Время детской вопросительности
В 5-7 лет ребенок вступает в пору интереса к явлениям окружающего мира. По М. Монтессори у него уже заканчивается сенситивная фаза развития чувств и все его существо готово к активному восприятию окружающего мира. Это время детской вопросительности.
Одним из главных вопросов ребенка становится вопрос о том, откуда что взялось, как появилась жизнь на Земле. Монтессори-педагоги всего мира по традиции рассказывают детям этого возраста Большие истории, которые хорошо описаны в книгах сына М. Монтессори - Марио Монтессори.
По ходу рассказа они показывают детям разнообразные опыты с Земными стихиями и, кроме того, показывают коллекции камней, ракушек, гербарии различных растений, расстилают вместе с детьми Коврики времени.
Дети рисуют в своих рабочих тетрадях изображения камней, ракушек, древних животных и растений. На полках в классе Монтессори появляются соответствующие материалы, которые помогают детям изучать происхождение жизни на Земле.
Один из таких материалов называется "Камни"
Небольшая коробочка с образцами камней или их коллекция. Контрольная карта с изображением имеющихся в коллекции камней с подписями. В нашем случае на картинках изображены: агат, горный хрусталь, малахит, аметист, пирит, нефрит. Набор картинок с изображением этих камней без подписей. 6 рабочих карт с названиями камней и круглыми полями для размещения образцов.
Изготавливаем материал
Детям нравятся материалы для их учебной работы, изготовленные их любимыми педагогами. А монтессори-педагоги с удовольствием оснащают среду монтессори-класса собственными автодидактическими разработками. Они сами подбирают картинки с интернет-сайтов, распечатывают их на картоне, ламинируют и укладывают в коробочки.
В чем смысл презентаций ребенку любых предметов культуры?
Когда ребенок впервые входит в монтессори-класс, глаза у него разбегаются. Он видит на низеньких полках десятки коробочек, баночек и подносов с теми или иными предметами культуры, то есть, материалами сделанными руками человека. Эти материалы могут представлять собою щетки, ведерки, чашки и кувшинчики, которые малыш постоянно видит у себя дома и наблюдает, как с ними обращаются его родные. Но в то же время на полках лежат незнакомые ребенку коробки с табличками, цветные кубы, призмы и штанги.
Он обращает внимание и на другие коробки, в которых собраны красивые, но загадочные пока карточки со словами или красочными картинками. Задача ребенка - освоить всю это специально подготовленную для него среду. Но с чего начать? Какую коробку взять с полки? И как с ней работать?
Когда ребенок впервые берет с полки и переносит на свой коврик или стол тот или иной монтессори-материал, к нему подходит наставница, чтобы показать, как с этим материалом упражняются, и для чего люди создали каждый из предметов, лежащих в коробке или на подносе. Причем, наставница показывает КРАТЧАЙШИЙ путь к достижению прямой цели работы с материалом. Это и есть его презентация.
Презентация дается ребенку один, максимум два раза, и затем ребенок работает с материалом самостоятельно. В зависимости от сложности материала и возраста ребенка презентация может производиться "рука в руке", когда взрослый начинает действовать вместе с ребенком и в определенный момент отпускает его руки , чтобы он продолжал действовать с материалом самостоятельно.
Но часто подобный способ презентации бывает не оправдан. Тогда наставница демонстрирует работу с материалом сама, а ребенок просто повторяет ее действия.
Презентация любого дидактического материала, сделанного в духе Монтессори-педагогики, отличается от упражнений с этим материалом. Упражняясь, ребенок может проявлять собственное творчество, и оно лишь поддерживается наставницами, но никогда не запрещается.
Презентация работы с материалом Камни
Она проводится с помощью контрольной карты. В центре ковра или рабочего стола кладется контрольная карта с изображением камней и с подписями их названий. По обе стороны раскладываются рабочие карты с названиями камней и полями для камней из коллекции.
Затем наставница в беспорядке раскладывает перед ребенком карточки с картинками, изображающими камни и начинает, пользуясь методом сравнения с контрольной картой, раскладывать картинки около рабочих карт с соответствующими названиями камней. Ребенок включается в эту работу и доделывает ее до конца.
