Стараться жить, не мешая другим, если ты хочешь, чтобы и тебе не мешали
Каждый человек, маленький или большой, должен стараться жить, не мешая другим, не нарушая покой и сосредоточенность работающих рядом людей, конечно, если ты хочешь, чтобы и тебе не мешали. Это нехитрое правило человеческого общежития восходит к категориям нравственности.
Если тренировать его в себе с маленького возраста, оно защитит в жизни взрослой. А в группе детского сада Монтессори умение не мешать работать другим – одно из негласных правил, помогающих детям сохранять дисциплину, пользуясь свободой в выборе учебных занятий, времени и места их выполнения.
Наблюдаем ребенка, который носит и ставит на пол стул
Скажем прямо - дети не очень-то стараются тихо носить и ставить стул. Обычно они волокут его через всю комнату за собой или поднимают перед собой ножками вперед. Конечно, такие действия мешают другим работать с материалом, а иногда просто опасны. Обычно взрослые делают замечание детям, с помощью слов требуют переносить стул правильно.
Но оказывается, стоит показать ребенку, как легко берется двумя руками стул и переносится с места на место, как дети с радостью повторят это движение и запомнят его навсегда. Особенно нравится им неслышно ставить стул на место сначала на задние ножки, а потом опускать на передние.
Занятие "Как носят и тихо ставят стул" проводят сразу для всех детей в кругу. Это одно из первых занятий периода адаптации детей к жизни в группе. Дети учатся носить маленький детский стульчик с не сплошной спинкой, тихо ставить его на пол и тихо садиться и вставать с него.
Можно увидеть в этом упражнении и косвенные цели. Они связаны, прежде всего, с воспитанием чувства социальной ответственности за общую спокойную работу группы, в которой никто друг другу не мешает. Но в то же время можно говорить и о координации движений, умении владеть своим телом.
Описание материала и презентация
Наставница говорит: «Я покажу вам, как носят стул». Она ставит детский стульчик перед собой так, чтобы сидение оказалось прямо перед ней, а спинка справа. Правой рукой она берет стул за спинку, а левой – за край сиденья и поднимает стул. Можно сделать со стулом в руках несколько шагов, чтобы дети увидели, как носят стул. Затем стул можно тихо поставить на пол. Лучше сначала опустить по одной на задние ножки, а затем – на передние.
Когда стул стоит на полу, естественным движением человека является сесть на него, ведь только для этого, стул и существует в культуре. Поэтому последним движением презентации наставница садится на стул, а, встав, предлагает ребенку повторить все действия со стулом самостоятельно.
Если презентация проходит в кругу детей, то она начинает походить на красивое ритуальное действие. Дети один за другим носят по кругу стульчик, аккуратно ставят его в центр, грациозно садятся и встают. Внимательно следят за точностью движений своих собственных и других детей, радуются, когда у них все хорошо получается.
Можно показать еще и как выдвигают стул из-под стола и садятся на него. Для этого наставница берется обеими руками за спинку задвинутого под стол стульчика и наклоняет его «на себя», делает шаг назад и, выдвинув, неслышно ставит стульчик сначала на задние ножки, потом на передние. Она садится и вместе со стулом аккуратно придвигается к столу, чтобы удобно было работать или есть за столом.
Ребенок повторяет все движения наставницы и, таким образом, учится сидеть за столом, как это принято в нашей культуре. Ошибкой будет забираться на стул с ногами, волочить его за собой, нести кверху ножками, шумно двигать или бросать.
Иногда и дома и в группе детского сада детям приходится передвигать или переносить в удобное для работы место не только стульчик, но и стол. Это ребенок тоже может делать самостоятельно.
Если детские столики, которые стоят в группе, легкие, то ребенок может приподнять и перенести его без помощи взрослого или кого-нибудь из друзей. Надо только показать ему, как ставят на пол поочередно сначала ближние ножки, а затем дальние, стараясь не шуметь.
Но лучше переносить стол вдвоем. Тогда взрослый берется за один его конец, а ребенок за другой. Они вместе переносят стол и затем ставят поочередно на каждую ножку. И не забывают поблагодарить друг друга за помощь.
Новые слова - названия действий, которые мы можем производить со столом и стулом: «перенести», «отодвинуть», «приподнять», «подвинуть» и другие.
Возраст
2,5–4 года.