Они подметают комнаты, вытирают пыль, моют мебель, чистят медные ручки и посуду, варят себе яйца
Вот как описывает М. Монтессори пространство для упражнений в обыденной жизни. "Дом Детей" может быть обставлен со всеми удобствами, потому что тут дети все делают сами. Они подметают комнаты, вытирают пыль, моют мебель, чистят медные ручки и посуду, накрывают и убирают со стола, моют посуду, чистят и вытрясают ковры, стирают нужную им мелочь, варят себе яйца.
Что касается их личного туалета, дети умеют одеваться и раздеваться, умеют вешать свое платье, потому что крючки приделаны так низко, что даже самые маленькие могут легко достать, складывают аккуратно свои рабочие переднички и заботливо прячут их в особый шкафчик для домашнего белья.
В настоящее время производство игрушек дошло до такого совершенства, что детям предоставляются целые кукольные домики, все мелочи кукольного гардероба, кухни, где дети почти могут готовить, предоставляются игрушечные животные, которые кажутся живыми, – мой же метод помогает дать детям все это в действительности, сделать их актерами реальной сцены – жизни». «Руководство к моему методу» М., 1916 год.
Думать над целями своей работы означает делать ее осмысленной, не выдавать напоказ фиктивно-демонстративный продукт
В монтессори-педагогике главной целью взрослого является стремление увидеть малейшие особенности свободно развивающегося ребенка, и с помощью тех или иных культурных предметов помочь ему самостоятельно разобраться в окружающей жизни и в самом себе. Заметьте, что такая цель противоречит традиционному смыслу учебной работы. По традиции взрослые люди обучают детей основам наук, передают им свой социальный опыт жизни в обществе.
Зачем в группе Монтессори необходимы дидактические материалы ? Как они связаны с идеей прямых и косвенных целей воспитания? Традиционный ответ – материалы нужны для того, чтобы дети с ними работали и хорошо развивались. Но, оказывается, в монтессори-педагогике это не совсем так.
Без специально подготовленной развивающей среды, состоящей из продуманных до мелочей дидактических материалов, наставница не в состоянии организовать свободную работу детей, которая даст ей возможность наблюдать развитие своих воспитанников и эффективно помогать им в жизненных затруднениях. Она не сможет следовать за детьми, а вынуждена будет вести их за собой, как это делает любой детсадовский воспитатель или школьный учитель. Это азбука монтессори-педагогики.
Устанавливая на полке тот или иной дидактический материал, мы думаем, прежде всего, насколько выполнимы детьми ПРЯМЫЕ и КОСВЕННЫЕ цели работы с этим материалом. Причем, наиважнейшими для нас являются именно косвенные цели.
Почувствуем разницу!
Прямая цель в работе с материалом, это цель ребенка, который взял его с полки, поставил на стол или на рабочий коврик и начал самостоятельно упражняться. Выстроить гармоничную Розовую Башню, сложить слово из Подвижного алфавита, прожить арифметическое действие с помощью Золотого материала – вот цели ребенка, которые мы называем ПРЯМЫМИ. В каждом действии с монтессори-материалом заложена такая цель. А косвенная?
КОСВЕННАЯ цель – это цель, которая достигается детьми незаметно для них самих, но которую могут увидеть глаза педагога, наставницы. Заметить в ребенке движение к косвенной цели является настоящим мастерством монтессори-педагога.
Именно, обладая даром видения внутреннего состояния ребенка, Мария Монтессори совершила свои педагогические открытия – феномен врожденной поляризации и концентрации внимания, особенности прохождения детьми сенситивных фаз развития, понимание, что развитие детского мышления происходит через упорядочивание сознания и многие другие.
Вот почему, создавая тот или иной авторский дидактический материал, стоит, прежде всего, определить, каких косвенных целей достигнет с его помощью малыш. Стоит заметить, что традиционная педагогика фактически не использует возможности косвенного обучения и воспитания.
Любой урок или детсадовское занятие преследует, прежде всего, прямые цели: мы учим ребенка тому-то и тому-то и потом контролируем, усвоил ли он то, что мы ему сказали.
Попробуем в этом свете сформулировать прямые и косвенные цели дидактического материала, о котором идет речь на нашем тренинге.
Итак, в чем цель умения ребенка тихо открывать и закрывать дверь?
Прямая цель. Умение тихо, не хлопая, открывать и закрывать дверь. Умение пользоваться замком с язычком. Освоение действия с дверной ручкой.
Косвенные цели. Координация движений, концентрация внимания, навык действовать, не мешая другим.
Презентация, точка удивления и упражнения
Презентация и упражнения. Наставница говорит: «Я покажу тебе, как открывают и закрывают дверь». Она встает у двери правым боком и правой рукой берется за ручку, нажимает на нее и тянет на себя. Дверь открывается. Наставница обращает внимание ребенка на язычок замка, который сам убирается при нажатии на ручку и вновь выскакивает, когда ручку двери отпускают. Для ребенка этот момент можно назвать точкой удивления.
Он и сам может повторить движение наставницы: опустить и поднять дверную ручку. Затем ребенок и наставница выходят из комнаты. Теперь они встают левым боком к двери и открывают дверь с левой стороны.
Наставница обращает внимание ребенка, как тихо, почти неслышно, и медленно открывают и закрывают дверь. Никто из находящихся в комнате, не вздрогнул, не испугался и даже не повернулся на звук открывающейся или закрывающейся двери.
Упражнения. Дети учатся тихо открывать двери с различными ручками и с различными замками. Начинают пользоваться ключом.
Контроль ошибок. Можно сказать, что он содержится в самом действии с открывающейся или закрывающейся дверью: дверь громко хлопает или остается не до конца закрытой.
Новые слова. Дверь, замок, задвижка, защелка, язычок замка, хлопок, щелчок, нажать, толкнуть, открыть. закрыть, войти, выйти, тихо, громко.
Возраст. С 2,5 до 5 лет.