Вы когда-нибудь видели башмачные пуговицы и крючок для их застегивания?
Понятно, что многие застежки, которыми пользовались современники Марии Монтессори давно уже вышли из моды и их можно увидеть только в музее. Например, нет смысла сегодня тренироваться в шнуровке, которая делается на костях, и показывать ребенку, как шнуруют корсаж, — корсажи давным-давно уже не носят, по крайней мере в России. Или отжила свое рамка из кожи, соединенной башмачными пуговицами и крючком для их застегивания. Такую рамку Мария Монтессори тоже предлагала своим воспитанникам.
Надо сказать, что эти рамки до сих пор существуют в классическом наборе дидактических материалов М. Монтессори, но учиться работать с ними больше нравится не детям, а взрослым, интересующимся историей культуры.
Рамка с ремнями и пряжками, о которой пойдет речь, не вошла в список тех, что упоминаются в книгах М. Монтессори. Но в современном быту нам часто приходится застегивать ремни на одежде и обуви, поэтому мы и предлагаем детям упражняться с помощью рамки с ремнями и пряжками.
Описание материала
Квадратная рамка, на которой прикреплены две половинки тонкой кожи с четырьмя ремешками, застегнутыми с помощью пряжек.
Цели упражнений в застегивании ремней
Прямая. Ребенок учится застегивать и расстегивать пряжки на ремнях. Косвенная. Самостоятельность, последовательность и анализ сложных действий, координация движений, концентрация внимания.
Презентация рамки с ремнями и пряжками
Наставница и ребенок приносят и кладут на стол рамку с ремнями. Концы ремней должны быть направлены влево. Наставница предлагает показать, как расстегиваются и застегиваются пряжки.
Она начинает работу с верхней из них и производит движения медленно, сверху вниз. Сначала у всех пряжек по очереди она вытягивает из маленькой петли концы ремешка.
Второй шаг — освобождает штырьки пряжек, оттягивая концы ремней вправо. Третий — окончательно расстегивает пряжки.
Можно отогнуть половинки кожи, чтобы убедиться, что ремни расстегнуты. Затем вновь соединить их к центру и начать застегивать.
Прежде всего ремни укладываются поверх больших петель пряжек. Затем наставница застегивает пряжки, начиная с верхней. Она вставляет в каждую из больших петель конец ремешка, затем проталкивает в каждую дырочку штырек, затем — закрепляет застежку, протягивая ремешок в малую петлю.
Дети называют малую петлю «воротцами» или «крышечкой». Им нравится нажимать на нее пальчиком для окончательного застегивания пряжки. Когда работа закончена, можно убедиться, что ремешки застегнуты, растянув половинки кожи в стороны.
Новые слова: ремешок, пряжка, штырек, расстегнуть, застегнуть.
Наблюдаем ребенка, работающего с Рамкой с ремнями и пряжками
Материал «Рамка с ремнями и пряжками» предназначен для самостоятельной работы детей 3 - 4-х лет во время свободной работы в группе для детей от 3-х до 6 лет или дома, если родители изготовили такую рамку для своего ребенка.
Материал обычно лежит на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и перенести на рабочий стол или на коврик. Иногда для рамок с застежками делают специальную стойку.
Самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. Ребенок сразу приступает к делу, положив перед собой рамку. Если ему требуется презентация, наставница садится на маленький стульчик рядом с ребенком справа.
Рамка должна лежать в центре стола, как бы между наставницей и ребенком, и они вместе составляют своеобразный треугольник, помогающий ребенку сосредоточиться, сконцентрироваться на работе с рамкой. Советуем прочитать о наблюдении жизни детей в дневниках Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138–143 и на других страницах этой книги).