Порядок в среде обитания – порядок в мыслях
Ученые считают, что чем выше интеллект человека, тем более упорядоченной и дифференцированной системой понятий, образов, знаний он обладает. М. Монтессори подчеркивала, что процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка и составляет мышление. И если мы хотим помочь ребенку в упорядочивании его сознания, необходимо обустраивать его жизнь так, чтобы он постоянно сталкивался с потребностью нечто распределить, отобрать, разложить по какому-то принципу, сгруппировать – словом, упорядочить.
Практически все, придуманные М. Монтессори сенсорные материалы, обладают этим качеством. Дети строят Розовую башню от самого большого кубика к самому маленькому, они сравнивают и распределяют по цвету или на ощупь таблички, объединяют парами одинаково шумящие цилиндры.
Разумеется, сначала, показывая ребенку те или иные предметы, собранные в автодидактический материал, взрослый сам упорядочивает их на глазах у ребенка. Но затем, дети многократно и с неизменным энтузиазмом устанавливают этот порядок в работе. И он спонтанно впитывается, абсорбируется в их сознание.
Внутренний порядок, так необходимый для плодотворного мышления ребенка, устанавливается именно благодаря его спонтанной деятельности со специально подготовленными для этого дидактическими материалами.
Помочь глазам различать оттенки цвета, а ушам – слышать многообразие шумов и звуков
«Люди нашей цивилизации являются выдающимися наблюдателями окружающего мира, так как они должны в полной мере использовать его богатства». М. Монтессори.
Ребенок в этом смысле наблюдатель вдвойне. Он в состоянии увидеть целый мир в капельке росы. Надо только настроить на это его чувства. Помочь глазам различать десятки оттенков одного цвета, ушам – слышать многообразие шумов и звуков.
С помощью несложной тренировки пальцы ребенка смогут чувствовать гладкие и шершавые поверхности, язык отмечать разнообразие вкусов, нос – запахи цветов, леса и моря.
«Красота находится в гармонии, но не в контрастах, а гармония лежит в утончении; таким образом, тонкость чувств необходима, чтобы ее воспринимать. Красота и гармония природы и искусства избегают людей с грубыми чувствами».
«Готовить руку ребенка к движению, глаз – к видению, а душу – к чувствованию»
Развитие чувственной сферы принято у нас связывать с развитием творческого воображения ребенка, с развитием творческого потенциала в целом. При этом традиционно мы привыкли отделять интеллектуальное развитие от творческого. М. Монтессори была сторонником идеи о том, что творчество, в том числе и детское, есть конструирование нового из первоначального интеллектуального материала, собранного в окружающей среде, с помощью утончения чувств и развития руки.
Художественное творчество, в частности, как никакое другое, сообразно природе ребенка и призвано «готовить руку ребенка к движению, глаз – к видению, а душу – к чувствованию».
Но в то же время творческое воображение не держится лишь на одной сенсорной подпорке, не является просто витанием фантазии в световых, цветовых и иных ощущениях. Оно твердо связано с действительностью, с реальностью. И чем теснее эта связь, тем выше достоинство созданий внутреннего творчества.
«Творение художника на самом деле – плод умственной работы, имеющий свои корни в наблюдениях за реальным миром. Художник и скульптор обладает высшей формой зрительной восприимчивости к формам и краскам окружающего мира, способны ощутить и гармонию, и контрасты; утончая и развивая в себе способность наблюдать, художник совершенствуется и добивается создания образцового произведения, шедевра».
Таким образом, наша задача состоит прежде всего в том, чтобы подготовить детей к точному наблюдению над миром, чтобы обеспечить им материал для творческого воображения. Нам предстоит обогатить жизнь ребенка такой средой, чтобы он смог стать обладателем знания, опыта и возможностью наблюдать и тонко чувствовать действительность.
М. Монтессори увлеклась созданием специальных дидактических материалов для развития сенсорики маленьких детей, познакомившись с работами французских ученых – врача Национального Института для глухонемых Ж. Б. Г. Итара и психиатра и педагога Э.Сегена. Она не только сама перевела с французского их важнейшие работы, ни и собственноручно переписала эти тексты, чтобы лучше проникнуть в существо сделанных учеными открытий.
Вот как Мария Монтессори пишет о сенсорных материалах в книге «Открытие ребенка» (Перевод М. Сороковой).
