Часто народная игрушка опережает самые смелые дидактические открытия
Это случается в любой культуре мира, на любом континенте, в любой стране. Это происходит потому, что наука о воспитании или есть — и тогда она скорее мировоззрение, вера, к которой человек идет совершенно определенным, точным путем, или ее нет — и тогда она ничего принципиально не меняет в человеке и не удерживается с его рождения до гражданской зрелости. Так произошло, например, со старинной русской матрешкой.
Материал
Русская деревянная кукла, состоящая из нескольких вложенных в нее таких же кукол, но меньшей величины. Их может быть от 3-х до 10. Традиционной считается матрешка из 6 кукол мал мала меньше.
Цели
Прямая цель: раскрыть матрешку, выстроить ряд коколок от большой к маленькой, а затем вложить их обратно друг в дружку.
Косвенная цель: концентрация внимания, координация движений, утончение зрительного чувства, умение сравнивать предметы по величине, строить сериационный ряд. Представление «большой-маленький», «глубокий-мелкий», «высокий-низкий», «больше, чем…», «ниже, чем…» и т. д.
Как играют с матрешкой, чтобы от нее была польза развитию ребенка?
Ребенок приносит матрешку на стол и ставит перед собой. Наставница берет ее в руки, поворачивает верхнюю часть большой матрешки, открывает и вынимает матрешку поменьше. Первая матрешка сразу закрывается и отставляется в сторону.
Затем наставница вместе с ребенком делает то же с остальными матрешками. Желательно, чтобы кукла состояла из 10 фигурок, тогда ребенок незаметно для себя сможет готовиться к освоению математики.
Когда все фигурки в собранном виде оказываются на столе, наставница показывает ребенку, как можно выстроить из них ряд от большой матрешки к маленькой. Затем матрешки, начиная с девятой, разбираются, вкладываются одна в другую и закрываются.
Можно отдельно друг от друга поставить «юбочки» всех матрешек и «платочки» и перемешать их. Затем предложить ребенку собрать и поставить рядом пары «юбочек» и «платочков», после чего собрать все матрешки по отдельности и выстроить ряд от большой к маленькой.
В этой народной игрушке есть механический внутренний контроль: большая матрешка не входит в меньшую. Так что она устроена в высшей степени дидактично. Ее можно назвать автодидактической народной игрушкой. Она вполне рассчитана на самостоятельную работу ребенка – обязательное требование к любому материалу М. Монтессори.