Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Новости > Новости Монтессори-педагогики  
Мы написали контрольную работу №1

1. Расскажите об истории метода Монтессори и его воплощении в культурно-историческом контексте развития образования в России.

Мария Монтессори одна из самых ярких и противоречивых личностей, каких дала Италия за последнее столетие. До введения евро, портрет М.Монтессори мог видеть каждый итальянец на купюре в 1000 лир. Она родилась в 1870 г в маленьком провинциальном городке Чиаравелла. Дату появления на свет её можно считать символичной  31 августа, в день,  когда все школьники складывают учебники, чтобы назавтра начать новый учебный год. Семья, в которой родилась Мария, была строго религиозной, где, конечно никто и не предполагал, какой путь выберет Мария для себя в дальнейшем. Отец её был государственным чиновником Аллесандро Монтессори, его супруга происходила из старинного рода Стопани, давшего Италии много известных ученых. Парадоксально, но выдающийся педагог, автор 25 книг о воспитании ребенка, в юности яростно противилась намерениям родителей сделать из неё учительницу. В Италии конца 19 века эта профессия считалась традиционно женской, а Мария, напротив горела желанием заниматься делом исключительно мужским – медициной например.

С ранних лет Монтессори проявляла интерес к естественным наукам. Куклы её не интересовали, их место занимали учебники по математике. Решать задачки девочка умудрялась везде, даже в темноте театрального зала. Она заявила, что желает учиться в гимназии, куда девочек тогда не брали. В конце концов отец, получивший высокое назначение в Рим, сдался и отдал 12-летнюю дочь в техническую гимназию для мальчиков.

Оказалось, что это не последний вызов, который М Монтессори бросит обществу. Она хотела стать доктором, что в католической Италии считалось попросту невозможным. Настойчивости девушки было не занимать, и 26 лет Мария окончила медицинский факультет Римского университета, первой из итальянок получив право называться «сеньорой дотторе». По слухам, её отцу  пришлось даже использовать свои служебные связи, чтобы уговорить самого папу. Возможно это так, иначе как Ватикан позволил бы то, что в глазах  итальянской публики той поры граничило со святотатством. Как можно было молодой девушке изучать трупы в анатомическом театре в присутствии мужчин? Ей приходилось делать это по ночам, одной, когда никого не было.

Ещё учась в университете,  Монтессори активно выступала за социальные права женщин, искала государственные поддержки социальным программам, связанным с женщинами и детьми, и стала одним из лидеров движения за равноправие женщин. Её избрали делегатом Международного конгресса женщин в Берлине. Речь Марии Монтессори на этом конрессе была на столько проникнута живостью, критичностью и поразительно для молодой девушки компетентностью, а сама она была настолько очаровательна, что участники конгресса долго и воодушевленно ей аплодировали. Уже тогда к ней пришла первая известность.

Оставшись работать в клинике при университете, она чуть не погубила свою карьеру. Не смотря на свой сильный характер и профессиональные познания, она не переставала оставаться женщиной, яркой и темпераментной, как все итальянки. У неё завязался роман с коллегой, доктором Джузеппе Монтесано, но и в любви Мария повела себя по-своему. Не выйдя замуж, она родила сына (1898г), но заниматься воспитанием собственного ребенка ей не пришлось (версии разные). Сын Марио в 15-летнем возрасте вернулся к матери. Впоследствии он стал главным помощником и соратником Марии. Своих 4-ых детей он воспитывал по методу Монтессори, а одна из его дочерей  возглавила учебный центр Монтессори в Турине. 

В клинике ей не раз приходилось наблюдать лечение детей с ограниченными умственными возможностями. В те времена психиатрия была карательная  для пациентов, в том числе и для маленьких, их не лечили , а изолировали от общества, держали запертыми в пустых комнатах, а персонал не скрывал презрительного отношения к малолетним недоумкам. Марии они представлялись маленькими пленниками. Для развития этих детей не предпринималось никаких шагов, у них не было игрушек и книг.

Свой педагогический опыт, ставший основой знаменитого метода, Мария приобретает в 1898г, когда ей предложили возглавить первую римскую школу для коррекции поведения, созданную на базе приюта для умалишенных детей.

