“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Детский шкафчик на кухне дает понять, что работа ребенка является ценным вкладом в общее дело

1 марта 2023, 14:44  Просмотров: 90

Важно не смешивать разные приборы и подбирать одинаковые ложки и вилки


Приготовление пищи и накрывание на стол являются одними из первых упражнений жизненной практики, в которых ребенок может успешно участвовать.

Для хранения необходимых для этих упражнений предметов Вы можете приобрести в магазине домашней утвари отдельную полочку или деревянную тележку на колесах с несколькими полками. Еще лучшим решением было бы освободить место на кухонных полках для детской посуды, убрав редко используемые предметы в другое место.



Предоставляя ребенку свой собственный шкафчик на кухне, мы даем ему понять, что его работа является ценным вкладом в общее дело. Важно, чтобы предметы для накрывания на стол были расположены на полках в точном порядке использования.

На первой полке, слева направо мы помещаем: индивидуальную клеенку, сложенные салфетки, маленькую корзинку или подставку для столовых приборов, состоящую из шести – восьми одинаковых ложек и вилок. Важно не смешивать разные приборы и подбирать одинаковые ложки и вилки.

Маленькому ребенку еще пока сложно понять различие между ложкой и вилкой, особенно если еще ложки отличаются друг от друга. К тому же мы хотим, чтобы ребенок сосредоточился, прежде всего, на вкусовых ощущениях и температуре пищи, которую он ест, а не форме приборов у него во рту.


Развиваем навык классификации: "Это – мои пиалы, а это - мои тарелки"


На второй полке разместите от четырех до шести пиал (для супа или салата) и рядом с ними столько же маленьких тарелок (подойдут десертные или салатные). Обратите внимание, что все пиалы и тарелки должны быть одной формы и типа. Ребенок должен сразу видеть: "Это – мои пиалы, а это - мои тарелки". Таким образом, мы помогаем ребенку развить навыки категоризации и классификации.

На нижней полке мы можем поместить два или три небольших стеклянных кувшина и восемь–десять маленьких стаканов. Небольшие подсвечники цилиндрической формы хорошо подходят в качестве стаканчиков для маленьких детей. Не забывайте, чтобы все стаканы и кувшины соответствовали друг другу. Они должны быть прозрачными для того, чтобы ребенок мог видеть, сколько жидкости находится в них. Это означает, что стаканы должны быть стеклянными, а не фарфоровыми или металлическими.


Почему стаканы должны быть стеклянными, а не бумажными?


Хрупкость стакана имеет большое преимущество. Конечно, всякий раз, когда ребенок использует хрупкие объекты, взрослые должны быть начеку. Но если мы хотим помочь ребенку развить точное, контролируемое движение и научить его заботиться о своей окружающей среде, мы должны давать ему вещи, с которыми он не может грубо обращаться или разбрасывать, без возникновения мгновенных последствий. Если неудача все же происходит и стакан разбит, а вода пролита — мы показываем ребенку, как убрать за собой.

Спокойным отношением к неудачам ребенка мы демонстрируем свое принятие ошибок как неотъемлемую часть процесса обучения. Поскольку все же неудачи в работе с хрупкими предметами вполне вероятны, имеет смысл выбирать недорогие, легко заменяемые предметы для использования.

Когда мы аккуратно и упорядоченно расставляем посуду на полках, ребенок в состоянии самостоятельно достать чистые тарелки из посудомоечной машины и разложить их по местам. Иногда можно отказаться от использования посудомоечной машины и позволить ребенку самостоятельно мыть свою собственную посуду, подготовив для него упражнение жизненной практики.

Приобретите в хозяйственном магазине два пластмассовых тазика (для мытья и ополаскивания посуды), щетку, полотенце для вытирания и подставку - сушилку. Сначала Вы сами можете наливать немного воды в тазики из кувшина. Впоследствии ребенок будет с удовольствием наполнять их самостоятельно под Вашим наблюдением. Когда работа будет закончена, ребенок может сам расставить посуду по местам.


История с переливанием и ношением предметов


Показывая ребенку, как накрывать на стол, начните с подстилки, затем положите салфетку, пиалу или тарелку, и, наконец, вилку, ложку и стакан.

Сначала Вы сами можете наполнить его стакан водой из большого кувшина. Позже, можно будет налить немного воды в его маленький кувшинчик, а затем ребенок сам нальет себе воды в свой стакан. Вы можете добавлять воду в его кувшинчик по мере необходимости.

Высота первого кувшина для ребенка не должна превышать 7-10 см. Как только ребенок научится хорошо наливать воду (обычно приблизительно к 20-24 месяцам), Вы можете дать ему наливать молоко или сок. Количество наливаемой жидкости может превышать размер его крошечного стакана, поскольку ребенок уже овладел навыком не переливать воду через край.

Теперь можно использовать кувшины высотой около 15 см. Однако, сначала предложите ребенку наливать воду, поскольку ему потребуется время для овладения новым навыком наливать большее количество воды.

Помните, что Ваш ребенок находится в том возрасте, когда ношение предметов доставляет огромную радость. Пользуясь даром недавно приобретенной независимости, ребенок обожает ритуал (зачастую повторяющийся неоднократно) накрывания на стол.


Одна вилка для папы, одна вилка для мамы, одна вилка для моей сестры - одна, две, три вилки


Убедитесь в том, что ребенок носит все предметы по одному и аккуратно ставит их на место. Он должен держать каждый стакан и тарелку обеими руками, помещая большие пальцы рук сверху тарелки.

Становясь постепенно все более опытным и умелым, ребенок может помогать накрывать на стол для всей семьи. Он может даже научиться считать необходимо количество предметов: "Одна вилка для папы, одна вилка для мамы, одна вилка для моей сестры - одна, две, три вилки".

Уборка со стола после еды – тоже необходимая часть цикла деятельности для ребенка, и ей должно быть уделено особое внимание. В конце концов, ребенок сможет сам очистить свою собственную тарелку от остатков пищи и поставить ее в посудомоечную машину, или же самостоятельно помыть свою посуду с помощью материалов, описанных выше.

Для того, чтобы ребенок мог принимать участие в процессе приготовления пищи вместе с Вами, а потом и самостоятельно, нужно подготовить специальный материал: две небольших миски разного вида (для мусора и для готовых овощей и фруктов), доску и небольшой нож. Вы можете немного притупить кончик ножа в целях безопасности.

Если ребенок будет мыть овощи или фрукты, ему понадобится маленький дуршлаг. Для хранения ножа для масла, ножа для чистки овощей и любых других приспособлений, которые используются в процессе приготовления несложной еды, можно использовать небольшую корзинку. Держите все материалы на низких полках, тогда у ребенка будет возможность брать и возвращать их на место самостоятельно. Освободите от посуды одну из полок на кухне - ребенок поймет, что его вклад в общее дело очень важен.


Вымыли руки, надели фартуки...


Ребенку также понадобится фартук детского размера. Процесс одевания и снимания фартука будет сигналом начала и конца работы на кухне. Фартук также служит напоминанием ребенку, что он вовлечен в процесс, и, таким образом, ограничивает отвлекающие моменты. Будет хорошо, если Вы тоже будете надевать фартук, когда готовите пищу. Для ребенка фартук – это костюм. Когда Вы оба надеваете их, он знает, "Теперь мы повара!"

Как и во всех упражнениях жизненной практики, взрослый сначала осуществляет показ материала. Обычно дети возраста младше, чем двух с половиной лет, не в состоянии терпеливо ждать, пока вы закончите презентацию.

Если Вы видите, что ребенок теряет интерес, берите его ручки в свои, и работайте с материалом вместе, как бы его руками. Дети обычно убегают, если Вы не позволите им участвовать в процессе – они хотят быть постоянно вовлеченными в деятельность.

Когда ребенок становится старше и его возраст приближается к трем годам, он уже может ждать в течение более длинных отрезков времени, в то время как Вы показываете ему, что делать. Иногда с помощью фраз, таких как " Сначала моя очередь, а потом твоя!" можно помочь 2.5-3 летнему ребенку развить навыки самоконтроля.


Режем банан настоящим ножом!


После того, как Вы вымыли руки и надели фартуки, держа материалы обоими руками, вы переносите их на детский стол. Ребенок всегда сидит слева от Вас во время показа, а также в любое другое время, когда Вы садитесь рядом с ним, чтобы оказать помощь. Это правило не действует в единственном случае – если Вы левша – тогда положение ребенка слева от Вас очень неудобно для Вас обоих.

Резание банана является хорошим подготовительным упражнением перед введением всех остальных упражнений по приготовлению пищи. Вначале нужно срезать кончик банана, чтобы банан легко очищался полосками.

Теперь тщательно снимите кожицу и поместите ее в миску слева от доски. Возьмите нож и начинайте резать банан кружочками, держа рукоятку ножа правой рукой и надавливая левой рукой сверху на нож. Отрезав кусочек, сразу же положите его в миску справа от доски. Очень важно всегда класть нарезанные фрукты или овощи в одну миску, а все отходы – в другую.

В порыве энтузиазма дети, вероятнее всего, будут резать сразу несколько кусочков, поэтому нам надо будет напомнить ребенку, чтобы он не забывал следовать порядку "отрезал - положи".

Конечно, мы, взрослые, не станем работать столь методично. Однако, для ребенка очень важно аккуратное и последовательное выполнение всех стадий процесса. Подобная методичность в действиях может показаться скучной для нас, поскольку в своей активности мы более ориентированы на конечный результат. Однако, постепенное продвижение вперед, а также законченные циклы деятельности представляют неизменную привлекательность для ребенка.

После того, как будет отрезан последний кусочек банана, уберите миску с нарезанным бананом из поля видимости ребенка. Перед тем, как приступить к еде, нам нужно вымыть поднос и грязную посуду, отнести все материалы на свое место, на полку, а также снять фартуки.

Если нарезанный банан останется в поле зрения ребенка, то он, скорее всего, захочет съесть его сразу же и не сможет сконцентрироваться на уборке материала.


Сначала моем грязную посуду, потом снимаем фартук и садимся за стол


В том случае, если у ребенка возникает желание положить в рот еду или приборы во время упражнений, сразу же остановите его словами: "Сначала нам надо это помыть!" Очень важно не дать развиться привычке есть во время приготовления пищи. Это очень отвлекает, и ребенок упускает возможность развить свою волю.

Дети восемнадцати месяцев уже могут терпеливо ждать начала трапезы, даже если пища уже стоит прямо перед ними. Дети с хорошо развитым самоконтролем способны к подобному терпеливому ожиданию и в пятнадцать месяцев, особенно если Вы не делаете показ материала, когда они голодны.

Если Ваш ребенок 15-18 месяцев не может удержаться от того, чтобы попробовать продукты во время приготовления пищи, приберегите эту деятельность для более позднего возраста. С другой стороны, процесс приготовления пищи можно вполне использовать как возможность тренировки самоконтроля. Однако, если Вы видите, что ребенок расстраивается, имеет смысл прекратить упражнения.

Мытье, чистка и резка овощей и фруктов являются хорошими упражнениями жизненной практики для маленьких детей.

Картофель можно почистить маленькой щеткой (щетка для чистки грибов имеет оптимальный размер) в небольшой миске, наполненной водой, и приготовить на обед; овощи можно порезать для жарки, помыть листовую зелень для приготовления салата, а также порезать фрукты на десерт.

Можно заранее подготовить все блюда для ужина сразу после окончания обеда. В ясный и солнечный день Вы можете вынести детские стол и стул на балкон или веранду и делать все эти приготовления на свежем воздухе.


Печем пирожки!


Выпечка – еще одно хорошее упражнение жизненной практики. Вам потребуется отдельная полка для хранения материалов для выпечки: маленькая миска для замешивания теста, ложка, лопаточка, деревянная доска, а также скалка детского размера.

В отдельную корзину Вы можете положить несколько простых формочек для печенья, маленькую форму для кексов, таймер, рукавички детского размера для горячего противня, а также свернутый фартучек.

Начиная печь вместе со своим ребенком, следует заранее отмерить все ингредиенты. Тогда ребенок сам сможет положить их в миску и замесить тесто. Маленькие дети способны к следующим операциям: раскатать тесто для булочек, выложить тесто для печенья на противень, разложить тесто по формочкам для кексов и т.п.

Ребенок восемнадцати месяцев и старше может сам приготовить закуски для себя. И снова стоит заранее тщательно продумать весь процесс приготовления. Не следует, например, брать обычную коробочку арахисового масла, джема или сливочного сыра, чтобы ребенок намазывал их на крекер. Надо заранее отмерить нужное количество для своего ребенка и положить его в маленькое блюдце.

Сырые овощи и нарезанные фрукты тоже являются хорошей закуской для ребенка. Если возможно, освободите нижнюю полку холодильника для маленького кувшина воды, нарезанной моркови или сельдерея, кусочков фруктов, нарезанного сыра и йогурта. Однако, разрешайте брать эти продукты в строго определенное время.


Сначала по правилам, потом по привычке


Детям необходимо развить дисциплину приема пищи по расписанию и только сидя за столом. Таким образом, мы помогаем развитию самоконтроля, а также здоровых привычек в еде. После того, как нами будут установлены основные руководящие принципы, детям понадобится независимость в выборе и подготовке их собственных закусок. Теперь они знают, что определенная часть холодильника предназначена только для них, а другие полки нет. Введение таких обычаев может быть очень полезным, особенно когда ребенок достигнет возраста начальной школы.

Паула Лилльярд, и Линн Джессен (США) Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?