Видимо, об этом учебном курсе, уже в течение семи лет проходящем в Санкт-Петербурге, многие и так хорошо знают. Преподавательский состав курса за эти годы почти не изменился. Занятия ведут эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России Елена Александровна Хилтунен, доктор педагогических наук Марина Геннадиевна Сорокова, профессор психологии Дмитрий Георгиевич Сороков, кандидат медицинских наук, Монтессори-терапевт Наталия Владимировна Андрущенко. Иногда для проведения отдельных лекций и тренингов приезжают зарубежные специалисты. В обязательных практических занятиях студентов в действующих Монтессори-группах все шесть лет участвуют дети, педагоги и родители детского сада №5 Московского района Санкт-Петербурга и НОУ Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой. Организационную поддержку учебного курса оказывает НПЦ «Монтессори-Питер» - фабрика полностью обеспечивает слушателей и преподавателей дидактическими пособиями для практических занятий и тренингов. Главными организаторами курса являются Ирина Геннадиевна Лужецкая, Валерий Евгеньевич Ковширов и Валентина Алексеевна Портян. Основным учебным и информационным сопровождением курса являются интернет сайт «Тренинг Монтессори» www.mariamontessori.ru и журнал «Монтессори-клуб».
О программе и содержании
Все годы работы учебного курса его программа утверждалась Ученым советом Герценовского университета. Она состоит и сегодня из трех тематических сессий, в которых можно участвовать в любой последовательности. Время каждой сессии составляет две с половиной или три учебных недели по 6 – 8 учебных часов в день. Есть осенняя, зимняя и летняя сессии.
Осенью читаются общие историко-педагогические лекции по основам гуманистической педагогики, философским, антропологическим и психолого-педагогическим взглядам Марии Монтессори. Есть несколько лекций по физиологии и психологии развития новорожденных и детей до года. С недавних пор участники курса изучают и другие педагогические системы (Элинор Гольдшмид, Эмми Пиклер и пр.) сходные по своим основным принципам с педагогикой Монтессори. В эти же дни проводятся тренинги работы с самыми маленькими детьми до трех лет и их родителями в группе «Вместе с мамой» негосударственного детского Центра и в государственном детском саду Монтессори. Ежедневно под наблюдением опытного специалиста организуется свободная работа слушателей курса с материалами Монтессори для упражнений в жизненной практике и для развития сенсорики у детей от 3-х до 6 лет.
Зимняя сессия состоит из двух частей, объединенных практическими занятиями в действующих Монтессори-группах. Первая часть бывает посвящена изучению развития детской речи и явлений языка, описанных Марией Монтессори в ее трудах, а так же работах других исследователей того времени и современной интерпретации ее научных трактовок и позиций. Мы подробно рассматриваем и изучаем восстановленную в 2010 - 11 году коллекцию материалов Юлии Ивановны Фаусек для упражнений в первоначальном чтении и русской грамматике. В стоимость участия в сессии входит, как обязательное учебное пособие, книга Ю. Фаусек «Русская грамматика по методу Монтессори». Во второй части зимней сессии проводятся лекции по детской психологии и свободная работа слушателей с материалами М. Монтессори для упражнений по математике.
Весеннее-летняя сессия отдается изучению развития старших дошкольников и младших школьников и организации Монтессори-групп для детей от 6 до 12 лет. В дни сессии слушатели подробно изучают работу М. Монтессори «Как развить внутренний потенциал человека» и выстраивают систему автодидактических материалов для изучения детьми окружающего мира («космическому воспитанию»). Третья неделя сессии посвящена изучению Монтессори-терапии и работе с детьми с особенностями в развитии.
О новых методах преподавания основ Монтессори-педагогики
Возможно, мы и не стали бы задумываться над новыми методами преподавания, а следовали канонам давно существующих учебных курсов, например, курсов АМИ или АМС, но в том-то и дело, что обычные лекции и тренинги даже самого лучшего качества не дают, как стало понятно в последнее время, нужного образовательного эффекта. Слушатели, придя после учебного курса в группу, часто с трудом могут организовать работу детей с Монтессори-материалом, подготовленные среды перегружены пособиями, у наставниц и учителей остается неуверенность в показе презентаций, а акцент на этот вид деятельности Монтессори-педагога неоправданно велик.
