Самообучение детей не возможно без самообучения взрослых
Образование, хотим мы того или нет, с течением времени меняется. Смешно говорить о возвращении к старой школе и к старым методам обучения – все равно, что отрицать прогресс человеческой цивилизации и культуры. Гораздо эффективнее глубоко наблюдать современную жизнь, ориентироваться на нее и разрабатывать всё новые инструменты образования человека и смело включать их в свою ежедневную работу. Все это относится и к преподаванию монтессори-педагогики взрослым, рожденному больше века назад, но не умирающему, именно благодаря своему прогрессивному движению вперед в современном мире.
В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.
Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?
Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем:
зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками!
Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике.
Присоединяйтесь!
Перед началом работы с детьми важно внимательно изучить описание материала и упражнений с ним, записанные самой Монтессори, а так же вспомнить свои собственные конспекты лекций учебного курса. Часто оказывается, подлинные описания Монтессори не идентичны с переработками ее последователей. Даже сам материал представленный авторитетными изготовителями, порой не совпадает по цвету или по составу отдельных частей тому, что придумала и описала сама Мария Монтессори. Изучим, например, материал «Цветные стерженьки», который нетрудно изготовить самим, нанизывая на проволочки цветные бусины.
Счет
с цветными стерженьками предшествует освоению детьми работы с Досками
Сегена и относится ко второй или к третьей группе математических материалов. Сама же, Мария Монтессори
придумала цветные стерженьки, чтобы ребенку легче было считать
устно целыми числами.
Монтессори
пишет: «Математические штанги — это превосходный материал, но слишком
громоздкий, для него нужно много места. Вот почему, сохраняя основную
идею, мы приготовили более компактный материал, для него не нужно много
места — ребенок может разложить его на своем столе. Это бусины,
нанизанные на прочный стержень».
Далее Мария Монтессори точно
описывает цвет бусин каждого стерженька, и этот цвет на поверку не
совпадает с тем, в который окрашены бусины цветных стерженьков
производства фабрики Nienhuis. Она пишет: «Бусины окрашены в разные
цвета. На стержне с десятью бусинами они красного цвета, с девятью -
голубого, с 8-ю — белого, с 7-ю - желтого, с 6-ю - зеленого, с 5-ю —
коричневого, с 4-мя — сиреневого, с 3-мя — зеленого, с двумя -
фиолетового. Одна черная бусина представляет единицу».
Что
привлекает ребенка в цветных стерженьках. Сначала именно цвет и
сопоставление отдельного стерженька с цифрой, которой его можно
записать. То же самое он уже проделывал на ковре с математическими
штангами, сопоставляя их с табличками, на которых написаны цифры. То
есть в сознании ребенка ко времени работы с цветными стерженьками уже
сложились нейронные связи, которые делают его работу легкой и приятной.
Раскладывая
лесенкой или около табличек с цифрами цветные стержни, как делал
раньше на ковре с математическими штангами, ребенок довольно быстро
запоминает цвет, принадлежащий каждому стерженьку, и в дальнейшей работе
с этим материалом начинает считать, можно сказать, цветом, а не
числами.
Вот как об этом пишет М. Монтессори: «Это умение появляется
внезапно, словно само собой. Ребенок постепенно перестает пересчитывать
бусины, а узнает количество их на стержне по цвету. И незаметно начинает
считать по цвету, не по бусинкам».
Отсюда следует, что первой целью,
которая возникает у ребенка, желающего работать с цветными стержнями
является сопоставить уже известные ему цифры с соответствующими
стерженьками и запомнить их цвет.
Вторая цель
ребенка – выучить названия чисел после 10. Для этого к материалу
прилагается коробка с дополнительными стержнями-десятками. Впрочем,
подобные знания ребенок может получить и с помощью Досок Сегена.
И третья цель,
которой ребенок может достигнуть, работая с цветными стерженьками,
особенно, когда в коробке их много – это научиться складывать и умножать
с помощью цветных стержней. Если в материал для усложнения действий
добавить коробку со стержнями-десятками, как и предлагала М. Монтессори, ребенок сможет выполнять и действия с переходом через десяток.
А
косвенную цель М. Монтессори тоже определяет в своих записях из 2 тома
«Научной педагогики». «То и дело раздается крик: «Я сосчитал в уме! Это
гораздо быстрее!» Косвенной целью или зоной ближайшего развития ребенка, работающего с этим математическим материалом, становится устный счет.
С
помощью цветных стерженьков, действительно, можно прекрасно исполнять
некоторые арифметические действия и, прежде всего, сложение и умножение.
Вот как об этом пишет М. Монтессори.
«Опираясь на свой опыт, мы
приготовили побольше стержней с десятью бусинами — десятков. Дети
постоянно доставали из коробки все десятичные стержни и считали
десятками: 10, 20, 30, 40... Мы сделали коробки с десятками (полные
десятичных стержней). Там же лежали карты, на которых было написано 10,
20, З0... Дети раскладывали на карты нужное количество десятичных
стержней. Это прекрасная подготовка к умножению на 10». Монтессори
предлагала детям записывать свои вычисления цветными карандашами на
бумаге, а позднее, после работы с шероховатыми цифрами и освоения
изображения их на бумаге, - настоящим пером.
«Материал,
- пишет М. Монтессори» имел огромный успех у детей пяти с половиной
лет. Они трудились с огромным энтузиазмом, делая до 60 арифметических
операций подряд, заполняя целые тетради результатами многодневных
вычислений».