Завоевание независимости
Дети, достигшие пятнадцати месяцев, как правило, уже хорошо ходят, поэтому обладают некоторой степенью независимости. Они готовы к новому этапу в процессе строительства самих себя.
Многие месяцы, перед тем, как начать пользоваться своими ногами, дети развивали моторику рук, а теперь, овладев умением ходить, руки готовы "учиться, если только им предоставят эту возможность» .
Монтессори считала, что малыш теперь "другой, не такой, каким он был прежде, когда ему требовалась помощь, чтобы сделать первые неустойчивые шаги. Раньше ребенок был борцом, а теперь он – победитель, ставший по-настоящему независимым".
М. Монтессори посоветовала одной матери, которая хотела больше узнать о своей дочери: "Оставьте ребенка в покое и наблюдайте за тем, что она делает. Не оставляйте ее в одиночестве, наблюдайте на расстоянии. Вы можете подойти к ней, если она нуждается в помощи".
М. Монтессори приводила также примеры поведения других детей этого возраста, делающих похожие удивительные вещи: одни несли тяжелый кувшин воды, прикладывая неимоверные усилия, чтобы не разлить ни капли; другие пытались отнести батон хлеба почти такого же размера, как они сами, непосредственно к столу; вытряхивали большую корзину с использованной бумагой, потом подбирали маленькие обрывки и складывали их обратно в корзину; вытирали пыль в доме тряпкой; вставляли и вынимали крышку из флакона духов много раз; брали недавно отглаженные салфетки и раскладывали их по комнате, выстраивая прямую линию через комнату от одного угла до другого, затем так же осторожно складывали их в стопку.
Для М. Монтессори все эти свободно выбранные действия дают подсказки в понимании потребностей ребенка в саморазвитии. Она знала, что взрослые найдут ее предложение предоставить ребенку большую свободу в действиях и тщательно следить за тем, что делают дети пятнадцати месяцев, необычайно трудной задачей. Но М. Монтессори продолжала настаивать: "Дать детям свободу, оставаясь при этом осторожными, и быть готовым всегда прийти на помощь - не так легко, но мы должны быть готовы сделать это".
Наблюдая детей, недавно приобретших независимость, М. Монтессори сделала потрясающий вывод, который до сих пор так и не осознан до конца: "В этом возрасте игрушки, особенно легкие игрушки, не удовлетворяют ребенка. Он ничего не может сделать с ними". Теперь, на новом этапе независимого движения, он должен «завоевать» окружающую среду: "Ради достижения этого результата дети хотят делать то, на что они способны, и как можно скорее». Это больше, чем просто овладеть собственным телом, теперь они должны завоевать мир! Неудивительно, что их энергия и решимость не имеют границ!
Первый шаг, который делает ребенок на пути к этой огромной цели, состоит в том, чтобы понять ежедневные действия родителей. Но ребенок, недавно обретший независимость, не может делать то, что ему нравится, всякий раз, когда ему этого хочется. Чтобы научиться действовать как взрослые, он должен принять нашу помощь на подготовительном этапе.
Монтессори приводила в пример человека, который учится играть на фортепьяно. Человек "не может играть музыку на фортепьяно, просто имитируя движения пальцев по клавишам – он должен учиться играть". Процесс освоения игры на фортепьяно требует ряда практических упражнений. Прямой целью этих упражнений является подготовка руки к игре на фортепьяно. А косвенная цель – научиться воспроизводить музыку.
О циклах деятельности и "приверженности взятому обязательству"
Чтобы успешно имитировать действия взрослых, ребенок сначала должен изучить и повторить определенные упражнения. Ребенок заинтригован предварительными упражнениями, так как они представляют собой полный "цикл деятельности".
М. Монтессори отмечала, что "детям нравится делать завершенные упражнения, даже если они не нацелены ни на какую внешнюю цель... но являют собой подготовку к будущей деятельности. Это то, что мы называем "циклами деятельности".
М. Монтессори приводила в пример ребенка, прилагающего огромные усилия, чтобы забраться на кресло, а затем сразу же слезающего с него. "Мы можем только удивляться, зачем прилагать такие усилия, если ребенок не собирается сидеть в кресле после того, как в него забрался. Но нет, он опять перелезает через подлокотник и вновь спускается на пол. Этот процесс представляет собой завершенный цикл деятельности. Затраченные усилия приводят к развитию координации движений".
Такие циклы не только помогают ребенку, косвенно готовя его к последующим действиям. Они углубляют концентрацию его внимания, развивают "постоянство и терпение, и, таким образом, совершенствуют индивидуальность".