Мы предположили, что это происходит, прежде всего, потому, что наши слушатели имеют лишь минимальный опыт индивидуальной образовательной деятельности и попросту сами плохо умеют работать в малой группе или парами, а требуют подобной работы от детей. Многие не готовы рефлексировать свою собственную работу, структуировать и обобщать полученную информацию. На обычных курсовых лекциях и тренингах по Монтессори-педагогике таким видам деятельности вряд ли можно научиться. Вот и получается, что придя к детям после освоения учебного курса, наши взрослые ученики в состоянии лишь транслировать полученные знания – повторять за преподавателями презентации материалов, не вдумываясь всерьез в происходящее и не вглядываясь в настроение и поведение конкретных детей, с которыми они начинают работать. Новички боятся ошибиться в точном показе ребенку презентации и не обращают внимания, готовы ли дети к такой концентрированной работе. А если они оказываются не готовыми, педагоги опускают руки и усаживают своих воспитанников рисовать или строить из кубиков. Образовательных эффектов после такой работы детей наблюдать не приходится.
Как изменить виды деятельности на учебном курсе?
Понятно, что свободная работа детей с автодидактическим материалом это лишь способ, технология осуществления принципиально иных подходов к воспитанию и образованию детей, предложенных Марией Монтессори и другими педагогами-гуманистами. Корни этой педагогики уходят в 19 век. Не знать и не понимать до глубины своего собственного сознания нового для нас отношения к детям, предложенного Марией Монтессори – это значит искажать и коверкать саму суть ее гуманистической педагогики. Вот почему занятия на учебном курсе у взрослых, так же, как и в образовательной деятельности детей, требуют «проживания» не только практических, но и теоретических положений педагогики Монтессори. Как это организовать?
Каждый учебный день начинается с лекции на одну из обсуждаемых на сессии тем. Преподаватель сопровождает свою лекцию подробно представленной на экране фото-видео-презентацией. Слушатели могут делать некоторые пометки в свои рабочие тетради.
Но вот лекция закончилась. Теперь преподаватель открывает перед слушателями коробку с заранее приготовленным материалом, представляющим собой карточки с текстами и иллюстрациями к только что прослушанной лекции. Надо выложить в центре стола эти карточки в определенной последовательности, чтобы восстановить в памяти все, о чем только что говорилось. Так наши дети раскладывают на своих ковриках или столиках материалы, начиная упражняться с ними.
Теперь наступает время индивидуальной рефлексивной работы. Надо в своих рабочих тетрадях начертить собственные опорные сигналы-схемы, раскрывающие изучаемую тему. В современном мире такая схема называется «рафические карты» - эффективный прием организации процессов мышления. Нечто подобное у нас в России когда-то предлагал педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов. Он называл такие карты «опорными сигналами».
Как только графические карты будут составлены, нескольким слушателям предлагается озвучить их. Все внимательно слушают и сравнивают со своим собственным ход мысли и индивидуальный поворот рассмотрения темы. Интересно, что опыт показывает разноплановость понимания одной и той же рассматриваемой темы. Слушатели обычно замечают такой образовательный эффект и начинают осознавать, что и дети абсолютно по-разному воспринимают получаемую из окружающего мира информацию. Они, как и мы, идут своей собственной неповторимой дорогой в жизни. Поэтому нет никакого смысла заставлять их копировать и транслировать наши воспитательные наставления и даже просто точное воспроизведение работы с Монтессори-материалом после нашей взрослой презентации.
Когда опорные сигналы составлены, есть смысл попытаться расширить информацию по теме дня и воспользоваться энциклопедическим материалом. Если вы внимательно читали работы Юлии Ивановны Фаусек, наверняка, заметили, как она характеризует построение подготовленной предметной среды. Она пишет, что в классе в свободном доступе должны стоять материалы трех типов. Во-первых, классические материалы Монтессори, во-вторых, материалы по принятым школьным программам, в-третьих, пропедевтические (опережающие) материалы, и, наконец, всевозможные энциклопедии и справочники, в которых дети могут отыскать интересующие их ответы на свои вопросы. Со всеми этими материалами дети работают в свободном режиме, чаще всего группами или парами. Попробуем перенести подобную работу в наш взрослый учебный курс.
