“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Ребенок строит Розовую башню, руководствуясь принципом от большого – к маленькому

22 апреля 2023, 10:19  Просмотров: 220

М. Монтессори превратила психологические орудия, в автодидактические материалы


«Заслуга Монтессори в том именно и состоит, что она, правильно оценив психологическую роль игры, сделала отсюда надлежащие педагогические выводы и в своем дидактическом материале дала первую попытку научно обоснованной системы материала детских занятий. Это ее бесспорная незыблемая заслуга" - говорил Сергей Гессен.

М. Монтессори превратила психологические орудия, измеряющие те или иные достижения ребенка, в дидактические материалы, предметы человеческой культуры, которые помогают обострять отдельные чувства через многократные упражнения с теми или иными предметами.

Вот что она пишет в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики". «Среди умственных мерил, применяемых во Франции, или в ряду мерил, установленных де Санктисом для диагноза умственных уровней часто давались кубы разной величины, ставившиеся на различных расстояниях. Ребенку нужно было отобрать наименьший и наибольший кубы. Хронометром же отмерялось время реакции – промежуток между приказом и его исполнением; учитывались также и ошибки. Но повторяю: в подобных упражнениях забывается фактор культуры, – я разумею сенсорную культуру".


Описание материала


10 деревянных кубов разной величины, покрашенных розовым цветом. Ребро самого большого куба – 10 см. Ребро самого маленького – 1 см. Вот как этот материал описывала сама Мария Монтессори."У наших детей в числе прочих дидактических материалов, имеется серия из десяти кубов. Первый имеет в основании десять сантиметров, а у прочих основания уменьшаются на один сантиметр, так, что основания последнего кубика – один сантиметр.

Упражнение заключается в складывании этих деревяшек, окрашенных в бледно розовый цвет, на зеленый коврик; затем сооружается башня: в основание ставят большой куб, на него – следующие по величине, а на самом верху – кубик в один сантиметр. Из кубиков, разбросанных по зеленому ковру, дети должны каждый раз отбирать «самый большой».

Эта игра особенно занимает малюток двух с половиной лет, которые, которые, соорудив башенку, разрушают ее ударом ручонки и любуются розовыми вещицами, рассыпанными по зеленому ковру. Потом они опять начинают постройку, возводя и разрушая ее по многу раз».


Цели упражнений с Розовой башней


Прямая. (То есть цель, которую преследует ребенок, работая с материалом). Ребенок строит на коврике розовую башню, руководствуясь принципом «от большого – к маленькому».

Косвенная. (Цель, ради которой создавался дидактический материал, или что происходит с ребенком, когда он работает с материалом). Утончение зрительного чувства, концентрация внимания, координация движений, умение сравнивать предметы и строить сериационный ряд. Рождаются представления, а затем и понятия: «большой – маленький», «больше, чем… – меньше, чем»; подготовка к математике.


Презентация и упражнения


Наставница и ребенок подходят к Розовой башне, которая обычно стоит между полок на специальной низенькой подставке.

– Давай попробуем строить Розовую башню на коврике, который ты уже расстелил, – предлагает наставница.

Если ребенок соглашается, наставница берет самый маленький кубик башни и ставит его на левую ладонь малыша. Она сама покрывает его правой ладошкой кубик и предлагает таким образом отнести этот маленький розовый кубик на рабочий коврик. Ребенок делает это. И пока кубик лежит на ладошке ребенка, в сознании малыша рождается представление о его величине.

Таким же образом – по одному – ребенок переносит на коврик все остальные кубы Розовой башни. Важно, чтобы это действие производила не наставница, а именно сам ребенок. Ладони его, по мере увеличения куба, расширяются, и, к тому же, малыш ощущает явное изменение веса кубов.

Рука и разум с первой минуты прикосновения к материалу начинают работать вместе. Итак, кубы лежат на коврике в беспорядке. Наставница глазами выбирает самый большой куб и ставит его в центре ковра. Затем, так же, глазами, она, из оставшихся, выбирает самый большой и, двигая его по ковру сравнивает то с одним, то с другим. Убедившись, что этот куб действительно самый крупный, устанавливает его на первый.

Наставница продолжает работу в этом духе до тех пор, пока Розовая башня не будет построена до конца.

Теперь можно предложить ребенку обойти вокруг коврика и полюбоваться постройкой. А затем, не спеша, разобрать башню, и оставить ребенка наедине с ней. Малыш будет пытаться выстроить Розовую башню самостоятельно.