Положительный эффект, который оказывают циклы деятельности на концентрацию и индивидуальность ребенка, – а, в конечном счете, на его способность к обучению, – побудил М. Монтессори создать упражнения, включающие в себя циклы деятельности, которые в свою очередь лежат в основе ее подхода к более позднему образованию ребенка.
М. Монтессори считала, что обучение требует готовности последовательно, шаг за шагом, продвигаться вперед в процессе приобретения новой информации. Важно повторить каждый из шагов столько раз, сколько потребуется для того, чтобы добраться до глубочайшего уровня знаний.
Для того, чтобы закончить такой цикл деятельности, ребенку необходима "приверженность взятому обязательству". Поэтому вовлеченность личности в подобные процессы необходима для получения новых знаний в течение всей последующей жизни.
Материалы жизненной практики отражают страну и исторический период
Возраст 15-18 месяцев, когда ребенок достигает независимости в движениях, является подходящим временем, чтобы предложить ребенку какую-либо деятельность. Теперь малыш нуждается в "работе со структурированными материалами", которые соответствуют его естественному интересу к завершенным циклам деятельности и к подражанию взрослым.
Для "этого нового вида игры" игрушки не подходят. Ребенок нуждается в реальных предметах, имеющих непосредственное отношение к каждодневным действиям взрослых. М. Монтессори называла эти предметы материалами жизненной практики.
Поскольку материалы жизненной практики должны отражать страну и исторический период каждого отдельно взятого ребенка, Монтессори не стала создавать подробного списка предметов и действий. Она могла только выработать принципы, которыми родителям и педагогам следует руководствоваться при выборе предметов для каждой отдельно взятой подготовленной среды.
Точно так же те способы, которыми взрослый показывает ребенку материалы и помогает их использовать, имеют общие руководящие принципы, но отличаются в деталях в зависимости от культуры.
Как мы уже говорили, дети одинаковы повсюду, их потребность в саморазвитии едина во всех странах. Модель саморазвития и миссия стать "завершенным человеком, приспособленным ко времени, месту и культуре" не меняются в зависимости от исторического периода или определенных обстоятельств.
Упражнения жизненной практики должны включать в себя работу, которую ребенок регулярно наблюдает у взрослых в повседневной жизни. Родителям следует просто привлекать своего ребенка к участию в повседневных видах деятельности по мере возникновения у него интереса и наличия временных возможностей.
Что же это за виды деятельности? Накрывать стол и убирать со стола, разгружать сумки, принесенные из магазина, готовить пищу, вместе печь хлеб и печенье, разливать воду и сок по стаканам, сметать мусор со стола, мыть посуду, сортировать и складывать грязное белье в стиральную машину, раскладывать одежду после стирки, подметать и мыть пол, мыть зеркала или окна, чистить обувь, убирать комнату, вытряхивать мусор из корзин, поливать растения, а также аранжировать цветы и т.п.
Когда ребенок станет старше, к этим действиям может добавиться глажение белья, шитье, прополка растений и сгребание листьев во дворе. Конечно, включая ребенка в цикл самостоятельной деятельности, родители понижают свою собственную эффективность и увеличивают время выполнения работы. Зачем же было Марии Монтессори, такой весьма здравомыслящей женщине, рекомендовать подобный непрактичный подход к детям, которым только исполнилось пятнадцать месяцев?
Вы больше не слуга. Вы - учитель
Она предложила сделать ребенка партнером в работе по дому только по одной причине: из уважения к возможностям человеческой жизни, обнаруженным в маленьком ребенке. Желание стать лучшей матерью или отцом, или же мечта о «лучшем» ребенке, не должны стать причиной того, что Вы будете применять на практике идеи и методы Монтессори.
На самом деле, мы делаем это потому, что уважаем чудо, которое ребенок представляет собой в континууме человеческой жизни. Действуя в духе уважения к ребенку, уделяя внимание деталям в процессе организации и презентации ребенку каждого нового вида деятельности, родители во всем мире находят, что их дети оказываются способны к выполнению намного большего, чем они когда-либо могли вообразить.
Как родители, Вы также можете почувствовать некоторую "легкость" в процессе выполнения домашних обязанностей. Время, проведенное вместе с ребенком за домашней работой, становится намного более интересным и полезным, чем прежде. Вы больше не слуга, Вы - учитель.
Большинство человеческих неприятностей начинается, когда навыки сотрудничества не достаточно развиты и потому не используются
Вот веселая история, рассказанная одной из участниц наших родительских семинаров, хорошо иллюстрирует дилемму, с которой сталкиваются многие родители, начинающие включать своих детей в ежедневную работу по дому, и служит введением в практическую реализацию идей М. Монтессори.