Теперь наставница предлагает ребенку отыскать в коробке с коллекцией камни, изображенные на картинках, и разложить их на рабочих картах. Они начинают эту работу вместе, а заканчивает ее ребенок самостоятельно. Обычно на ковре можно увидеть очень красивую картину. Наставница и ребенок встают с колен и любуются ею.
После этого можно перейти к упражнениям с материалом Камни
Главным упражнением служит попытка узнавать коллекционные камни и правильно называть их. Для этого, можно после раскладывания материала на ковре перевернуть контрольную карту и карточки с изображением камней. Затем открыть коробку с коллекцией и попытаться разложить образцы камней на рабочие карты с подписями.
Следует понимать, что успешно упражняться с материалом смогут только 5-7 летние дети, которые хорошо читают или только начинают читать и в состоянии прочесть отдельные слова - названия камней. Кстати, работа с этим материалом косвенно стимулирует детей к освоению процесса чтения.
Отвечаем на детские вопросы
Готовы ли вы ответить на вопросы детей 5 - 7 лет?
Откуда взялись камни?
- Из космоса упали на Землю
- Это засохшая земля
- Остались после ледника.
- Другой ответ
Почему некоторые камни считают драгоценными?
- Потому что они редкие
- Потому что они красивые
- Другой ответ.
Где больше всего камней?
- В горах
- На дне моря
- В лесах
- Другой ответ.
Золото - это камень или металл?
- Да
- Нет
- Другой ответ
Что дороже стоит: золото или изумруд?
- Золото
- Изумруд
- Другой ответ
Янтарь - это камень?
- Да
- Нет
- Другой ответ.
Готовы ли вы ответить на вопросы детей 7 – 8 лет?
Зачем добывают каменный уголь?
- Каменный уголь - это топливо
- Чтобы делать из него металл
- Другой ответ
Что такое месторождение?
- Место, где из земли добывают камни
- Место, где можно найти каменный уголь
- Место, где появляются на свет камни
- Место, где строят завод
- Другой ответ.
Наблюдение ребенка, работающего с материалом Камни
Материал «Камни» предназначен для самостоятельной работы старших дошкольников во время свободной работы в классе Монтессори или дома, если родители изготовили его для своего ребенка. Материал лежит на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и перенести на рабочий стол или на коврик.
Обычно самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. Ребенок сразу приступает к делу, разложив перед собой рабочие карты и, освободив от резинок карточки с изображением деревьев, листьев и плодов.
Можно наблюдать, как ребенок спонтанно ищет наиболее устойчивую позу, для работы. Он либо присаживается на ковер, либо садится на стул, придвинув его к столу. В этой связи хотелось бы напомнить, что в классе Монтессори мебель подобрана по росту детей, рабочие коврики одноцветные и имеют длину не меньше 1 метра и ширину не меньше 50 см.
Работа носит индивидуальный характер, поэтому рабочие коврики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения.
Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим.
Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз.
Мартин Х. 5 сентября 2007 года, 6 лет и 7 месяца
Самостоятельно выбрал материал после того, как нашел во дворе и принес домой несколько булыжников. Взял с полки коробку с коллекцией камней и стал рассматривать их через лупу. Кто-то из взрослых предложил ему открыть коробку с материалом "Камни" и выучить названия камней из коллекции.
После показа, как надо работать с коробкой Мартин разложил на полу (коврик забыл взять) весь материал, продолжая рассматривать камни. Оказалось, что сравнивает картинки он легко и с удовольствием. А вот объединить настоящий камень и его изображение пока затрудняется. Но эта трудность была преодолена.
Затем мальчик решил запомнить названия камней. Он легко прочитал эти названия и, сначала закрыл лишь три контрольные карты - наверное, не слишком надеялся на свою память.
Перемешал три камня и снова разложил на рабочих картах. Стал проверять. Ура! Ни одной ошибки! Тогда он закрыл и три других контрольных карты. Снова разложил камни и... Все-таки оказалось, что название нефрита Мартин забыл...
При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).