Главное, что ребенок полон радости, здоровья и выделяется своим спокойствием и дисциплиной
В отношениях ребенка с наставницей действует известный принцип школьной автодидактики «помоги мне это сделать самому». То есть, вместе со взрослым ребенок делает только то, что не может выполнить самостоятельно. Но через некоторое время движения его становятся более точными и совершенными. Он начинает выполнять упражнение сам без помощи взрослого. В его осанке можно заметить достоинство независимого и уверенного в себе человека.
Понятно, что и предметы, с которыми ребенок работает, предполагают возможность такой самостоятельности. По крайней мере, в них должен содержаться внутренний контроль, позволяющий ребенку определять собственные ошибки и достижения.
Позднее ребенку становится важен и результат собственного труда. Он стремится доделать начатое до конца и «отчитаться» о проделанной работе перед взрослым или своими друзьями.
В книге «Открытие ребенка» Мария Монтессори пишет: «Ребенок, который посредством длительных упражнений учился в совершенстве владеть своими движениями и действиями, доволен тем, что может эффективно и интересно удовлетворять свою жажду деятельности, полон радости, здоровья и выделяется своим спокойствием и дисциплиной».
Одно из наблюдений, сделанных Марией Монтессори в детском саду в Риме послужило основанием для настоящего открытия в области психического развития детей младшего возраста. Трехлетняя девочка так интенсивно и углубленно занималась вкладыванием цилиндров в ячейки деревянного блока, что повторила эти движения множество раз, не обращая внимания ни на какие внешние воздействия. Мало того, что она была в высшей степени сосредоточена на своей деятельности, что означало ее способность концентрированно работать. Девочка постоянно возвращалась к началу работы и снова повторяла ее, не переходя к другой. М. Монтессори назвала этот феномен концентрацией внимания, и это понятие стало одним из ключевых в ее педагогике.
О феномене поляризации и концентрации внимания
Нередко, забирая ребенка из детского сада Монтессори, мама спрашивает его:
– Что ты сегодня днем делал?
– Стирал! – отвечает ребенок.
На следующий день и еще много дней подряд история повторяется: что ты делал? Стирал! Мама начинает возмущаться, разве для этого она отдавала его в монтессори-сад?!
Но, оказывается, ничего особенного не происходит.
Действует закон концентрации и поляризации внимания. Придет срок, и столь же увлеченно, забыв обо всем, что творится вокруг, ребенок возьмется за карандаш, и станет изображать на бумаге буквы или измерять с помощью сантиметра окружающие его предметы.
Способность сосредоточенно, концентрированно работать является одной из важнейших характеристик личности человека, поэтому так важно создать детям условия для совершенствования этой их природной способности.
Многие считают, что дать возможность детям с самого раннего возраста самостоятельно готовить себе еду, одеваться, убирать комнату, стирать и гладить, сажать растения и ухаживать за домашними животными – все это навыки, которые, прежде всего, приучают ребенка к аккуратности, к порядку, принятому в культуре страны, где он живет. Разумеется, это так. Но само понятие «порядок» М. Монтессори понимала гораздо глубже, чем просто аккуратное обращение с вещами. Она недаром думала о ребенке, как о существе космическом, ведь именно космическое пространство представляет собой верх совершенства и упорядоченности.
В раннем возрасте душа ребенка узнает свое окружение, ориентируясь сначала по элементам окружения, а в дальнейшем завоевывает его целиком. То есть, внешний порядок окружения ведет ребенка к порядку внутреннему: духовному и умственному.
Как в детском саду Монтессори понимается свобода?
Попадая в специально подготовленную взрослыми среду детского сада Монтессори, уже в 2,5 года, ребенок ежедневно и ежечасно стоит перед выбором, чем бы ему заняться, на каком предмете сосредоточить свое внимание. И он, чаще бессознательно, выбирает то, что продвигает его в естественном развитии.
Было бы неточным назвать занятие ребенка с дидактическим материалом игрой. А ведь этому он отдает теперь большую часть жизни в Монтессори-детском саду. Скорее всего, он выполняет серьезную, содержательную работу, выбранную им самим.
Он действует абсолютно самостоятельно, в собственном темпе и занимается столько времени, сколько ему хочется. Он свободен. Но не той свободой, синоним которой вседозволенность, отсутствие границ. Речь идет о свободе целенаправленной деятельности и познания.
Ребенок, как и любой другой человек, не может быть полностью свободным, если он мешает жить другим людям. другим детям в группе. Не мешать другим можно только в ситуации, когда все действия направлены к определенным целям и сопровождаются внутренней концентрацией.
М. Монтессори называла это состояние ребенка нормализацией. Но направленным действиям надо учиться. И вот почему Лев Семенович Выготский считал, что обучение идет впереди развития.
