“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Две половинки ткани, соединенные петлями и пуговицами

2 мая 2023, 14:41  Просмотров: 133

Охотно забавляясь этими «играми», дети практически анализируют движения, необходимые для одевания и раздевания


Дидактический материал, составляющий основу такого рода образовательной гимнастики крайне прост. «… Он состоит из деревянных рамок, обтянутых двумя кусками материи или кожи, которые и приходится соединять или разъединять при помощи пуговиц с петлями, крючков с глазками, дырочек со шнурками или автоматических пряжек.

В наших «Домах ребенка», – пишет Мария Монтессори, – имеется десять подобных рамок, устроенных так, что каждая из них иллюстрирует особый процесс одевания или раздевания… Охотно забавляясь этими «играми», дети практически анализируют движения, необходимые для одевания и раздевания, и подготавливаются к каждому движению в отдельности путем повторных упражнений. Нам удается научить ребенка одеваться в сущности даже без его ведома, то есть, мы научаем его этому искусству, не прибегая к прямым приказаниям. Как только ребенок научился делать необходимые движения, у него появляется желание приложить свое умение к делу, и вскоре он с гордостью убеждается, что может обходиться собственными силами; тогда он с удовольствием практикует приемы, освобождающие его тело от докучливых рук старших и развивающие в нем скромность и самодеятельность, слишком поздно развивающуюся у детей, лишенных этой крайне практичной формы воспитания. Игры с застегиванием и расстегиванием очень нравятся маленьким, и нередко десяток малюток, одновременно копающимися над рамками, своим спокойным и серьезным видом создают впечатление мастерской, полной крохотных рабочих". Мария Монтессори.


Описание материала Рамка с пуговицами


Деревянная рамка, к которой прикреплены две половинки ткани, соединенные петлями, прорезанными вертикально, и пуговицами. Есть рамки с большими пуговицами. С ее помощью ребенок учится застегивать курточку или пальтишко. А есть рамка с маленькими пуговицами. С ее помощью можно упражняться в застегивании и расстегивании нижнего белья, блузок и рубашек.

Вы можете сделать и самодельную рамку с пуговицами. Вырежьте из картона рамку с широкими краями. Пришейте справа и слева половинки цветной ткани. На одной половинке ткани прорежьте и обметайте вертикальные петли, а на другой пришейте пуговицы. Рамка готова! Но использовать ее можно только в домашних условиях, так как она совсем не прочная и легко может сломаться.



Попробуем сформулировать прямые и косвенные цели работы ребенка с материалом Рамка с пуговицами


Прямая цель. Расстегнуть и застегнуть пуговицы на половинках ткани деревянной рамки.

Косвенные цели. Жизненно необходимый навык. Самостоятельность, концентрация внимания, тренировка пальцев рук, координация движений, аккуратность, последовательность действий.


Презентация Рамки с пуговицами


Наставница и ребенок приносят рамку с пуговицами и кладут ее в центр рабочего стола. Наставница начинает медленно расстегивать пуговицы сверху вниз, пошагово. То есть, сначала она оттягивает петлю, потом вставляет в нее пуговицу, а затем окончательно вынимает ее из петли. Можно отогнуть расстегнутый уголок ткани, чтобы ребенок убедился, что дело сделано.

После третьей расстегнутой пуговицы ребенок продолжает работу самостоятельно. Когда все пуговицы расстегнуты, наставница откидывает в стороны обе половинки ткани и ребенок убеждается, что первая часть работы уже сделана.

Теперь надо научиться пуговицы застегивать. Наставница продолжает презентацию. Она складывает в центр обе половинки ткани, и сверху вниз, двигаясь от петли к петле, просовывает в них пуговицы – застегивает рамку. После второй-третьей застежки ребенок повторяет действия наставницы самостоятельно.

Когда и это работа закончена, можно проверить, точно ли она выполнена. Для этого положить ладони на половинки ткани и растянуть их в стороны.

Работать с рамками следует, стараясь не отрывать их от стола, чтобы дети не производили лишних, отвлекающих от основных действий, движений.

Новые слова: рамка, ткань, половинка ткани, застегивать, расстегивать, пуговица большая и маленькая, петля, петелька. Возраст: 3 – 4 года.


Упражнения в застегивании и расстегивании пуговиц


Умение застегивать пуговицы на одежде одно из важных умений маленького ребенка, стремящегося обслуживать себя самостоятельно. Еще в старые времена день в монтессори-группе начинался с приведения в порядок своей одежды. Дети помогали друг другу, завязывали передники, застегивали пуговицы на платьях и рубашках. Так же происходит и в наши дни. Подобные самостоятельные действия малышей и являются главным упражнением в застегивании пуговиц.


Материал взят из коллекции классических материалов Марии Монтессори, которая была подарена мне Элизабет Ван Сантен и Луус Роот в 1989 году. Варианты работы детей с рамками для застегивания мы наблюдали в ходе федерального эксперимента "Монтессори в России" 1995 - 2000 г.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?