Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Новости > Новости Монтессори-педагогики  
Специально для тех, кто преподает Монтессори-педагогику

Видимо, об этом учебном курсе, уже в течение семи лет проходящем в Санкт-Петербурге, многие и так хорошо знают. Преподавательский состав курса за эти годы почти не изменился. Занятия ведут эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России Елена Александровна Хилтунен, доктор педагогических наук Марина Геннадиевна Сорокова, профессор психологии Дмитрий Георгиевич Сороков, кандидат медицинских наук, Монтессори-терапевт Наталия Владимировна Андрущенко. Иногда для проведения отдельных лекций и тренингов приезжают зарубежные специалисты. В обязательных практических занятиях студентов в действующих Монтессори-группах все шесть лет участвуют дети, педагоги и родители детского сада №5 Московского района Санкт-Петербурга и НОУ Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой. Организационную поддержку учебного курса оказывает НПЦ «Монтессори-Питер» ­- фабрика полностью обеспечивает слушателей и преподавателей дидактическими пособиями для практических занятий и тренингов. Главными организаторами курса являются Ирина Геннадиевна Лужецкая, Валерий Евгеньевич Ковширов и Валентина Алексеевна Портян. Основным учебным и информационным сопровождением курса являются интернет сайт «Тренинг Монтессори» www.mariamontessori.ru и журнал «Монтессори-клуб».

О программе и содержании

Все годы работы учебного курса его программа утверждалась Ученым советом Герценовского университета. Она состоит и сегодня из трех тематических сессий, в которых можно участвовать в любой последовательности. Время каждой сессии составляет две с половиной или три учебных недели по 6 – 8 учебных часов в день. Есть осенняя, зимняя и летняя сессии.

Осенью читаются общие историко-педагогические лекции по основам гуманистической педагогики, философским, антропологическим  и психолого-педагогическим взглядам Марии Монтессори. Есть несколько лекций по физиологии и психологии развития новорожденных и детей до года. С недавних пор участники курса изучают и другие педагогические системы (Элинор Гольдшмид, Эмми Пиклер и пр.) сходные по своим основным принципам с педагогикой Монтессори.  В эти же дни проводятся тренинги работы с самыми маленькими детьми до трех лет и их родителями в группе «Вместе с мамой» негосударственного детского Центра и в государственном детском саду Монтессори. Ежедневно под наблюдением опытного специалиста организуется свободная работа слушателей курса с материалами Монтессори для упражнений в жизненной практике и для развития сенсорики у детей от 3-х до 6 лет.

Зимняя сессия состоит из двух частей, объединенных практическими занятиями в действующих Монтессори-группах. Первая часть бывает посвящена изучению развития детской речи и явлений языка, описанных Марией Монтессори в ее трудах, а так же работах других исследователей того времени и современной интерпретации ее научных трактовок и позиций. Мы подробно рассматриваем и изучаем восстановленную в 2010 - 11 году коллекцию материалов Юлии Ивановны Фаусек для упражнений в первоначальном чтении и русской грамматике. В стоимость участия в сессии входит, как обязательное учебное пособие, книга Ю. Фаусек «Русская грамматика по методу Монтессори». Во второй части зимней сессии проводятся лекции по детской психологии и свободная работа слушателей с материалами М. Монтессори для упражнений по математике.

Весеннее-летняя сессия отдается изучению развития старших дошкольников и младших школьников и организации Монтессори-групп для детей от 6 до 12 лет. В дни сессии слушатели подробно изучают работу М. Монтессори «Как развить внутренний потенциал человека» и выстраивают систему автодидактических материалов для изучения детьми окружающего мира («космическому воспитанию»). Третья неделя сессии посвящена изучению Монтессори-терапии и работе с детьми с особенностями в развитии.

О новых методах преподавания
основ Монтессори-педагогики

Возможно, мы и не стали бы задумываться над новыми методами преподавания, а следовали канонам давно существующих учебных курсов, например, курсов АМИ или АМС, но в том-то и дело, что обычные лекции и тренинги даже самого лучшего качества не дают, как стало понятно в последнее время,  нужного образовательного эффекта. Слушатели, придя после учебного курса в группу, часто с трудом могут  организовать работу детей с Монтессори-материалом, подготовленные среды перегружены пособиями, у наставниц и учителей остается неуверенность в показе презентаций, а акцент на этот вид деятельности Монтессори-педагога  неоправданно велик. 

