“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Вы умеете складывать салфетки? 

2 мая 2023, 12:05  Просмотров: 192

Дайте ребенку салфетки из вашего кухонного шкафа


Если мы приглядимся к обыденным вещам, окружающим ребенка, то заметим, что в комнате немало изделий из ткани: скатерть, салфетки, полотенца, занавески, наша одежда. Дети постоянно наблюдают, как взрослые стирают, сушат, гладят все это. И им, несомненно, хотелось бы принять участие в этой работе. Почему бы ни показать малышам, как складывать салфетки, стирать и гладить носочки или кукольную одежду?


Как подготовить материал для презентации?


Многие предметы, с которыми работает ребенок, незаметно обучаясь нехитрым житейским умениям, не надо специально изготовлять на фабрике или покупать в магазине. Их можно найти в собственном кухонном шкафу. Главное, чтобы предметы были не игрушечными, а самыми настоящими. К таким относятся, например, самые обычные столовые салфетки. 

В плоской плетеной корзинке лежат 5 однотонных квадратных салфеток. На каждой салфетке темными нитками прошита линия сгиба. На первой салфетке – горизонтальная линия. На второй – горизонтальная и вертикальная. На третей – диагональ. На четвертой – две диагонали. На пятой в центре вышита звездочка. Салфетки, которые мы описали, предназначены для презентации. То есть, с их помощью мы показываем, как принято складывать салфетки, полотенца или даже просто тряпочки. 

Если малыш случайно разлил воду на столе или опрокинул чашку с соком, ему предлагают самостоятельно убрать за собой с помощью другой салфетки или тряпочки. В детской монтессори-группе стопка таких тряпочек лежит, обычно, на специальной полочке недалеко от уголка стирки. После уборки ее можно будет простирнуть и повесить сушиться. 


Все серьезно! Определяем прямые и косвенные цели работы ребенка с материалом 

 

Думать над целями своей работы означает делать ее осмысленной, не выдавать напоказ фиктивно-демонстративный продукт. В монтессори-педагогике главной целью взрослого является стремление увидеть малейшие особенности свободно развивающегося ребенка, и с помощью тех или иных культурных предметов помочь ему самостоятельно разобраться в окружающей жизни и в самом себе. Заметьте, что такая цель противоречит традиционному смыслу учебной работы. 

По традиции взрослые люди обучают детей основам наук, передают им свой социальный опыт жизни в обществе. Попробуем в этом свете сформулировать прямые и косвенные цели дидактического материала, о котором идет речь на нашем тренинге. Итак, складывание салфеток. 

Прямая цель: ребенок учится самостоятельно складывать изделия из ткани. Косвенная цель: координация движений, развитие мелкой моторики, концентрация внимания, аккуратность. Поскольку, складывая салфетки, ребенок проводит пальчиками по линии сгиба слева направо, то опосредованно он учится проводить прямые линии, а значит, готовит свою руку к письму. Квадрат салфетки и строгие линии, по которым она сгибается косвенно готовит малыша к началам геометрии. 


Презентация и упражнения 

 

Наставница предлагает ребенку попытаться вместе с ней складывать салфетки, и приносит с полки корзинку, в которой они лежат одна на другой в развернутом виде. Линии будущих сгибов ребенку хорошо видны. 

Наставница кладет в середину стола первую салфетку. Она проводит указательным пальцем по горизонтальной линии сгиба, и затем медленно, взяв салфетку за два верхних уголка, складывает ее пополам снизу вверх, аккуратно совмещая уголки. 

Итак, первая салфетка сложена, и наставница отложила ее в сторону. А на столе уже лежит вторая, которую надо сложить по горизонтальной, а потом и по вертикальной линии. Наставница проводит указательным пальцем сначала по горизонтальной линии и складывает салфетки, как в первом случае, а затем поворачивает сложенную салфетку по часовой стрелке так, чтобы линия сгиба снова оказалась горизонтальной. Действие повторяется. Надо не забывать приглаживать каждый раз линию сгиба! 

