до 4 лет) маленькие дети спонтанно стремятся стать хозяевами своих действий. 

Сначала их движения неловки, часто бесцельны. И мы, взрослые, решаем, что надо устраивать для детей специальные физкультурные занятия. М. Монтессори удивлялась, чем так уж хороши упражнения, предлагаемые детям на занятиях физкультурой? Ведь их цель – замечала она – прежде всего «научить детей выполнять определенные стройные движения, навязываемые им в форме команды» 

 «Руководящий дух такой гимнастики – принуждение, и я убеждена, что эти упражнения подавляют самопроизвольные движения и на их место навязывают другие... Мы под гимнастикой подразумеваем ряд упражнений, имеющих целью облегчить нормальное развитие физиологических движений (ходьба, дыхание, речь) и те, что нужны для выполнения обыденных житейских актов (одевание, раздевание, застегивание платья, шнуровка башмаков, ношение таких предметов, как шары, кубы и т. п.» (М. Монтессори) 


Какое отношение гимнастика имеет к жизненной практике? Самое прямое


Для того, чтобы не разбить чашку, надо, во-первых, аккуратно донести ее до стола, во-вторых, умело налить в нее сок из кувшинчика, не пролив ни капельки. Выполняя это нехитрое действие часто, ребенок тренируется в «грациозности» (термин М. Монтессори) движений.

Заметьте, все происходит опосредовано, то есть мы видим: малыш переливает сок из сосуда в сосуд, а на самом деле он развивает в себе координацию и точность движений. «Если хорошо подумать, упражнения в практической жизни – настоящая гимнастика, так что само повседневное окружение является школой совершенствования всех движений…» 

Вот почему в группе Монтессори детского сада, большинство предметов для упражнений, в том числе и кувшинчики с водой, и плошки для пересыпания и сортировки камешков, бархотки для полировки металлов или даже набор щеток для чистки обуви, стоят на низких полочках. А рабочие столики располагаются поодаль. 

Ребенку невольно приходится взять поднос с предметами, сделать несколько шагов к рабочему столику и заняться, например, переливанием из одного сосуда в другой или раскатать коврик, на котором удобнее, чем на столе, скажем, выкладывать узор из цветных ленточек, бусин и соломинок. 

Ребенок невольно координирует свои движения, сосредотачивается на собственных действиях, тем самым совершенствует, оттачивает их, и в то же время осваивает важные для человека умения, которые необходимы в повседневной жизни. 

Дети особенно любят упражнения, которые встречаются в их жизни дома. Например, мытье рук, плетение косички, стирка, глажка, подметание пола, вытирание стола, застегивание пуговиц курточки или завязывание шнурков на ботинках. Сначала за деятельностью ребенка наблюдают взрослые. И если он просит о помощи, показывают способы обращения с интересующим ребенка предметом. Детям важен подробный показ сложных действий. 

Поэтому презентацию обращения с предметом наставница детского сада М. Монтессори проводит медленно, акцентируя внимание ребенка на каждую ступеньку работы. 

Дело в том, что трех-пяти летние дети не в состоянии выслушивать долгие объяснения взрослых, но готовы много минут заворожено следить за их действиями. Через выявление деталей этих действий дети приходят к построению собственных моделей поведения с предметами культуры. 

Вот почему так важна точность движений взрослого при показе обращения с предметом. Надо сказать, в свободной работе дети достигают более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Но в отличие от взрослых им важен, прежде всего, процесс работы, а не ее результат.


Елена Александровна Хилтунен, монтессори-педагог, сертификат Академии развивающей реабилитации (Мюнхен, Германия), эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России, автор нескольких книг по монтессори-педагогике, монтессори-тренер.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?