“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Соберем «юбочки» и «платочки» русской матрешки и обнаружим в ней внутренний контроль ошибок 

25 марта 2023, 21:55  Просмотров: 131

Часто народная игрушка опережает самые смелые дидактические открытия


Это случается в любой культуре мира, на любом континенте, в любой стране. Это происходит потому, что наука о воспитании или есть — и тогда она скорее мировоззрение, вера, к которой человек идет совершенно определенным, точным путем, или ее нет — и тогда она ничего принципиально не меняет в человеке и не удерживается с его рождения до гражданской зрелости. Так произошло, например, со старинной русской матрешкой.


Материал 


Русская деревянная кукла, состоящая из нескольких вложенных в нее таких же кукол, но меньшей величины. Их может быть от 3-х до 10. Традиционной считается матрешка из 6 кукол мал мала меньше. 


Цели 


Прямая цель: раскрыть матрешку, выстроить ряд коколок от большой к маленькой, а затем вложить их обратно друг в дружку. 

Косвенная цель: концентрация внимания, координация движений, утончение зрительного чувства, умение сравнивать предметы по величине, строить сериационный ряд. Представление «большой-маленький», «глубокий-мелкий», «высокий-низкий», «больше, чем…», «ниже, чем…» и т. д. 


Как играют с матрешкой, чтобы от нее была  польза развитию ребенка? 


Ребенок приносит матрешку на стол и ставит перед собой. Наставница берет ее в руки, поворачивает верхнюю часть большой матрешки, открывает и вынимает матрешку поменьше. Первая матрешка сразу закрывается и отставляется в сторону. 

Затем наставница вместе с ребенком делает то же с остальными матрешками. Желательно, чтобы кукла состояла из 10 фигурок, тогда ребенок незаметно для себя сможет готовиться к освоению математики. 

Когда все фигурки в собранном виде оказываются на столе, наставница показывает ребенку, как можно выстроить из них ряд от большой матрешки к маленькой. Затем матрешки, начиная с девятой, разбираются, вкладываются одна в другую и закрываются. 

Можно отдельно друг от друга поставить «юбочки» всех матрешек и «платочки» и перемешать их. Затем предложить ребенку собрать и поставить рядом пары «юбочек» и «платочков», после чего собрать все матрешки по отдельности и выстроить ряд от большой к маленькой. 


В этой народной игрушке есть механический внутренний контроль: большая матрешка не входит в меньшую. Так что она устроена в высшей степени дидактично. Ее можно назвать автодидактической народной игрушкой. Она вполне рассчитана на самостоятельную работу ребенка – обязательное требование к любому материалу М. Монтессори.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?