В конце работы башня опять разбирается. По одному кубику ее переносят и выстраивают на традиционном месте. Упражнения с Розовой башней. Они состоят в разнообразных построениях кубов по принципу «большой – маленький». Кубы можно построить на ковре по диагонали, по кругу, «лестницей», повернув четные кубы на 45 градусов и т.д.

Говорят, дети из Монтессори-школ придумали около 70 различных построений. Есть специальные книжечки, предлагающие ребенку варианты построений Розовой башни. Но, конечно лучше, если, поняв основной принцип, он будет придумывать собственные варианты работы с кубами.

Многие педагоги и родители спрашивают, что делать, если малыш начинает строить из этого дидактического материала домик или гараж для машинок. Ведь тогда нарушается смысл его применения, не приводятся в действие механизмы сенсорного развития.

Ответ один: отведите ребенка в уголок, где в ящике сложен строительный материал и предложите ему строить гаражи и домики там. Скажите, что то – это то, а это – это… «Ведь не будешь же ты чистить зубной щеткой ботинки!» …


Трехступенчатый урок


Можно провести с кубами Розовой башни трехступенчатый урок, о котором мы уже не раз говорили. Положить перед ребенком два куба, разных по величине и сказать:

1. Это – большой, а это маленький.

2. Дай мне большой! Дай мне маленький!

3. Это – какой?…

После этого ребенку будет легко играть с наставницей или с кем-то, из старших детей, в игру с кубами на двух ковриках.

Наставница кладет на один коврик средний по размеру куб и просит ребенка:
- Принеси сюда куб меньше (или больше) этого!
Ребенок бежит к коврику, где в беспорядке разложены кубы Розовой башни, отыскивает нужный куб и несет его наставнице.


Можно играть в построение Розовой башни и всем вместе


Дети сидят в кругу. Наставница раздает им кубы Розовой башни: каждому по одному. Затем она предлагает разглядеть получше свой куб и кубы соседей по кругу и выйти в центр того, у кого оказался самый большой куб. Ребенок выходит и ставит этот куб в центр коврика, который лежит в кругу. Коллективное построение башни продолжается, пока самый маленький кубик не окажется на ее вершине.

Можно показать детям, как следует проверить правильность построения башни. Для этого все кубы сдвигаются на один угол, и маленький кубик прикладывается последовательно к каждому, из, уже стоящих. Оказывается, его размер и составляет видимую разницу между величиной всех 10 кубов. Так что и Розовая башня содержит внутренний контроль, позволяющий ребенку работать самостоятельно.

Новые слова: куб, большой, маленький, больше, чем…, меньше, чем…, самый большой, самый маленький.


Наблюдаем ребенка, работающего с материалом "Розовая башня"


Материал "Розовая Башня" предназначен для самостоятельных упражнений детей 3 - 4-х лет во время свободной работы в группе для детей от 3-х до 6 лет или дома, если родители приобрели такой материал для своего ребенка.

Розовая башня обычно стоит в собранном виде на низенькой табуретке между полками с другим дидактическим материалом.

Самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. Ребенок обычно сразу приступает к делу. Он переносит кубы Розовой башни на рабочий коврик и ставит их в беспорядке. Если ему требуется презентация, наставница садится рядом с ребенком справа и дает ее.


Хотелось бы напомнить, что в классе Монтессори мебель подобрана по росту детей, рабочие коврики одноцветные и имеют длину не меньше 1 метра и ширину не меньше 50 см.

Работа носит индивидуальный характер, поэтому рабочие коврики или столики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения.

Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим.

Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз.

Кира П. 15 декабря 2007 года, 3 года и 5 месяцев.

Выбрала Блок с цилиндрами В и сама перенесла его на рабочий коврик. Презентацию материала она получила ранее, поэтому теперь переносила кубы башни совершенно правильно: по одному и двумя руками.

На ковре она не сразу нашла самый большой куб, пыталась водрузить первый по величине куб на второй. Но быстро сообразила, что не права и поменяла кубы местами. В дальнейшем Кира ошибалась еще пару раз, но почти сразу исправляла свои ошибки.

Наконец, Розовая башня была готова, и Кира, поднявшись с ковра внимательно оглядела ее. Только после этого она решила показать свою работу наставнице.

При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?