Вы счастливы не потому, что Ваш ребенок – "ребенок высшего качества". Цель состоит в том, чтобы дети ценили свою уникальность
Взрослые бывают часто удивлены, узнав, что даже похвала отвлекает маленького ребенка, занятого какой-либо работой. Комментарии или аплодисменты детским достижениям могут полностью сломать их концентрацию и привлечь внимание к Вам.
Постоянное родительское подбадривание может помешать развитию независимости у ребенка и вызвать у него желание работать на аудиторию во всех, даже обыденных ситуациях.
Если Ваш ребенок 12-ти месяцев аккуратно переливает воду ложкой из кувшинчика в стакан, не пролив ни капли, Вы можете разделить его радость в этом достижении теплой улыбкой. Такая сдержанная реакция показывает, что Вы счастливы, потому что знаете, что он счастлив. Вы счастливы не потому, что Ваш ребенок – "ребенок высшего качества".
В любом возрасте, переоценка собственной личности приводит, в конечном счете, к изоляции и одиночеству. Наша цель состоит в том, чтобы дети ценили свою уникальность. Однако, мы так же хотим, чтобы они понимала, что все другие люди тоже уникальны.
В процессе ежедневной работы с материалами жизненной практики с достаточной концентрацией и усилием, дети постепенно становятся все более опытными. Благодаря обратной связи между рукой и мозгом, ошибки, сделанные в процессе выполнения упражнений жизненной практики, подлежат автоматическому контролю. Дети видят свои собственные промахи и стремятся исправить их – например, немного пролитой воды в процессе полива растений или не всю пролитую воду удается вытереть сразу и т.п.
Взрослый может повторно продемонстрировать использование материалов, помогая ребенку понять цель, которую необходимо достигнуть. Однако, нам потребуется много терпения, работая с детьми, проходящими долгий путь самосовершенствования.
У детей есть много времени в мире построения своей личности, их не надо торопить
Если мы попадаем в ловушку желания стать совершенными родителями совершенного ребенка, мы неизбежно начинаем увлекаться контролем над малышом, пытаясь требовать от него выполнения поставленной задачи. Возможный результат – напряженный ребенок и "обманутые" родители. Но мы можем учиться оказывать детям помощь, в которой они по-настоящему нуждаются, а затем позволить им работать над своим самосовершенствованием по собственному расписанию.
Кухня как среда для малышей
Первой средой, которую необходимо подготовить для упражнений жизненной практики, является кухня. Это то место, где взрослый проводит большую часть времени, делая работу, которой ребенок вполне может подражать. Нам потребуется обеспечить ребенка следующими совершенно необходимыми вещами.
Первое и самое важное – это стол и стул детского размера, разработанные Марией Монтессори для детей старше 15-ти месяцев. Размеры и материал, из которого сделаны стол и стул, позволяют ребенку удобно сидеть в течение длительных отрезков времени, а также самостоятельно садиться и вставать. Необходимость забираться на табурет, чтобы работать за высокой столешницей, небезопасна и неудобна для детей.
Представьте себе свои ощущения, если бы Вам пришлось работать в схожих условиях, забираясь на табуретку, чтобы добраться до стола, который гораздо выше Вас!
Один предмет, который все же стоить хранить на взрослом столе, – это маленькая губка для вытирания со стола (приблизительно полтора на два дюйма размером) в небольшом поддоне. Если мы предоставим ребенку безопасный табурет, он будет в состоянии достать губку самостоятельно и сможет самостоятельно вытирать стол.
В конце столешницы или на стене можно повесить другие материалы для ежедневной уборки: маленький веник, совок и щетка для сметания пыли, швабра с тряпкой (с ведром ниже), а также тряпка для вытирания пола насухо. Размер тряпки приблизительно такой же, как и его полотенце.
Все новые предметы – веник, совок, швабру и тряпку, следуют демонстрировать по одному в течение нескольких недель
Каждый показ материала делается очень точно и по мере необходимости может периодически повторяться. Пожалуйста, не забывайте сначала попрактиковаться в одиночестве.
Вы моете. Какие движения Вы используете: круговые или прямые, быстрые или медленные, твердые или мягкие, случайные или методические. Ребенок не может видеть порядка в нашей голове. Взрослые могут небрежно, но достаточно результативно подметать пол. Ребенок нуждается в упорядоченном показе каждого вида деятельности. Он должен видеть, что при уборке пола, например, вы сначала сметаем весь мусор в одно место, и только затем сгребаете его в совок.
Наблюдая за тем, как Вы подметаете пол, ребенок тоже очень хочет воспользоваться своей маленькой метелкой. Даже если его действия кажутся неуклюжими сначала, позвольте ему продолжать практиковаться самостоятельно.
Вы можете еще раз показать, как пользоваться веником, если будет необходимо. Однако, если во время уборки Ваш ребенок вдруг решит, что метла – это палка, на которой можно качаться или захочет использовать ее не по назначению, уберите метлу и отвлеките его внимание.
Маленькие дети не могут сказать прямо, что они устали и им надоело какое-либо занятие, или они не могут сконцентрироваться. Они начинают дурачиться, впадают в фантазии, или начинают разрушать. Мы должны уметь распознавать эти детские состояния и в такие моменты оказать ребенку помощь, реагируя решительно и быстро.
Когда ребенок станет немного старше (приблизительно двадцать месяцев), щетка для чистки ковра детского размера будет хорошим дополнением к нашему набору материалов. Мы не рекомендуем использовать пылесос, так как ребенок не видит механизм его работы. Электронные часы тоже являются плохим обучающим материалом в процессе освоения навыка определения времени по часам. Всегда выбирайте самые простые материалы. Ведь одна из наших основных целей состоит в том, чтобы помочь детям понять, как устроен мир и как все работает.
Дети должны видеть, что происходит с теми вещами, которые они используют. Нам также важно развить у детей уважение к предметам окружающей среды. А это уважение берет свои истоки из понимания функциональной сущности каждого предмета. Таким образом, метла или щетка для чистки ковра становятся орудиями труда, а не палками, на которых можно скакать как на лошадке или использовать как оружие.
Паула Лилльярд, и Линн Джессен (США) Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен.