“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Большой подвижный алфавит Монтессори 

23 апреля 2023, 16:20  Просмотров: 769

Пятилетние стремятся складывать слова из букв


Складывание слов из Большого подвижного алфавита – одно из любимых упражнений пятилетних детей, которые стремятся научиться писать и читать. Поэтому коробки с этим дидактическим материалом лучше поставить на низкую полку или столик так, чтобы дети могли легко перенести их на ковер. Большой подвижный алфавит поможет старшим дошкольникам освоить метод, с помощью которого чуть позже они научатся сознательно писать и читать. 


Описание и история русской версии


Создание русского подвижного алфавита начиналось в 1994 году. Первые лекала сделал по специальному заказу Владимир Владимирович Полищук. Буквы были вырезаны из толстого картона, а потом из пластика, привезенного из Голландии. Коробки изготовили на Омской фабрике Монтессори-материалов. Основной эксперимент с этим алфавитом проходил в 1994-2000 году. Уже тогда были сделаны замечания по величине букв и их качеству, но до сих пор не удалось, к сожалению, изготовить новые образцы. 

Две плоских деревянных коробки-подноса с отделениями для каждой буквы. Буквы русского алфавита, вырезанные из дерева или пластика. Гласные красные, согласные синие. Многие спрашивают, почему буквы большого подвижного алфавита так же как и шершавые, вырезаются не наклонными, а прямыми. Ответим на этот вопрос так: наклон букв при письме способствует, прежде всего, скорописи, то есть, наклонные буквы легче поддаются соединениям и быстрому написанию, чем прямые. Но большой подвижный алфавит не предназначен впрямую для обучения детей письму. 


Вот как описывала Мария Монтессори свой Большой подвижный алфавит 


«Дидактический материал. Он состоит, главным образом, из букв алфавита. Мы имеем в виду буквы тождественные по форме и величине с буквами из наждачной бумаги, но только в данном случае они вырезаны из тонкого картона или из кожи. Эти буквы не наклеены на картон, и каждую букву в отдельности можно с легкостью передвигать". ("Дом ребенка. Метод научной педагогики")

В книге Ю. Фаусек «Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори» описаны и другие варианты большого подвижного алфавита. 

Четыре коробки с буквами строчными – в одной розовые – гласные, во второй – голубые согласные, в третьей – Ъ, Ь и Й, в четвертой – прописные буквы (по четыре каждой) и к ним зеленые таблички, разлинованные как тетрадки в одну линейку. Ребенок мог ставить коробки к себе на стол и составлять слова, выкладывая буквы на табличках. 


Прямые и косвенные цели складывания слов 


Попробуем в этом свете сформулировать прямые и косвенные цели складывания слов из Большого подвижного алфавита.
Прямая цель работы ребенка с этим материалом заключается в соотнесении звука и буквы и складывании слов на слух.
Косвенная цель - освоение метода письма и чтения через последовательное соединение букв. 


Презентация и упражнения 


 С Большим подвижным алфавитом дети знакомятся задолго до того, как узнают, что буквы - это символы звуков. Дело в том, что выделение звука в слове происходит гораздо позже, чем ребенок начинает сопоставлять письменные знаки. Уже в 3,5 - 4 года он легко сравнивает написанную букву с буквой подвижного алфавита и может, например, раскладывать их по ячейкам. Ребенку после 4-х с половиной лет, если он с помощью шероховатых букв выучил их названия, можно дать классическую презентацию Большого подвижного алфавита. 

Наставница приносит на стол три карточки с шероховатыми буквами, например, К, О, Т. Она предлагает ребенку назвать первую букву и принести такую же из Большого подвижного алфавита. Это не доставляет трудности для ребенка, так как буквы подвижного алфавита в точности совпадают по очертаниям с шероховатыми буквами на карточках. 

Следом на столе появляются и две остальные буквы. Теперь наставница предлагает ребенку составить слово КОТ из трех принесенных ребенком букв. Она отчетливо произносит слово, выделяя первый звук. 

"Какая первая буква в этом слове?" - спрашивает наставница. Ребенок кладет перед собой букву К. Следом появляются и другие две буквы - О и Т. Теперь попробуем прочитать получившееся слово. Ребенок и наставница читают-пропевают слово вместе. При этом ребенок ведет пальчиком под каждой выложенной буквой не отрывая руки. 

 В заключение работы по выкладыванию слов ребенок переписывает их в свою рабочую тетрадь или на листок бумаги. Совершенствование детей в написании письменных букв, как видим, тоже происходит с помощью подвижного алфавита. Ребенку легко взять букву в руки и ощупать ее, вспомнить направление письма и повторить действие на бумаге. 


Вот как презентацию подвижного алфавита описывает Юлия Ивановна Фаусек


 «Руководительница очень отчетливо произносит какое-нибудь слово, например, МАМА. Она делает ударение на звуке М, произнося его несколько раз М, М, М. Ребенок почти импульсивным движением хватает букву М и кладет его перед собой. Руководительница повторяет слог МА, протягивая звук А: М-А-А-А. Ребенок кладет рядом с М А. Руководительница произносит опять МА-МА. Второй слог ребенок составляет уже без труда. Если же он затрудняется или вместо М берет А (что иногда случается), складывая МААМ, руководительница произносит второй слог так же, как произносила первый. 

Как только слово составлено, ребенку предлагают прочесть его. И тут мы видим, что это не всегда дается ему с той легкостью, с какой большей частью он составляет слово: он прочитывает его с некоторым усилием, а иногда глядит с недоумением, не узнавая собственного творения. 

