Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
Самообучение детей не возможно без самообучения взрослых
Образование, хотим мы того или нет, с течением времени меняется. Смешно говорить о возвращении к старой школе и к старым методам обучения – все равно, что отрицать прогресс человеческой цивилизации и культуры. Гораздо эффективнее глубоко наблюдать современную жизнь, ориентироваться на нее и разрабатывать всё новые инструменты образования человека и смело включать их в свою ежедневную работу. Все это относится и к преподаванию монтессори-педагогики взрослым, рожденному больше века назад, но не умирающему, именно благодаря своему прогрессивному движению вперед в современном мире.

"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Тренинги > Жизненная практика. Рамка с бантами  
Занятие четвертое. Наблюдение

Наблюдаем ребенка, работающего с материалом Рамка с бантами.  

Материал Рамка с бантами предназначен для самостоятельных упражнений детей 3 - 4-х лет во время свободной работы в группе для детей от 3-х до 6 лет  или дома, если родители изготовили такую рамку для своего ребенка.  Материал обычно лежит на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и  перенести на рабочий стол или на коврик. Или он бывает прикреплен к специальной стойке, которую изготавливают наши фабрики по производству Монтессори-материалов. Самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. Ребенок сразу приступает к делу, положив перед собой рамку. Если ему требуется презентация, наставница садится на маленький стульчик рядом с ребенком справа. Рамка должна лежать в центре стола, как бы между наставницей и ребенком, и  они вмести составляют своеобразный треугольник, помогающий ребенку сосредоточиться, сконцентрироваться на работе с рамкой.    Хотелось бы напомнить, что в классе Монтессори мебель подобрана по росту детей, рабочие коврики одноцветные и имеют длину не меньше 1 метра и ширину не меньше 50 см. Работа носит индивидуальный   характер, поэтому рабочие коврики или столики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения. Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим. Если ребенок, взяв рамку, не справляется с работой, надо терпеливо подождать, когда его руки будут слушаться указаний мозга и обнаружат способность  выполнить такую тонкую  работу.

Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз.

Эта фотография взята из книги Марии Монтессори "Дом ребенка. Метод научной педагогики", которая была переведена на русский язык и издана у нас в 1913 году.  Давайте вглядимся в нее.

Две четырехлетние итальянские девочки усердно упражняются  с рамками Монтессори. Одна из них   старательно пытается завязывать бантики, а другая - пуговицы. Личики у обеих спокойны. Но нетрудно заметить, что концентрация внимания велика, особенно у девочки, завязывающей банты. Вторая, видимо забывшая презентацию рамки с пуговицами, положила ее горизонтально и пытается работать именно в этом положении. Работа складывается не лучшим образом, хотя две пуговицы девочке уже удалось застегнуть. Личико ее не выражает особенного усердия, о чем говорит тихая улыбка на ее устах. Вторая девочка - с бантиками - напротив, усердна и серьезна. Похоже, что она не очень-то довольна собой. Верхний бантик она развязала, не не успела завязать, средний пока не тронут, и она трудится над третьим - то ли завязывает его, то ли развязывает.  Дети четырехлетнего возраста, как и эти малышки, жившие почти 100 лет назад, обычно с большим упорством возятся с рамками с застежками. Может показаться, что рамки слишком искусственный материал. Не проще ли взять обычные ботинки со шнурками или куклу с ленточкой в косичке?  Но нет! Рамки с застежками, видимо, как никакой другой предмет, помогают ребенку сосредотодиться на целенаправленом действии, которое подвигает его сознание к совершенствованию. Малыши, действительно, гораздо легче впитывают порядок шагов при завязывании бантиков, шнурков или застегивания пуговиц, на рамках, чем, если бы они пытались упражняться в этом на собственной одежде. .              

При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).

Опишите, пожалуйста, что Вы заметили, наблюдая работу детей с рамкой с бантами в своей Монтессори-группе.  Каково состояние детей? Как часто требуется им помощь или после презентации  они сразу справляется с работой самостоятельно?

Итак, наш  тренинг подошел к концу.  Подведем итог.

Мы учились самым коротким и надежным путем застегивать пуговицы. осваивали презентацию, и упражнения с классическим материалом Марии Монтессори "Рамка с пуговицами" , делали наблюдения работы детей с этим материалом и пытались описать свои наблюдения в форме дневника.

Отправьте, пожалуйста, на мой электронный адрес свою рефлексию по поводу пройденного Вами тренинга, ответив на три вопроса:



Список занятий:

  • Занятие первое. Описание материала

  • Занятие второе. Определяем цели

  • Занятие третье. Презентация и упражнения

  • Занятие четвертое. Наблюдение



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru