“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Русская пирамидка в содружестве с Розовой башней Монтессори 

25 марта 2023, 18:26  Просмотров: 207

Наука о воспитании человека по сути своей не может быть ни западной, ни восточной. Она лишь принимает особые черты страны, где живет


Одним из мифов о педагогике Марии Монтессори, рожденных в России советских времен, стал миф о том, что она принадлежит к западной педагогике и вряд ли сможет выжить в нашей стране. Считается, что российской культуре подходит только рожденное в ней самой. И не может быть ничего, стоящего над этой культурой или привнесенного в нее извне. 

Но что бы ни говорили наши идеологи, наука о воспитании человека по сути своей не может быть ни западной, ни восточной, ни российской, ни американской. Она лишь принимает особые черты страны, где живет. Не станем же мы снимать с себя одежды зарубежного производства или выкидывать в помойку голландский сыр да индийский чай! 

Наука о воспитании или есть — и тогда она скорее мировоззрение, вера, к которой человек идет совершенно определенным, точным путем, или ее нет — и тогда она ничего принципиально не меняет в человеке и не удерживается с его рождения до гражданской зрелости.



По Монтессори, смысл пребывания человека на Земле состоит в деятельном освоении и приумножении богатств человеческой культуры — духовной и материальной. И, появляясь на свет в той или иной точке земного шара, ребенок прежде всего прикасается к культурным ценностям этой местности. Мать дает ему в руки игрушки, в которые играли его деды и прадеды во многих поколениях. И иногда оказывается, что смысл этой игрушки волшебным образом совпадает со смыслом другой, рожденной совсем другими людьми и в другой стране. 

Например, наша русская незатейливая пирамидка. Пусть ортодоксальные монтессори-педагоги не примут описание занятий с пирамидкой или матрешкой за нарушение правил! Честное слово, смысл нанизывания колец на стержень от самого большого к самому маленькому сродни принципам работы с классическими сенсорными монтессори-материалами. Возможно, сама Мария Монтессори не стала бы пренебрегать подарком, привезенным из России: деревянной матрешкой или пирамидкой. 

Материал 


Деревянная русская пирамидка: стержень на подставке, на который нанизаны 10 деревянных колец. Нижнее кольцо имеет диаметр 10 см, верхнее – 1 см. 


Цели игры с пирамидкой


Прямая цель: разобрать и потом собрать пирамидку. 
Косвенная цель: утончение зрения, концентрация внимания, координация движений, умение сравнивать предметы по величине, выстраивать сериационный ряд, развитие мелкой моторики. 


Как играют с пирамидкой 


Наставница предлагает ребенку рассмотреть Русскую пирамидку и снять со стержня верхний колпачок. Затем она медленно снимает и кладет перед ребенком по одному все кольца пирамидки. Ребенок повторяет ее движения, начиная с третьего кольца. Одной рукой можно придерживать пирамидку на поверхности стола или коврика. 

Теперь будем собирать пирамидку. Выберем кольцо с самым большим диаметром и наденем его на стержень. Затем из оставшихся колец опять выберем самое большое и нанижем на стержень. 

Ребенок может продолжить работу самостоятельно, каждый раз выбирая из лежащих колец самое большое. 


Можно провести пальцем по кольцам пирамидки сверху вниз, чтобы убедиться, что она выстроена достаточно гармонично. К сожалению, пирамидка проигрывает Розовой башне и Блоку с цилиндрами, предложенным М. Монтессори, во внутреннем, содержащемся в самом материале, контроле над ошибками. Мы можем лишь визуально определить, точно ли она выстроена. Новые слова: кольцо, стержень, надеть на… цвета колечек, если пирамидка раскрашена.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?