М. Монтессори об умении детей грациозно передвигаться
«Первый шаг в нашем методе — обращение к ребенку. Мы обращаемся то к его вниманию, то к его внутренней жизни, то к жизни, которую он ведет с другими. Не в буквальном смысле, конечно, но можно сказать, что мы поступаем, как в экспериментальной психологии или антропологии, когда производим опыт или измерение.
Прежде всего готовим материалы (в данном случае им соответствует специальная развивающая среда), и затем начинаем работать с ребенком – обращаем его внимание сначала на формы общественной жизни.
Согласно расписанию, которое мы составили для первого «Дома детей», но которого не всегда придерживались в точности, мы начинали день с упражнений обыденной жизни, и я должна признаться, что эти упражнения составили единственную, вполне устойчивую часть нашей программы. Упражнения имели такой успех, что теперь именно с них начинается день во всех «Домах детей».
После этого мы делаем ряд упражнений в грациозности: дети учатся уходить и приходить, приветствовать друг друга, осторожно поднимать вещи, вежливо брать друг у друга предметы. Они привыкают, что при вставании и усаживании на место нет надобности производить шум. Это приучает детей двигаться среди мебели осторожно и уверенно».
Начать упражнение можно именно с ходьбы по эллипсу
Упражнения в грациозном передвижении лучше выполнять в группе детей, но можно показать, как ходят по комнате, не задевая предметов, и одному ребенку. В центре монтессори-класса обычно рисуют большой эллипс, по которому ребятишки каждый день учатся «грациозно», как говорила М. Монтессори, ходить.
Начать упражнение можно именно с ходьбы по эллипсу. Дети вслед за наставницей, не спеша и стараясь не переступать за линию, движутся друг за другом. Начинает играть тихая музыка, и наставница выводит всю цепочку за линию эллипса. Она ведет детей между столиками, стульями, ковриками, которые лежат на полу, показывая им, как ходят по комнате аккуратно, не задевая предметов и не наступая на коврики.
«Веревочка» Монтессори
А во дворе первого Дома детей М. Монтессори была устроена специальная «Веревочка», грациозно ходить по которой детям очень нравилось. Вот как она об этом рассказывала. «Веревочка» — линия, проведенная по земле мелом, вдоль которой дети ходят. Она направляет ходьбу и вообще способствует координации свободных движений в определенном направлении. Особенно занятна такая игра после того, как выпадет снег, когда дорожка, протоптанная детьми, отмечает правильность проведенной ими линии и вызывает веселое соревнование». (Дом ребенка. Метод научной педагогики», 1913 год
Можно предложить детям ходить не друг за другом, а кто как хочет. Но задание то же самое — двигаться неспешно и не дотрагиваться до окружающих предметов. Понятно, почему это упражнение так необходимо детям. Каждый человек, маленький или большой, должен стараться жить, не мешая другим, не нарушая покой и сосредоточенность работающих рядом людей, конечно, если ты хочешь, чтобы и тебе не мешали. Это нехитрое правило человеческого общежития восходит к категориям нравственности. Если тренировать его в себе с маленького возраста, оно защитит в жизни взрослой. А в группе детского сада Монтессори умение не мешать работать другим — одно из негласных правил, помогающих детям сохранять дисциплину, пользуясь свободой в выборе учебных занятий, времени и места их выполнения.