Мы предположили, что это происходит, прежде всего, потому, что наши слушатели имеют лишь минимальный  опыт индивидуальной образовательной деятельности и попросту  сами плохо умеют работать в малой группе или парами, а требуют подобной работы от детей. Многие не готовы рефлексировать свою собственную работу, структуировать и обобщать полученную информацию. На обычных курсовых лекциях и тренингах по Монтессори-педагогике таким видам деятельности вряд ли можно научиться. Вот и получается, что придя к детям после освоения учебного курса, наши взрослые ученики в состоянии лишь транслировать полученные знания – повторять за преподавателями презентации материалов, не вдумываясь всерьез в происходящее и не вглядываясь в настроение и поведение конкретных детей, с которыми они начинают работать. Новички боятся ошибиться в точном показе ребенку презентации и не обращают внимания, готовы ли дети к такой концентрированной работе. А если они оказываются не готовыми, педагоги опускают руки и усаживают своих воспитанников рисовать или строить из кубиков. Образовательных эффектов после такой работы детей наблюдать не приходится.

Как изменить виды деятельности  на учебном курсе?

Понятно, что свободная работа детей с автодидактическим материалом это лишь способ, технология осуществления принципиально иных подходов к воспитанию и образованию детей, предложенных Марией Монтессори и другими педагогами-гуманистами. Корни этой педагогики уходят в 19 век. Не знать и не понимать до глубины своего собственного сознания нового для нас отношения к детям, предложенного Марией Монтессори – это значит искажать и коверкать саму суть ее гуманистической педагогики. Вот почему занятия на учебном курсе у взрослых, так же, как и в образовательной деятельности детей, требуют «проживания» не только практических, но и теоретических положений педагогики Монтессори. Как это организовать?

Каждый учебный день начинается с лекции на одну из обсуждаемых на сессии тем. Преподаватель сопровождает свою лекцию подробно представленной на экране фото-видео-презентацией. Слушатели могут делать некоторые пометки в свои рабочие тетради.

Но вот лекция закончилась. Теперь преподаватель открывает перед слушателями коробку с заранее приготовленным материалом, представляющим собой карточки с текстами и иллюстрациями к только что прослушанной лекции. Надо выложить в центре стола эти карточки в определенной последовательности, чтобы восстановить в памяти все, о чем только что говорилось. Так наши дети раскладывают на своих ковриках или столиках материалы, начиная упражняться с ними.

Теперь наступает время индивидуальной рефлексивной работы. Надо в своих рабочих тетрадях начертить собственные опорные сигналы-схемы, раскрывающие изучаемую тему. В современном мире такая схема называется «рафические карты» - эффективный прием  организации процессов мышления. Нечто подобное у нас в России когда-то предлагал педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов. Он называл такие карты «опорными сигналами».

Как только графические карты будут составлены, нескольким слушателям предлагается озвучить их. Все внимательно слушают и сравнивают со своим собственным ход мысли и индивидуальный поворот рассмотрения темы. Интересно, что опыт показывает разноплановость понимания одной и той же рассматриваемой темы. Слушатели обычно замечают такой образовательный эффект и начинают осознавать, что и дети абсолютно по-разному воспринимают получаемую из окружающего мира информацию. Они, как и мы, идут своей собственной неповторимой дорогой в жизни. Поэтому нет никакого смысла заставлять их копировать и транслировать наши воспитательные наставления и даже просто точное воспроизведение работы с Монтессори-материалом после нашей взрослой презентации.

Когда опорные сигналы составлены, есть смысл попытаться расширить информацию по теме дня и воспользоваться энциклопедическим материалом. Если вы внимательно читали работы Юлии Ивановны Фаусек, наверняка, заметили, как она характеризует построение подготовленной предметной среды. Она пишет, что в классе в свободном доступе должны стоять материалы трех типов. Во-первых, классические материалы Монтессори, во-вторых, материалы по принятым школьным программам, в-третьих, пропедевтические (опережающие) материалы, и, наконец, всевозможные энциклопедии и справочники, в которых дети могут отыскать интересующие их ответы на свои вопросы. Со всеми этими материалами дети работают в свободном режиме, чаще всего группами или парами. Попробуем перенести подобную работу в наш взрослый учебный курс.

Преподаватель предлагает слушателям разбиться на небольшие группы и раздает в каждую группу дополнительную теоретическую статью или несколько небольших текстов, связанных с изучаемой темой. В течение некоторого времени группы так, как им удобно, изучают и обсуждают свои тексты и готовят одного спикера для выступления перед всеми.

Групповая работа на первоначальном этапе занятий непривычна для наших слушателей, они не сразу могут сориентироваться в наиболее эффективной работе, но уже на второй-третий день все становится на свои места и общая работа идет легко и весело. Примерно то же самое можно наблюдать и в детских Монтессори-группах, когда мы склоняем старших дошкольников и младших школьников к групповым исследованиям или проектной деятельности. Особенно ярко проявляются в групповой работе и детей, и взрослых их социальные навыки, что, безусловно, очень важно.