Одна из матерей оборудовала свою кухню в соответствии с информацией, полученной на нашем курсе: она поставила стол и стул, рекомендованный для детей Марией Монтессори, расположила на полке тарелки и приборы для малыша, небольшой стеклянный кувшин и стаканчики для наливания воды, небольшую губку для того, чтобы вытирать стол после приемов пищи.
Через несколько недель она спросила нас: "Что мне делать, если он не использует губку для вытирания пролитой воды? Мне нужно игнорировать это или настаивать на том, чтобы он обязательно это делал? Или всего лишь предлагать ему вытирать стол губкой? Я не знаю, до какой степени мне нужно быть его учителем?"
В ответе на вопрос этой матери мы подчеркнули, что родители, становясь учителями вместо слуг, все еще остается родителями. Лучше всего быть "матерью-учителем" с акцентом на матери, а не "учителем-матерью" с ролью учителя, доминирующей над отношениями.
Есть две причины, почему это различие важно. Во-первых, сущность родительско-детских отношений часто приводит к обостренным реакциям друг на друга, особенно когда это касается вопросов поведения. Во-вторых, дом должен оставаться мирной гаванью и для родителей, и для ребенка, важно, чтобы дома все ожидания по поводу поведения ребенка становились мягче.
Однако, когда родители сомневаются в том, как реагировать на поведение ребенка, вовлеченного в упражнения жизненной практики, важно помнить, что сотрудничество есть основание для всех здоровых человеческих отношений.
Люди представляют собой сотрудничающий вид живых существ, наша способность к совместной деятельности является основанием для возникновения цивилизации. Большинство человеческих неприятностей начинается, когда навыки сотрудничества не достаточно развиты и потому не используются.
Важно заранее продумать все детали
Ни в одной области жизни это правило не является более очевидным, чем в отношениях между родителями и ребенком. Упражнения жизненной практики дают средства для развития навыков сотрудничества и в родителях, и в ребенке; другими словами, они обеспечивают лучшую возможность стать "матерью-учителем" или "отцом-учителем" пятнадцатимесячному ребенку.
В первую очередь, следует давать ребенку те материалы, которые он сможет успешно использовать при выполнении упражнений и циклов деятельности.
Для достижения этой цели, мы должны выбирать материалы, подходящие для независимой и повторяемой практики ребенка после того, как взрослый продемонстрировал их использование. Они должны быть взяты из реальной жизни, подходить ребенку по размеру и быть готовы к использованию простым, прямым и аккуратным способом.
Подготавливая любые упражнения для ребенка, важно заранее продумать все детали. Например, действительно ли крекеры достаточно крепки для намазывания арахисового масла или они ломаются под давлением ножа? Для того, чтобы пятнадцатимесячный ребенок смог разрезать дольки яблока на меньшие части, дольки должны быть положены на бок так, чтобы кожа легче отделялась и т.п..
Все эти трудности становятся очевидными в период предварительной практики с материалом без ребенка. Такая практика дает нам возможность почувствовать, насколько сложны наши самые простые каждодневные действия.
Порядок действий со временем становится частью функционального интеллекта ребенка
Работая с материалом, мы также начинаем осознавать, что автоматически продумываем все свои действия прежде, чем начать их выполнение. «Во-первых, мне нужно взять поднос с материалами и выложить их на стол. Затем мне потребуется морковь. Теперь я должна взять нож для чистки овощей и начать очищать морковку слева направо, складывая кожицу в сосуд справа" и т.д.
Именно этот практический опыт организованной деятельности в упражнениях жизненной практики помогает ребенку, в конце концов, начать логически мыслить, а также узнавать, какие результаты приносят его действия.
Поскольку материалы, подготовленные для достижения определенной цели, такой как, например, приготовление пищи, установлены на подносе в нужной последовательности для использования - слева направо и сверху вниз - ребенок впитывает этот точный порядок, и со временем он становится частью его функционального интеллекта.
Мы признаем необходимость определенного умственного порядка для эффективного чтения и письма. Таким образом, выполняя циклы деятельности с материалами жизненной практики, дети косвенно готовятся к освоению письма в будущем.
Все необходимые материалы для каждого определенного вида деятельности собраны на подносе. Этот предварительный выбор, сделанный взрослым, необходим, поскольку у ребенка впитывающий, а не рассуждающий ум.
Ребенок хочет подражать Вам, но его способность размышлять пока ограничена
До 6-ти лет ребенок не может подумать о том, в каких материалах он будет нуждаться, и знать, где их найти. У ребенка шести лет уже развита способность к логическому рассуждению. Он может продумать и запланировать все необходимые действия. (Вот почему в начальной школе М. Монтессори предметы для различных упражнений, таких как научные эксперименты или художественные проекты, преднамеренно оставлены в различных частях классной комнаты, чтобы ребенок сам мог найти и собрать их. Необходимость собирать все необходимые материалы по комнате обеспечивает возможность детям начальной школы тренировать свой недавно сформированный «рассуждающий ум» и является частью стимула к действию).