Цвет, измерение, форма устанавливаются путем экспериментов
«Наш материал для развития чувств имеет собственную историю. Он представляет некоторый выбор: он базируется на тщательных психологических экспериментах с материалами, примененными Итаром и Сегеном при их попытках воспитать слабоумных детей и детей с отставанием психического развития; на опытах с предметами, применяемых в экспериментальной психологии, и на целом ряде материалов, которые я изобрела в первое время моей исследовательской работы.
Как дети применяли эти различные средства, какие реакции в них они вызывали, как часто они использовали эти предметы, и прежде всего, какое развитие с их помощью было возможным, все это дало нам со временем заслуживающие доверия критерии для исключения, видоизменения и принятия этих средств в качестве материалов в наших школах. Цвет, измерение, форма – короче, все их свойства – были установлены путем экспериментов…
Сенсорный материал состоит из системы предметов, упорядоченных в соответствии с их физическими свойствами – такими как цвет, форма, масса, звучание, состояние поверхности, вес, температура и т. д. Каждая отдельная группа обладает одним и тем же свойством, но в разной степени; таким образом, речь идет о градации, при которой различие от одного предмета к другому равномерно меняется, и, если возможно, устанавливается математически».
Как отличить монтессори-материалы от обычной развивающей игры?
Нельзя сказать, что в современной педагогической практике не придумано дидактических материалов, помогающих развитию сенсомоторики маленьких детей. Напротив – их создано великое множество. Возьмите любые сборники развивающих игр для дошкольников, и вы найдете массу предложений на этот счет: разноцветные кубики, пазлы, мягкие игрушки, набитые зерном, шарики разной величины.
Но в том-то и дело, что монтессори-материалы строго соответствуют не замыслу или придуманной взрослым человеком технологии, а вот именно сенситивному периоду утончения чувств, который переживает их пользователь.
Кому-то может даже показаться, что они слишком примитивны, легки. На самом деле, есть несколько строгих принципов, по которым настоящий монтессори-материал можно отличить от обычной развивающей игры или от подделки. (Не секрет, что, поддавшись моде, наши производители развивающих игрушек часто называют свои изделия в целях рекламы, например, «рамками или кубиками Монтессори»).
Несколько принципиальных отличий
Дидактическое пособие или материал должен быть автодидактическим, то есть приспособленным к самостоятельной работе ребенка без участия в ней взрослого. Взрослый только однажды, (когда ребенок впервые берет с полки материал), дает эталон действий с тем или иным предметом в него входящим. В связи с этим необходимым условием монтессори-материала является внутренний контроль, который заменяет контрольную функцию учителя.
Монтессори-материал должен быть в высшей степени эстетичным. Все входящие в него предметы имеют один, максимум – три цвета. Во многих случаях цвет имеет смысловую нагрузку. Нельзя использовать яркие, кричащие цвета, а только спокойные, светлые.
Большинство предметов, составляющих один материал сделаны из дерева, картона, стекла; реже – из пластмассы и пластика.
Большинство монтессори-материалов собраны в отдельных коробочках, корзинках или лежат на подносах.
Большинство предметов, входящие в дидактический материал – это не игрушки, а реальные, постоянно встречающиеся в жизни вещи или формы, подобранные специальным образом.
«Среди многих качеств предмета нужно изолировать одно единственное. Эту сложность можно преодолеть лишь посредством серии и ее градации: должны быть подготовлены такие предметы, которые абсолютно схожи друг с другом за исключением изменяющегося свойства».
Монтессори возражает против мнения, что ребенок тем быстрее и лучше развивается, чем больше развивающих моментов заключено в отдельно взятом материале. Наоборот, считает она, чрезмерное разнообразие создает хаотическое движение мышления ребенка, хаос в его душе.
У каждого настоящего монтессори-материала должна быть заведомо понятная, пошагово выстроенная, точная и осмысленная взрослым презентация, содержащая алгоритм повторного действия.
Ребенку должно быть в высшей степени легко работать с материалом после такой презентации самостоятельно. монтессори-материал – это не головоломка!
Елена Александровна Хилтунен, Монтессори-педагог, сертификат Академии развивающей реабилитации (Мюнхен, Германия), эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор 9 книг по монтессори-педагогике, приглашенный монтессори-тренер педагогического Университета им. Герцена (Санкт-Петербург)