Следующей задачей преподавателей курса стало сместить акцент преподавания с показа и пошаговой записи слушателями презентаций отдельных материалов (кстати, многие презентации у большинства преподавателей отличаются, а у самой Марии Монтессори нигде не описаны), - на самостоятельную индивидуальную и парную работу с этими материалами под наблюдением специалиста. Каждый из слушателей читает описание того или иного материала и работы с ним сначала в текстах самой Монтессори, затем у других исследователей или просматривает видеоролики интернета, и следом пытается показать собственную презентацию материала своему напарнику. Затем пары меняются. Монтессори-специалист ведет наблюдение свободной работы участников курса, как это делается и в детской Монтессори-группе, и при необходимости корректирует работу пар. 

При изучении теоретических тем, как и при работе с Монтессори-материалом тоже можно использовать  работу в парах. Половина слушателей получают заранее приготовленные преподавателем короткие тексты. Например, в теме по изучению языка и речи можно раздать небольшие определения различных теорий происхождения речи. Как только тексты будут прочитаны и осмыслены половиной слушателей, они сразу становятся «специалистами» в своем вопросе и, найдя свободного человека, втолковывают ему эту теорию. Пары меняются и постепенно все участники овладевают информацией по различным теориям происхождения языка. Этот способ работы называется оргдиалогом. Он прекрасно показал себя в учебной деятельности детей 6 – 9 лет в Санкт-Петербургской Монтессори-школе Михайловой и во многих других школах России, особенно в Красноярском крае.

Итоговыми работами слушателей курса является письменный реферат или эссе-наблюдение по психолого-педагогической практике в Монтессори-группе.  В последний день занятий происходит своеобразный «парад» презентаций Монтессори-материалов, которые изучили слушатели. Часто мы предлагаем уже работающим с детьми педагогам представить вниманию остальных участникам курса коллекции собственноручно изготовленных дидактических пособий для детей разного возраста или показать свои видеофильмы.

Чему же мы учимся?

Вопрос о том, какие Монтессори-группы в нашей стране правильные, а какие неправильные постоянно обсуждается нашими педагогами. Особенно славятся подобными дискуссиями социальные сети интернета. Но на самом деле вопрос этот праздный и даже неграмотно сформулирован. Не может быть ни правильных, ни неправильных детских групп Монтессори. Они могут лишь соответствовать социокультурной ситуации, в которой разворачивается их деятельность, или не соответствовать. То же самое можно сказать и о слушателях наших учебных курсов.

Дело так же  и не в цене вопроса. Можно, конечно, если позволяют личные средства, выучиться Монтессори-педагогике в Америке, в Англии, или в Швейцарии, где опыт Монтессори-школ отменный, но начав работу в Российской Монтессори-группе, нам все равно приходится подстраиваться под условия нашей страны и именно нашей социокультурной ситуации. А эта ситуация  совершенно не похожа не только на  западные  страны, она разная  даже  в наших российских городах и регионах. Так что,  надеяться мы можем только на самих себя, и курсы по изучению основ педагогики Монтессори важно ориентировать именно на самостоятельную образовательную деятельность будущих российских Монтессори-педагогов. То есть все, что мы можем сделать во время курсовой подготовки, это заразить своих учеников идеями гуманистической педагогики, вдохновенно читать и толковать вместе с ними труды Монтессори и пытаться прожить в лабораторных условиях предстоящие варианты их будущей работы. Но обратите внимание – ведь в педагогике Монтессори это и есть главная просьба ученика  к учителю: «Помоги мне это сделать самому».  Не так ли?

                                   



Список новостей:

  • Кто оказался сотым участником конкурса учебного курса ФИРО

  • Будет ли осуществляться печатная версия материалов нашего сайта?

  • Из более чем 100 зарегистрировавшихся конкурс прошли 46!

  • Скоро установочная сессия!

  • Итоги установочной сессии 2008

  • Десять вопросов контрольной работы №1

  • Читайте сочинения предшественника М. Монтессори И.Г. Песталоцци!

  • Мы написали контрольную работу №1

  • Работаем по второму модулю. Контрольная №2

  • Разъяснения к контрольной работе №2

  • О третьем учебном модуле. Готовимся к сдаче устного зачета

  • Вот как мы написали контрольную работу №2

  • 2 июня начинается итоговая экзаменационная сессия

  • Экзамен выдержали на "отлично"!

  • Осенние письма

  • Через три года 100-летие Монтессори-педагогики в России

  • Будет ли в ФИРО продолжен учебный курс по изучению Монтессори-педагогики?

  • Открыта подписка на журналы "Монтессори-клуб" 2010 года!

  • Экспертный Совет высоко оценил современую версию коллекции материалов для чтения Юлии Фаусек

  • Приглашаем на базовый курс подготовки Монтессори-педагогов для возраста 3-6 в Санкт-Петербург

  • На тренинге по "космическому воспитанию" есть еще два свободных места

  • Приглашаем посмотреть свободную работу детей Монтессори-школы Валентины Михайловой

  • Русская грамматика по методу М. Монтессори

  • Новая книга Юлии Фаусек

  • Подписывайтесь, пожалуйста, на журнал "Монтессори-клуб"!

