“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Мы делаем это, потому что хотим удовлетворить потребности нашего ребенка в саморазвитии

1 марта 2023, 18:47  Просмотров: 94

Аранжировка цветов, полировка, складывание белья после стирки, полив растений – все это вполне можно делать за детским столом на кухне


Приготовление пищи и выпечка являются основными ежедневными действиями на кухне, но Вы также можете практиковать другие упражнения жизненной практики. Организуйте для каждого упражнения отдельную корзинку или поднос для хранения материалов.

Для аранжировки цветов заранее срежьте цветы и используйте небольшие стеклянные вазочки и салфетки, на которые можно будет ставить каждую вазу. Можно использовать воронку для переливания воды из кувшина в вазу, однако, убедитесь в том, чтобы не использовать тот же самый кувшин, из которого ребенок наливает себе воду, молоко или сок.



Используя одни и те же кувшины для различных действий, мы сбиваем с толку детей и усложняем процесс упорядочивания действий. Им становится очень сложно запомнить, какие материалы используются в разных упражнениях.

Помните, что дети еще не могут рассуждать и, в отличие от взрослых, должны полагаться только на свою память и порядок в окружающих предметах.

Поливая растения, используйте небольшую лейку с длинным носиком объемом 200-300 мл. Покажите ребенку, как держать носик лейки одной рукой, а ручку другой во время ходьбы. Это помогает держать лейку вертикально и поэтому в пути не будет пролито ни одной капли воды.

К набору материалов по уходу за растениями также можно добавить губку размером 5х5 см (отрезанной от большой губки) для протирания листьев комнатных растений. Покажите ребенку, как держать одну руку под листом и, поддерживая его, вытирать верхнюю поверхность листа.


Ребенка привлекает упорядоченность действий, которая в свою очередь ведет к концентрации внимания


Для мойки окна или зеркала приготовьте небольшую корзину с небольшим распылителем, наполненным водой с чайной ложкой уксуса, небольшой скребок, тряпку или свернутое бумажное полотенце. Продемонстрируйте, как распылять воду и вытирать зеркальную поверхность движениями сверху вниз и слева направо. Помните о том, что ребенка привлекает упорядоченность действий, которая в свою очередь ведет к концентрации внимания. Неупорядоченные движения приводят к тому, что ребенок начинает играть и дурачиться.

Когда Ваш ребенок складывает чистое белье после стирки, например, салфетки, покажите ему, как правильно совмещать уголки. Детей очень привлекает точность и упорядоченность процесса складывания белья. Убирая рубашки ребенка, покажите, как приложить один рукав к другому. Брюки также можно сложить, совместив две штанины.

Если хотите уменьшить размер сворачиваемого белья, складывайте его пополам сверху вниз. Готовя белье в стирку, покажите, как разделять одежду на светлую, темную и цветную прежде, чем загружать ее в стиральную машину.

Завершая любую работу за детским столом, покажите, как отжать лишнюю воду с губки в раковину, а также вытереть стол. Важно: мы вытираем стол движениями слева направо и сверху вниз, охватывая всю поверхность стола. Сначала, пока ребенок только развивает этот навык, ему будет трудно вытереть всю поверхность целиком, поэтому ему потребуется Ваша поддержка. Также для него не вполне очевидна связь между крошками или пролитой жидкостью и необходимостью вытереть стол.


Будьте терпеливы и время от времени моделируйте необходимые действия


Попробуйте повторить подобные действия не ведущей рукой, и Вы поймете, какая координация движений и концентрация внимания нужна ребенку для выполнения самых простых действий (таких как вытирание стола, переливание воды или аранжировка цветов). Другие действия, такие как вытирание пыли, вытряхивание мусорных корзин и уборка комнаты, мы также относим к упражнениям жизненной практики. Вы можете делать их в любых частях дома.

Можно самостоятельно выработать наилучший метод выполнения этих упражнений в своем собственном доме. Порядок, метод, а также сила и возраст ребенка – самые важные факторы, которые следует принимать во внимание.

Нам также необходимо выбрать категорию упражнения и классифицировать его. Например, когда Вы убираете комнату, сначала уберите полотенца, затем одежду, потом игрушки и другие предметы, комментируя свои действия словами: "Я убираю полотенца" и т.д. Таким образом, Вы разбиваете весь процесс на стадии и делаете его логичным для ребенка.


Настроение, с которым Вы практикуете упражнения жизненной практики, является ключевым фактором успеха


Проживая последовательность и порядок в действиях, распорядок и ритуал, организацию и логическое мышление через упражнения жизненной практики дома (или, если Вы работаете вне дома, в любом другом месте, организованном для детей любящим взрослым), то ребенок естественным образом будет везде искать порядок. Настроение, с которым Вы практикуете упражнения жизненной практики, является ключевым фактором успеха.

Не позволяйте своим идеям полностью овладевать Вашим сознаниям или пытаться сделать все упражнения сразу. Лучше ввести одно упражнение и продолжать делать его в течение нескольких недель, пока оно постепенно не будет включено в ритм и распорядок дня.

Вводите упражнения постепенно, по одному, по мере того, как растет Ваш ребенок, а Вы растете вместе с ним, наблюдая, к чему он становится готов. Больше всего взрослые хотят «занять» ребенка для того, чтобы быть свободными для своих собственных занятий. Вместо этого, нам необходимо понимать, что все эти действия нужны как возможность совместной работы. Мы делаем это, потому что хотим удовлетворить потребности своего ребенка в саморазвитии. А в результате наша совместная жизнь становится более наполненной смыслом и счастливой.


Сотрудничая с ребенком, мы позволяем проявиться человеческим тенденциям в ребенке и желанию подражать нам


Мы должны быть лидерами, а не "погонщиками". Можно сказать: "Ой, смотри, крошки на столе, я хочу убрать их". Или "на полу вода, давай возьмем швабру". Или обратиться к ребенку пятнадцати месяцев, который беспокоит старшего брата: "Это работа Кристена. Ты можешь пододвинуть свой стул к его столу".

Помогите ребенку развить привычку придвигать свой стул к столу всякий раз, когда он заканчивает работу за столом, прежде чем убрать все материалы на полку. Нужно успеть напомнить об этому ребенку, пока он не убежал из кухни.

Когда возраст ребенка приближается к трем годам, Вы можете вернуть его к столу и напомнить: "Сначала стул!" Если Вы будете придвигать стул к столу каждый раз, когда встаете из-за стола, это будет прекрасным обучающим примером для детей любого возраста.

И снова Вы выступаете как лидер, произнося следующие фразы: «Пришло время мыть руки», «Мы заходим в дом», «Ты сможешь накормить птичку в другой раз», «Я вижу салфетку, которую следует положить в корзину для мусора» и т.д. Если ребенок отвечает: "Я не хочу!", Вы можете сказать: «Давай сделаем это вместе!»


Используйте "подход Тома Сойера"


В случае необходимости, Вы сами можете убрать в комнате, пока ребенок наблюдает. Однако, по мере того, как малыш взрослеет и ему уже почти три года, стоит начать настаивать на его участии. Не забывайте о том, что все дети старше одного года хотят имитировать то, что делают взрослые. Используйте "подход Тома Сойера" – сделайте процесс уборки комнаты таким же интересным и забавным для Вас, каким он является для ребенка, недавно приобретшего независимость.

Следуя за Линией Времени, мы увидим, что упражнения жизненной практики, начинающиеся в пятнадцать месяцев и продолжающиеся до тех пор, пока ребенку не исполнится три года, полностью удовлетворяют потребность ребенка в "действиях, направленных на работу со структурированным материалом".

Мы обеспечили возможность "обучить" руки и использовать "максимальное усилие" в развитии скоординированного, целенаправленного движения. С момента рождения ребенка петля обратной связи от руки к мозгу продолжает формирование интеллекта ребенка. Давая ребенку понять, что он вносит значительный вклад в жизнь всей семьи, мы в тоже время помогаем интеграции индивидуальности и развитию положительное отношения к себе.

Мы хотели бы завершить эту статью выдержками из письма доктора Сильваны Монтанаро, тренера курса «Помощник младенчества», написанного в 1984 году.

«Я уверяю Вас, что Ваша дочь очень скоро не только сможет приготовить Вам завтрак, но станет Вашим лучшим партнером: пожалуйста, когда Вы просите ее что-нибудь сделать для Вас, делайте это со всей добротой и серьезностью, с которой Вы стали бы просить кого-либо еще.

Дети – самые щедрые, любящие и заинтересованные люди, с которыми Вам когда-либо придется работать!

Работая вместе с Вами, Ваша дочь поймет: она в состоянии делать многие вещи, ее работа необходима в семье и может приносить пользу другим людям. Попросите ее накрыть на стол, перенести вещи из одного места в другое, помыть чашки и т.п. Вы будете удивлены, как много и хорошо может работать маленький ребенок. В то же время, не забывайте устанавливать пределы ее активности. Дети должны знать, куда они могут пойти и что они могут сделать, чтобы чувствовать себя в безопасности».

Обучение детей – величайшая из задач, вносящая наш личный вклад в следующее поколение на пользу всего человечества. Это то, что мы оставим после себя.

Паула Лилльярд, и Линн Джессен (США) Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен.




Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?