Третья салфетка прошита по диагонали. Можно разложить ее на столе так, чтобы диагональ располагалась привычно, горизонтально, и складывать салфетку, совмещая верхний и нижний ее уголки. Но можно воспользоваться и другим способом. Линия сгиба идет из правого верхнего угла и левый нижний. Наставница кладет левую ладонь в правую часть салфетки, а правой рукой берется за ее верхний уголок и накрывает левую руку на салфетке, совмещая уголки по диагонали. Затем левая рука осторожно вынимается из «кармашка». Наставница проводит указательным пальцем по диагонали сгиба. 

Четвертую салфетку надо сложить крест на крест, то есть два раза по диагонали. Лучше всего дважды воспользоваться первым способом, и складывать ее, поворачивая каждый раз по часовой стрелке так, чтобы линия сгиба всегда оказывалась горизонтальной. На последней, пятой салфетке центр обозначен звездочкой. Дотронемся до него указательным пальцем, и будем притягивать к этому центру уголки салфетки, поворачивая ее по часовой стрелке, и проводя каждый раз указательным пальцем по сгибу. 

Сложенные салфетки поочередно раскладываются и помещаются назад в корзинку. Теперь ребенок может выполнять упражнения с ними самостоятельно. 


Складываем скатерть, тряпочки или... осваиваем искусство оригами 


Множество упражнений на складывание ткани или бумаги можно придумать на основе приемов японского искусства оригами. Обычно рядом с корзинкой с салфетками в группе Монтессори ставят поднос, на котором лежат уже подготовленные для складывания квадратики цветной бумаги – маленькие и большие, а так же нарисованные на картонных карточках схемы складывания их по всем правилам оригами. 

В обыденных домашних делах складывать ткани приходится довольно часто. Например, можно показать детям, как после глажки складывают скатерть. Для показа стоит выбрать не слишком большую, удобную для детских ручек. 

Расправленная на столе скатерть или большая салфетка складывается сначала один или два раза пополам сверху вниз. Затем, можно продолжить складывание вдвое, трое, четверо, используя прием с прикладыванием левой ладони к ткани, и действуя слева направо. 

Не менее важно показать ребенку, как удобнее всего сложить маленькую тряпочку для протирания пыли или чистки металлических предметов. 

Тряпочка лежит на столе, одним из уголков вверх. На нее кладется правая кисть руки ладонью вверх. Левой рукой к середине собираются уголки и большой палец правой руки прижимает их в центре. Получается, что рука лежит в кармашке. Теперь этим «кармашком» легко вытирать пыль. А если в кармашке лежат указательный и средний пальцы, то ими удобно начищать мелкие деревянные и металлические предметы – занятие, которые по наблюдениям взрослых особенно нравится детям. 

Одной из разновидностей складывания салфеток можно назвать специальное приготовление салфетки – бумажной или полотняной – для сервировки стола. Тогда салфетку складывают вчетверо, скатывают и вставляют в специальное деревянное или металлическое кольцо, которое кладется на стол обычно справа от столовых приборов. 

 Новые слова: салфетка, тряпка, платок, тряпка для пола, сворачивать, соединять уголки, сверху вниз, справа налево. 


Наблюдаем ребенка, складывающего салфетки

 

Складывать салфетки дети учатся в период адаптации к жизни в Монтессори-группе. Это умение помогает им не растеряться в момент неловкого движения, конда он обнаружит, что случайно опрокинул мисочку или чашку с водой. Придется вытереть за собой, а этому умению надо сначала научиться. Хорошо, если дома мама малыша покажет ему, как это делается. Салфетки для презентации лежат обычно всегда на одном и том же месте, так же , как и другие тряпочки и салфетки для протирания пыли или уборки стола. 

Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые его берет. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим. 

Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз. 

Настя Ш. 5 лет 10 месяцев. 

Принесла на стол корзинку с салфетками и решила вспомнить, как они складываются разными способами. Презентация была дана ей несколько дней назад. Сначала Настя сделала самый простой сгиб салфетки и вспомнила, что по сгибу надо провести пальчиком. 

 Девочка очень старалась, особенно в моменты соединения уголков салфетки. Ее личико было серьезно и сосредоточено. Как только первая салфетка была сложена, она без перерыва приступала к складыванию других. И даже самые сложные варианты у нее получались легко, без особого напряжения. Можно обратить внимание, что Настя работала левой рукой. Она левшонок. Но все движения выполняла точно так, как ей показывали во время презентации, и надо сказать выполняла их совершенно не затрудняясь... 

При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?