  • 3 января мастер-класс Елены Хилтунен в Москве

  • Уникальная стенограмма выступления Марии Монтессори

  • Год культуры "Россия - Италия". Наша программа в действии

  • До следующего учебного года!

  • Италия - Россия. Семинар по педагогике Монтессори впервые за 100 лет

  • Смотрите на нашем сайте новые видеоматериалы

  • Вышел в свет специальный номер журнала "Монтессори-клуб"

  • 4-6 ноября в Санкт-Петербурге состоится международный семинар

  • Четыре открытия международного семинара в Санкт-Петербурге

  • Читайте, пожалуйста, новый номер журнала "Монтессори-клуб"

  • Готовится к изданию книга М.Монтессори и Ю.Фаусек о математике

  • Ученица Монтессори-школы открыла новое химическое соединение

  • Подписывайтесь, пожалуйста, на нашу рассылку!

  • Специально для тех, кто преподает Монтессори-педагогику

  • Приглашаем в Санкт-Петербург на международный семинар о педагогике Эмми Пиклер

  • Полистайте, пожалуйста, новый фотоальбом на нашем сайте

  • Обязательно смотрите новый документальный фильм "Ищу учителя"

  • Скоро в Санкт-Петербурге состоится семинар-практикум по организации начальной школы Монтессори

  • Приглашаем в наш заочный ВНИК "Материалы для Монтессори-школы"

  • Предлагаем всем стать издателями книг по Монтессори-педагогике

  • Читайте, пожалуйста, осений номер журнала "Монтессори-клуб"!

  • Открыта новая подписка на журнал "Монтессори-клуб"

  • Встретимся 22 октября на учебном курсе в Санкт-Петербурге!

  • О мульти-мастерской в школе Монтессори

  • Вышел в свет зимний номер журнала "Монтессори-клуб"

  • Читайте, пожалуйста, книгу о трех путешествиях в Рим к Марии Монтессори

  • Вторая часть курса "Основы педагогики Марии Монтессори" в Герценовском универитете начнется 25 марта

  • Получите, пожалуйста, весенний номер журнала "Монтессори-клуб"

  • Наконец-то вышла в свет книга "Математика по методу Монтессори для детей 5 - 8 лет "!

  • На следующей неделе начнется сессия учебного курса в Герценовском педуниверситете

  • Фотофильм о свободной работе участников учебного курса "Основы педагогики Марии Монтессори"

  • Анонс летнего выпуска журнала "Монтессори-клуб"

  • Скоро, очень скоро наступит день юбилейной конференции!

  • Готова Программа юбилейной конференции в Санкт-Петербурге!

  • Новая программа "Детский сад по системе Монтессори" опубликована в журнале "Монтессори-клуб"

  • Лента времени развития Монтессори-педагогики в России последнего 20-летия

  • Смотрите небольшой фильм о юбилейной конференции в Питере

  • Рефлексивно-деятельностный подход к изучению Монтессори-педагогики

  • 24 февраля начнется вторая сессия учебного курса "Основы педагогики Марии Монтессори"

  • Как относилась Мария Монтессори к свободной сюжетно-ролевой игре детей?

  • Новый автодидактический материал по русскому языку для школьников

  • Станьте издателем двухтомника М. Монтессори!

  • Фильм о новых методах преподавания Монтессори-педагогики в России

  • 1 августа начала работу экспертная комиссия по принятию Примерных основных образовательных Программ дошкольного образования.

  • Двухтомник Марии Монтессори "Научная педагогика" вышел в свет!

  • Читайте, пожалуйста, журнал "Монтессори-клуб" выпуск 5, 2014 год

  • К 20-летию Международной Ассоциации "Развивающее обучение"

  • Становитесь, пожалуйста, издателями книги Анны Марии Маккерони "Мои встречи с Марией Монтессори"!

  • Совместный проект интернет сайта Тренинг Монтессори и открытого издательства "Народная книга"

  • В печать cдан первый в этом году номер журнала "Монтессори-клуб"

  • Изучаем основы педагогики Монтессори. Вторая сессия в Герценовском университете.

  • Выставка "Мир Монтессори" у наших коллег в Москве

  • Регистрируйтесь, пожалуйста, на первую сессию учебного курса!

  • Так проходила первая сессия учебного курса в РГПУ им. А.И. Герцена

  • Совместный номер электронной газеты "Вести образования" и журнала "Монтессори-клуб"

  • Подписывайтесь, пожалуйста, на журнал "Монтессори-клуб" в 2016 году!

  • Третья сессия учебного курса в РГПУ им Герцена

  • Становитесь издателем новой замечательной книги!

  • Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!

  • В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!

  • "Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru