Блоки с цилиндрами - это классический материал Марии Монтессори, описанный во многих ее работах
Известно, что многие автодидактические материалы М. Монтессори придумала не сама. Она просто хорошо изучила психологические орудия, которыми задолго до нее пользовались французские психологи Итар и Сеген и дидактизировала их для обычных детей дошкольного возраста. Так произошло, например, с Блоками с цилиндрами.
В наше время считается, что Блоки с цилиндрами - это классический материал Марии Монтессори, описанный ею во многих ее работах и, прежде всего, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики". Варианты упражнений детей с блоками цилиндров экспериментровались в России в ходе федерального эксперимента "Монтессори в России" 1995 - 2000 г.
Материал: 4 деревянных блока, изготовленных чаще всего из бука и покрытых бесцветным экологически чистым лаком. В каждом блоке по 10 углублений разной величины, в которые вставлены соответствующие цилиндры с кнопками, за которые их вынимают из отверстий и вставляют обратно.
Блок А. Цилиндры совпадают по диаметру, но меняются по высоте: от высокого к низкому.
Блок B. Цилиндры одинаковой высоты, но разного диаметра: от толстого к тонкому, (то есть, меняется ширина цилиндров и углублений в блоке).
Блок C. Размер цилиндров меняется по диаметру, высоте и глубине углублений блока от большего к маленькому.
Блок D. (Блок с цилиндрами обратный предыдущему). Размер цилиндров и углублений блока меняется от меньшего к большему.
Презентация Блока с цилиндрами ребенку 2,5-3-х лет. Упражнения
Лучше представить детям блоки с цилиндрами на блоке B, так как размеры цилиндров в нем по величине наиболее контрастны.
Блок с цилиндрами переносят с полки на стол двумя руками, взяв его за концы. Наставница показывает ребенку, как вынимают цилиндры из углублений блока тремя пальцами и как вкладывают их обратно.
Сначала все цилиндры слева направо по одному вынимают из блока, отмечают взглядом разницу их размеров (можно провести вдоль них указательным пальцем слева направо, отметив ряд, от толстого к тонкому).
Затем, так же слева направо, вставляют цилиндры по одному в углубления блока. И на этом презентация заканчивается. Обычно ребенок выражает желание продолжать работу самостоятельно.
Презентация материала – это наиболее рациональный и легкий способ работы с ним. Любое, даже самое маленькое отступление от презентации будет являться упражнением с этим материалом. Например, если, после того как ребенок выставил все цилиндры в строгом порядке на стол, перевернут блок, ребенок столкнется с первой трудностью: цилиндры придется вставлять в него иначе (с другой стороны), чем было показано при презентации.
Еще сложнее будет это сделать, если перемешать вынутые из блока цилиндры. Ребенку придется осмотреть и ощупать не только сами цилиндры, но и отверстия блока, чтобы не ошибиться, подбирая их соответствие.
Упражнения с блоками цилиндров. Работа с двумя, тремя и четырьмя блоками
Для удобства можно посоветовать ставить на столе или на ковре блоки треугольником или квадратом, вынимать цилиндры и ставить их, вперемешку в центре получившейся фигуры. Затем цилиндры упорядочивают, находя для них соответствующие углубления в блоках.
Можно вынуть цилиндры из углублений одного из блоков и работать с ними отдельно, выстраивая ряд от большого к маленькому, от толстому – к тонкому, от высокого – к низкому. Цилиндры вынимают из блока, перемешивают и вставляют обратно с закрытыми или завязанными глазами на ощупь.
Можно выстроить цилиндры от середины к концам ряда, начиная с одного из промежуточных по величине.
Игра на расстоянии. На одном столике стоит пустой блок, а на другом – вперемешку вынутые из него цилиндры. Учитель показывает ребенку одно из углублений блока, а ребенок идет к столику с цилиндрами и «на глаз» подбирает соответствующий. Если он ошибается, цилиндр не подойдет к углублению. Игру придется повторить. Дети могут играть вдвоем, втроем самостоятельно или с учителем.
В книге Марины Сороковой «Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори» описывается, как с помощью блоков цилиндров можно познакомить детей с понятиями, связанными с различением предметов по их размерам.