Преподаватель предлагает слушателям разбиться на небольшие группы и раздает в каждую группу дополнительную теоретическую статью или несколько небольших текстов, связанных с изучаемой темой. В течение некоторого времени группы так, как им удобно, изучают и обсуждают свои тексты и готовят одного спикера для выступления перед всеми.
Групповая работа на первоначальном этапе занятий непривычна для наших слушателей, они не сразу могут сориентироваться в наиболее эффективной работе, но уже на второй-третий день все становится на свои места и общая работа идет легко и весело. Примерно то же самое можно наблюдать и в детских Монтессори-группах, когда мы склоняем старших дошкольников и младших школьников к групповым исследованиям или проектной деятельности. Особенно ярко проявляются в групповой работе и детей, и взрослых их социальные навыки, что, безусловно, очень важно.
Следующей задачей преподавателей курса стало сместить акцент преподавания с показа и пошаговой записи слушателями презентаций отдельных материалов (кстати, многие презентации у большинства преподавателей отличаются, а у самой Марии Монтессори нигде не описаны), - на самостоятельную индивидуальную и парную работу с этими материалами под наблюдением специалиста. Каждый из слушателей читает описание того или иного материала и работы с ним сначала в текстах самой Монтессори, затем у других исследователей или просматривает видеоролики интернета, и следом пытается показать собственную презентацию материала своему напарнику. Затем пары меняются. Монтессори-специалист ведет наблюдение свободной работы участников курса, как это делается и в детской Монтессори-группе, и при необходимости корректирует работу пар.
При изучении теоретических тем, как и при работе с Монтессори-материалом тоже можно использовать работу в парах. Половина слушателей получают заранее приготовленные преподавателем короткие тексты. Например, в теме по изучению языка и речи можно раздать небольшие определения различных теорий происхождения речи. Как только тексты будут прочитаны и осмыслены половиной слушателей, они сразу становятся «специалистами» в своем вопросе и, найдя свободного человека, втолковывают ему эту теорию. Пары меняются и постепенно все участники овладевают информацией по различным теориям происхождения языка. Этот способ работы называется оргдиалогом. Он прекрасно показал себя в учебной деятельности детей 6 – 9 лет в Санкт-Петербургской Монтессори-школе Михайловой и во многих других школах России, особенно в Красноярском крае.
Итоговыми работами слушателей курса является письменный реферат или эссе-наблюдение по психолого-педагогической практике в Монтессори-группе. В последний день занятий происходит своеобразный «парад» презентаций Монтессори-материалов, которые изучили слушатели. Часто мы предлагаем уже работающим с детьми педагогам представить вниманию остальных участникам курса коллекции собственноручно изготовленных дидактических пособий для детей разного возраста или показать свои видеофильмы.
Чему же мы учимся?
Вопрос о том, какие Монтессори-группы в нашей стране правильные, а какие неправильные постоянно обсуждается нашими педагогами. Особенно славятся подобными дискуссиями социальные сети интернета. Но на самом деле вопрос этот праздный и даже неграмотно сформулирован. Не может быть ни правильных, ни неправильных детских групп Монтессори. Они могут лишь соответствовать социокультурной ситуации, в которой разворачивается их деятельность, или не соответствовать. То же самое можно сказать и о слушателях наших учебных курсов.
Дело так же и не в цене вопроса. Можно, конечно, если позволяют личные средства, выучиться Монтессори-педагогике в Америке, в Англии, или в Швейцарии, где опыт Монтессори-школ отменный, но начав работу в Российской Монтессори-группе, нам все равно приходится подстраиваться под условия нашей страны и именно нашей социокультурной ситуации. А эта ситуация совершенно не похожа не только на западные страны, она разная даже в наших российских городах и регионах. Так что, надеяться мы можем только на самих себя, и курсы по изучению основ педагогики Монтессори важно ориентировать именно на самостоятельную образовательную деятельность будущих российских Монтессори-педагогов. То есть все, что мы можем сделать во время курсовой подготовки, это заразить своих учеников идеями гуманистической педагогики, вдохновенно читать и толковать вместе с ними труды Монтессори и пытаться прожить в лабораторных условиях предстоящие варианты их будущей работы. Но обратите внимание – ведь в педагогике Монтессори это и есть главная просьба ученика к учителю: «Помоги мне это сделать самому». Не так ли?

|