После того, как Вы продумали все детали, организовали поднос с материалами и попрактиковались с ними, Вы можете смоделировать цикл деятельности для Вашего ребенка. Делайте это очень медленно и методично, делая краткую паузу после каждого шага.
Ваш ребенок хочет подражать Вам, но его способность размышлять ограничена. Он полагается на привычку, образец и повторение. Вы должны показать ему, что нужно делать в той же самой манере и порядке (слева направо, сверху вниз). В начале, используя одну и ту же схему действий каждый раз, Вы облегчаете для него задачу по запоминанию.
Позже, когда он станет старше, он разовьет свою собственную систему, но пока повторение и точность являются существенными для достижения успеха. Дети подражают всему, что делают взрослые. Они не понимают исключений.
Например, когда Вы вместе накрываете на стол, Вам надо нести тарелку двумя руками, положив большие пальцы руки сверху каждой из ее сторон. Если Вы спешите и Вам надо перенести несколько предметов сразу, используйте поднос, вместо того, чтобы нести предметы в разных руках. Это очень важно, так как Ваш ребенок не поймет, почему Вы можете нести по стакану в каждой руке, а он должен нести только один стакан двумя руками.
Дети будут делать так, как делаете Вы, а не так, как Вы говорите. В противном случае ошибки и отказ от упражнений неизбежны. В итоге, Ваш ребенок узнает, что использование подноса является эффективным способом носить больше одного предмета за один раз.
После того, как взрослый продемонстрировал, как использовать материалы жизненной практики, подошла очередь ребенка действовать. Наблюдайте за тем, что он делает, и помогайте по необходимости.
Важно помнить, что ребенка интересует процесс Ваших совместных действий, а не конечный результат. Он любит вытирать стол, но его целью не является сухая поверхность. Помните вопрос матери о том, что делать, когда сын пролил воду на стол?
Сначала необходимо привлечь интерес ребенка к процессу вытирания стола. Можно попробовать несколько вариантов: посмотреть на пролитую воду с преувеличенным вниманием и сказать: "О, я вижу здесь пролитую воду!" Или взять губку и продемонстрировать, как можно аккуратно вытереть пролитую воду, продвигая губку слева направо и сверху вниз.
Ребенка интересует процесс ваших совместных действий, а не конечный результат
Монтессори называла такую реакцию на действия взрослых "особым интересом". Пользуясь этим явлением, можно сильнее вовлечь ребенка в уже начатую деятельность, или вернуться к ней после того, как концентрация потеряна: последняя капля воды в кувшине, крошечная часть сыра на ноже, пятна муки на скалке, или цветочный стебель, едва достающий до воды в вазе. В таких случаях «особый интерес» помогает ребенку понять, в чем смысл той или иной деятельности, он побуждает к полному завершению или повторению процесса.
Однако, если «особый интерес» не в состоянии привлечь внимание ребенка, все же очень важно, чтобы ребенок наблюдал завершенные процессы.
В нашей анекдотической ситуации взрослый просто берет губку и аккуратно заканчивает уборку со стола. Поскольку язык очень важен для маленького ребенка, он часто помогает сосредоточить его внимание. Вы можете начать комментировать словами свои действия и сказать: "Я хочу вытереть стол. Смотри!"
После того, как Вы продемонстрировали какое-либо упражнение жизненной практики и Ваш ребенок начал концентрированно работать, позаботьтесь о том, чтобы не прерывать его деятельность. Это иногда очень трудно для взрослых, даже обученных педагогов М. Монтессори.
Один начинающий педагог М. Монтессори говорил: "У меня постоянно появляется искушение вмешаться. Я чувствую, что должен что-то делать. Мы ведь все родом из мира, где принято быть в постоянной активности!" Все же, сущность сотрудничества – компромисс.
Как только связь между ребенком и материалом успешно установлена, взрослому следует сделать шаг назад и позволить ребенку спокойно работать. В первые три года жизни воля и концентрация ребенка все еще очень хрупки. Если Вы будете постоянно прерывать ребенка, ему будет очень сложно вернуться к начатой деятельности. Если ребенок полностью погружен в процесс, и Вы хотите ему что-нибудь показать, дождитесь подходящей возможности.
Паула Лилльярд, и Линн Джессен (США) Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен.
Выдержки из работ Марии Монтессори даны по сборнику ее выступлений "Lecture on Movement by Dr. Montessori», London, 1946, опубликованного в журнале Communications 1 (2001): стр. 30-33.