Действительно, ребенок растерян и слаб, если не умеет пользоваться окружающими его предметами. Обучение точному назначению окружающих ребенка предметов и действиям с ним и есть гарантия свободы ребенка.
Профессионализм монтессори-педагога во многом зависит от его мастерства составить алгоритм действий с тем или иным предметом, находящимся в окружающей ребенка среде.
Скажем, чтобы почистить ботинки, необходимо знать назначение нескольких щеток, коробочки с обувным кремом, бархотки и уметь ими пользоваться в определенной последовательности. Эту последовательность действий и показывает наставница во время презентации материала.
О "памяти движений" и назначении зубной щетки
Ребенок на бессознательном уровне воспринимает логику действий взрослого и с помощью природной «памяти движений» впитывает логику алгоритма обращения с предметом. Более того: то или иное действие отныне начинает соотноситься в сознании ребенка с назначением соответствующего предмета культуры. То есть, в его сознании откладывается представление, что маленькая щеточка специальной конфигурации служит не для чистки зубов или нанесения краски на бумагу, а вот именно для намазывания обувного крема на ботинок во время его чистки.
Любое упражнение с обыденными предметами окружающей ребенка среды требует определенного порядка действий. Например, прежде чем гладить белье, его надо выстирать и высушить. Или, прежде чем вытирать посуду, ее надо вымыть. Сначала смочить руки в воде, а уж потом намыливать их. Кроме того, любая работа имеет определенное начало и конец. Нет смысла, например, поставить цветы в красивую вазу, оставив вокруг мусор из сухих листьев и обрезанных стеблей. А стирка платочков не может быть закончена, если они не повешены сохнуть на веревку, а тазики по-прежнему наполнены мыльной водой.
В этих нехитрых умениях ребенка обращаться с предметами домашнего обихода проглядывает спонтанно развивающаяся логика его мышления, умение сравнивать, распределять, строить сериационные ряды, тренировать координацию движений, умение концентрировать свое внимание.
Ребенок учится в действии при помощи рук и посредством разума. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», – говорила М. Монтессори.
Предоставим ребенку возможность упражняться в заботе о самом себе, в самообслуживании, и он сам научится обращаться с ложкой, вилкой, ножом, пипеткой, щипцами, салфеткой, полотенцем, губкой. Надо только позволить ему переливать воду, пересыпать зерно, многократно застегивать и расстегивать одежду, причесываться, чистить зубы, ухаживать за одеждой и обувью, стирать и гладить.
«Мы начинаем день с ряда упражнений из обыденной жизни, – пишет М. Монтессори в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики». «Учительница, снабженная маленьким умывальником с маленьким кувшином и мисками, учит детей умываться: мыть руки, чистить ногти, мыть лицо и шею, хорошенько промывать глаза и уши, чистить зубы и полоскать рот. Мы обращаем их внимание на различные орудия и содержание их в опрятности: чистая вода для глаз, мыло и вода для рук, щетка для зубов. Старших детей мы просим помогать маленьким, и последние приучаются сами ухаживать за собой. Потом мы беремся за переднички. Дети надевают их сами или, помогая друг дружке. После этого мы начинаем обход классов. Удостоверяемся, все ли материалы в порядке, все ли они в чистом виде. Наставница показывает детям, как очищать уголки, где скапливается пыль, как обращаться с различными предметами, необходимыми для чистки помещения, – пыльными тряпками, щетками, метелками и т. п. Все это проделывается очень быстро, когда детям дают работать самим…»
Об одном научном исследовании в России
В начале 1970-х годов Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков проводили эксперименты, дающие ответ на вопрос о влиянии упражнений мелкой моторики ребенка на развитие его мозговых функций.
Работа З. Беляевой подтвердила тогда, что тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Причем влияние упражнений пальцев рук сказывается сразу же после их выполнения, но в то же время способствует стойкому повышению работоспособности коры головного мозга, мыслительной деятельности.
Подобные результаты наблюдала и М. Монтессори. Она обратила внимание так же на обязательное проявление у ребенка «феномена концентрации внимания», без слов говорящего об интенсивной работе мозга. Был сделан вывод о необходимости предоставления ребенку максимальных возможностей для развития его мелкой моторики и мускулатуры рук в период наибольшей восприимчивости к развитию движений, то есть от 0 до 6 лет. Наивысшей точкой этого периода является время первого шага в прямохождении и развитие руки в возрасте от 3 до 6 лет.
Елена Александровна Хилтунен - монтессори-педагог, сертификат Академии развивающей реабилитации (Мюнхен, Германия), эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор нескольких книг по монтессори-педагогике, монтессори-тренер.