Руководительница в этом случае помогает ребенку, прочитывая составленное слово, буква за буквой с большой отчетливостью и приглашая его повторить слово раз, два, а иногда и несколько раз. И вдруг наступает момент, когда ребенок схватывает суть дела: он начинает понимать, что поставленные рядом знаки (буквы), обозначающие произносимые руководительницей звуки, составляют слова ею продиктованные». 

Ю. Фаусек не знала, каким образом возникает в сознании ребенка процесс соединения звука с выложенной буквой. Ей было ясно одно: понимание и умение являются результатом довольно длительной подготовки. Срабатывает интуиция. Но ведь интуиция не есть нечто случайное. Она представляет собой «мгновенную трату заранее накопленного, часто огромного капитала» (определение проф. И. И. Лапшина). 

В старых книжках по основам педологии можно найти описание «схватывания» детьми произнесенных наставницей слов. Если слово было произнесено целиком, малыш слышит только отдельные поразившие его звуки. Оказывается, дети из речи взрослых схватывают отдельные слова не по смыслу, а по звукам. Они воспринимают легче всего тон и ритм произносимых взрослыми слов. 

Малыши слушают человеческую речь с таким же удовольствием, как мы слушаем музыку, причем огромную роль для них играет тембр голоса говорящего. Лучше всего говорить с детьми тихим и мягким голосом. Часто бывает, что ребенку трудно освоить при чтении слияние звуков, обозначенных соответствующими буквами. 

Для этого есть очень простое упражнение. На ковре в столбик выстраиваются буквы, обозначающие согласные. Берется любая гласная, приставляется к верхней согласной и слог прочитывается-пропевается. Если это будет гласная Я или Ю, ребенок сделает открытие, что они смягчают предыдущую согласную. Это очень важное открытие для дальнейшего освоения русской грамматики. 



Упражнения с подвижным алфавитом в группе детей 

 

Наставница подбирает в корзинку несколько маленьких предметов или игрушек, которые начинаются с твердого согласного звука. Например, в корзинке лежат: шар, карандаш, скрепка, лупа, маска. Она приносит на ковер соответствующие буквы подвижного алфавита: Ш, К, С, Л, М . Она может раздать эти предметы детям. 

Затем в левый верхний угол ковра кладется одна из букв и предлагается детям найти в корзинке или у кого-то в руках предмет, название которого, начинается с этого звука. Кто-то из детей находит такой предмет и кладет рядом с буквой. Занятие продолжается. 

В другой раз можно поменяться ролями: наставница кладет предмет, а ребенок ищет букву. Можно подобрать предметы, в названиях которых содержатся различные гласные или просить детей услышать и выложить на ковре буквы обозначающие конечный звук слова. 



Наблюдаем ребенка, работающего с подвижным алфавитом 

 

Если внимательно наблюдать за детьми, самостоятельно работающими с подвижным алфавитом, можно заметить, что они, выкладывая слова, часто пропускают гласные. Например, вместо МАША, на коврике сложено МШ, а вместо КАША – КШ. Это происходит на первых порах, когда ребенок, упражняясь, сам себе мысленно диктует слово. 

Таким детям особенно важно, чтобы слово диктовала именно наставница. И повторяла его отчетливо несколько раз, расчленяя на звуки. Ребенок, слушая, вдруг схватывает гласные и вставляет между согласными на свои места. Хотя есть дети, которые очень быстро проходят стадию пропуска букв. Они слышат хорошо все произносимые звуки, могут правильно складывать и под диктовку взрослого и, произнося слово себе самому мысленно. 

Наставница должна стараться не исправлять ошибки детей, а предупреждать их, отчетливо, ясно и раздельно повторяя произносимые слова. Если это соблюдается, то период пропуска букв у всех детей почти незаметен. Разумеется, слова диктуются именно так, как они пишутся в русском языке. Понаблюдаем ребенка, работающего с подвижным алфавитом. Он с напряженным вниманием смотрит в коробку, чуть заметно шевеля губами, отыскивая глазами и руками нужные ему буквы одну за другой. 

Движение губ доказывает, что он много раз повторяет про себя звуки, составляющие слово, переводя их в знаки. Это упражнение, несомненно, дает фундамент уверенной и совершенной орфографии: ребенок получает неоспоримые доказательства, что каждый звук произнесенного слова, должен быть выражен буквой, и стоять на своем месте, ни один не может быть пропущен или заменен другим. 


Составление слов для маленького ребенка – прежде всего умственное упражнение 


Каждое слово, которое он составляет, является для него задачей. Для ее решения он выбирает из множества знаков строго определенные, и располагает их в стройном порядке. Составив слово, ребенок перечитывает его, получая доказательство правильного решения. Особенно нравится ребенку, что его творение может прочесть кто-то другой. Часто можно увидеть на лице ребенка изумление и гордость. Дети часто любуются не только на свои, но и на составленные другими слова из подвижного алфавита, просят не убирать их до завтрашнего дня. 

 Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз. На этих фотографиях слова из подвижного алфавита складывает пятилетняя Настя Ш. Обратите внимание, что девочка сначала набирает в руку все буквы слова, которое она собирается сложить, и лишь затем выкладывает его на ковре. 

Заметим, что при таком способе работы она не делает ошибок, хотя не ориентируется на зрительное восприятие постепенно складывающегося слова, а при подборе букв удерживает в голове только его звучание. Многие дети работают подобным образом. Вероятно так им кажется надежнее подбирать буквы. 

При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?