«Например, подчеркивая тот факт, что цилиндр высок не сам по себе, а по сравнению с другими цилиндрами, можно сначала взять низкий цилиндр и сказать: «Это – низкий». Далее взять следующий более высокий цилиндр и снова сказать: «Это – тоже низкий». Затем можно вынуть самый высокий цилиндр, сравнить его с обоими низкими и сказать: «А это – высокий». Можно ввести и промежуточные понятия: самый высокий, самый низкий, ниже, чем…, выше, чем… и так далее.
Дети особенно увлекаются работой с блоками цилиндров в 2–3 года
Концентрация внимания азарт ребенка столь велики, что дети порой по 10–15 раз вынимают и вставляют в отверстия блоков цилиндры. Для детей, более старших, этот материал кажется слишком легким, и они, скорее развлекаются с ним, чем выполняют серьезную жизненно необходимую работу.
М. Монтессори описывала четырехлетнюю малютку, проделавшую упражнение с цилиндрами 16 раз. После чего Монтессори попробовала отвлечь ее, предложив другим детям громко петь песни. Но девочка не двинулась с места и продолжала вынимать цилиндры, смешивать их и снова ставить на места.
Новые слова
В процессе работы с любым сенсорным материалом в лексиконе ребенка, который кроме сенситивного периода развития чувств в этот же период переживает и сенситивный период развития языка, появляется немало новых слов, обозначающий названия предметов, входящих в дидактический материал. Поэтому мы отдельно будет называть некоторые из этих слов.
В работе с блоками цилиндров словарь ребенка пополнится, например, такими словами: блок, цилиндр, большой, маленький, толстый, тонкий, глубокий, узкий, мелкий, пустой, вкладывать, вынимать, указательный, большой и средний пальцы, класть, двигать…
Мария Монтессори об этом материале
Вот как сама Мария Монтессори описывает работу своих детей с блоками цилиндров. «Представим себе, что мы взяли первый предмет – брусок, в который вставляются геометрические фигуры. В соответствующие пазы или гнезда бруска вставлены десять маленьких деревянных цилиндров, диаметр основания которых постепенно убывает на 2 миллиметра. Игра заключается в том, что цилиндры вынимают из их гнезд, кладут на стол, перемешивают, а затем вкладывают их обратно на свои места в бруске.
Цель этой игры приучить глаз к различительному восприятию размеров… Нормальный ребенок – пункт очень важный! – внимательно исследует соотношения между углублениями блока и величиной предмета, который надлежит поставить в гнездо, и очень интересуется игрой, о чем свидетельствует выражение его личика.
Если он ошибается, поместив один из предметов в непомерно малое гнездо, то уберет этот предмет и будет продолжать попытки отыскать нужное отверстие. Если он сделает ошибку противоположного свойства, то есть опустит цилиндр в гнездо несколько большего размера, и все следующие цилиндры вставит в отверстия слишком большие для них, то в конце концов останется с большим цилиндром на руках, а самое маленькое гнездо будет пустовать. Наш дидактический материал контролирует каждую ошибку. Ребенок сам себя поправляет на разные лады. Чаще всего он ощупывает цилиндры или встряхивает их, чтобы узнать, какой из них больше всех. Иногда он сразу замечает, в чем его ошибка, вытаскивает цилиндр из неподходящего гнезда и ставит на его место соответствующий, а там и все прочие.
Нормальный ребенок всегда повторяет эти упражнения с неослабевающим интересом. В этих именно ошибках и заключается огромное воспитательное значение дидактического материала; раз ребенок с очевидной уверенностью ставит каждый цилиндрик на свое место, он перерос упражнение, и этот род материала для него уже бесполезен.
Подобные самопроверки заставляют ребенка сосредоточить внимание на разнице размеров и сравнивать эти различия между собой – и в этом сравнении и заключается психосенсорное упражнение.
Здесь дело не в познавании размеров при посредстве предметов, а напротив, важна работа ребенка – самоисправление, самообучение; учительница же совершенно не должна вмешиваться.
Никакая учительница не может сообщить ребенку ловкости, которая приобретается путем гимнастического упражнения; необходимо, чтобы ученик сам совершенствовался, собственными силами. То же самое можно сказать и о воспитании чувств.
Мы сказали бы, что это положение справедливо относительно всякой формы воспитания; человек таков, каков он есть, не по милости учителей, какие у него были, а по милости того, что он сам сделал…»
Цитаты из книги "Дом ребенка. Метод научной педагогики". Изд. Задруга, 1913 год
Ролик с сайта Цифрового класса Монтессори Монтессори-класс: Цифровые материалы (montessoriclass.ru) 2022 год.