Волшебное действие обоняния
Время летнего цветения. Все вокруг цветет и благоухает. Почти как в Италии! Не случайно Мария Монтессори заметила важность для детей развития сенсорных ощущений. С их помощью пробуждается мышление. Кому как ни ей, итальянке, обнаружить это волшебное действие обоняния?! Она пишет в 1913 году.
«Чувство обоняния не развито у детей в значительной мере, и вот почему так трудно обратить их внимание на это чувство. Мы пользовались обыкновенным мерилом, которое применяли не настолько часто, чтобы положить его в основу метода.
Мы даем ребенку нюхать свежие фиалки и цветы жасмина, затем завязываем ему глаза и говорим: «Теперь мы поднесем тебе цветы». Один из детей подносит к носу ребенка букетик фиалок и просит угадать название цветков. Но эта часть воспитания, как и воспитание чувства вкуса, усваивается ребенком во время завтрака, когда он обоняет различные запахи: свежего хлеба, масла коровьего и оливкового, уксуса, различных приправ, кофе, что вместе с нюханьем цветов дает полезное упражнение чувству обоняния».
Позднее были придуманы специальные Цилиндры с запахами
Две деревянные коробки, в каждой из которых по 6 цилиндрических коробочек с крышками. Под крышками — пластмассовая сетка, чтобы содержимое цилиндра не высыпалось. Цилиндры в первой коробке более светлого цвета, чем во второй. С внутренней стороны крышек стоят контрольные метки, определяющие пары цилиндров с одинаковым запахом. Цилиндры наполнены пряностями, специями или душистым фруктовым чаем разных сортов.
Цели
Прямая. Подобрать пары цилиндров с одинаковым запахом. Различать запахи цветов, специй, чая разных сортов и пр.
Косвенная. Развитие обоняния, различение запахов, подготовка к жизненной практике и изучению природы.
Презентация
Ребенок и наставница приносят на рабочий стол две коробки цилиндров с запахами и ставят их в центре стола на небольшом расстоянии друг от друга. Наставница открывает крышки и кладет их перед коробками.
Затем она достает один из цилиндров, снимает с него крышечку и подносит к носу на расстояние 4—6 см от него. Нюхает и предлагает понюхать ребенку. Затем крышечка цилиндра закрывается, и наставница вместе с ребенком выставляет все цилиндры с запахами из коробок на их крышки.
Начинается сравнение цилиндров из разных коробок и определение пар с одинаковым запахом. Вперед выставляются два цилиндра из разных коробок, с них снимаются крышечки и сравнивается запах. Если он одинаков, пара Цилиндров ставится между коробками, если разный — один из цилиндров отставляется в сторону и берется следующий. Работа продолжается до тех пор, пока между коробками не выстроится ряд пар цилиндров с одинаковыми запахами.
Если требуется проверить ошибки, ребенок может снять с Цилиндров крышечки и сравнить метки. В конце работы цилиндры с запахами убираются в коробки, крышки закрываются и ребенок относит материал на полку.
Упражнения
Дети могут упражняться с наборами других запахов: духов, одеколона, шампуня и прочих парфюмов. Определять их названия по запаху, находить самый сильный запах и самый нежный. Можно предложить детям подбирать пары мешочков, набитых различными сортами лечебных и душистых трав, и сопоставлять с картинками, их изображающих. Можно по запаху с кухни определять, какая готовится пища, заранее составлять предстоящее меню и потом проверять ошибки...