Новая директриса навела свои порядки в доме. Работникам строго  предписано было уважительно общаться с подопечными, а в расписании появились специальные уроки, на которых изучались зачатки социального поведения и умение поддерживать собственную «среду обитания». Маленькие пациенты понятия не имели, что это такое. Монтессори разработала для них особые пособия, которыми могли пользоваться дети, закупила для них множество обучающих игрушек.

Результат превзошел все ожидания. Спустя насколько месяцев,  комиссия Министерства образования и городского совета не могла сдержать изумления – все ученики Монтессори сдали обычные школьные экзамены. В 1900г на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся начальной школы питомцы Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Это был гром среди ясного неба. Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя. Но её вывод вряд ли пришелся по нраву министерским чинам: «Если уж слабоумные дети так быстро и легко догнали нормальных,  значит, нынешняя школьная система никуда не годится!» поэтому энергичную директрису  вежливо похвалили, но внедрять её метод не стали.

Работа с больными детьми подтолкнула Монтессори  к изучению французских психологов Гаспара Итарда и Эдуарада Сегена. Ученики Итарада и Сегена были умственно отсталыми детьми., и чтобы успешно работать сними, ученые придумали богатый материал для упражнений с в сенсомоторике. Но с помощью этих материалов можно было лишь диагностировать развитие ребенка. Они не приспособлены  были для дидактической работы. Мария перевела  книги Итарда и Сегена на итальянский язык, переписывая от руки, «чтобы, - как она писала, - я могла взвесить и постичь смысл каждого слова и не только понять значение, но и почувствовать самого автора».

Изучение детской психологии и педагогики привело М Монтессори к мысли, что проблема умственно-отсталых детей – это не только медицинские проблемы, а главным образом педагогические. С такими детьми надо работать в школе. В то время эти идеи были крамольными, они вели за собой не толко перестройку общественного сознания в отношении к детям с ограниченными возможностями, но и изменение уклада жизни любой традиционной школы.

К тому времени в Римском университете уже несколько лет существовал институт экспериментальной психологии, Где М Монтессори начала вести свои научные исследования. Свое внимание она сконцентрировала на окружающей ребенка предметной среде и её влияние на развитие умственных способностей.

Помимо педагогики и психологии Монтессори привлекает антропология, главным образом, вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904г она получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит различные антропологические исследования в педагогической области. На это время приходится формулировка основы её собственной педагогики.
В 1907г  М Монтессори представилась возможность широко применить на практике результаты своих первых наблюдений и опытов, проверить правильность сделанных выводов. Эдуардо Таламо – итальянский миллионер и талантливый инженер, директор «Общества дешевых квартир» - решился на социальный эксперимент. Он предложил М. Монтессори создать в 58 переоборудованных этим обществом зданиях новый тип дошкольного заведения – дневной приют, школу для детей, получившую название « Дом ребенка». Здесь Мария Монтессори разработала специальную среду, окружающую ребенка, стимулирующую естественное его развитие. Дети в «Доме ребенка» находились с 9ч утра до 16 ч и совмещали свободные игры с молитвами, а разнообразную познавательную деятельность с пением. Здесь все было приспособлено к тому, чтобы приучить ребенка к самостоятельности содействовать его разностороннему развитию.

Уже к 1909 г. стало ясно, что замысленный и осуществленный Монтессори эксперимент оказался успешным. С этого времени её яркая звезда  утвердилась на педагогическом небосклоне. В это времени  слава педагога-гуманиста переходит за границы Италии, из Испании, Голландии, Англии и Швеции начинают приезжать учителя, чтобы познакомится с её методикой.

Интерес к системе Монтессори в 20 в пережил две кульминации. Первая – в 10-40-х гг – была связана с деятельностью М.Монтессори. в это время она много ездила по Европе, выступала в странах США, в Южной Америке, в Азии. Везде, где она была возникали детские учреждения, работающие по её системе. В короткий срок она распространилась по всему миру.

В 1922 г. итальянское правительство назначило Монтессори государственным инспектором школ. В том же году правительство возглавил лидер фашистов Бенито Муссолини. Сначала он проникся новой педагогикой и оказал школам Монтессори государственную поддержку, но затем охладел к ним. Очевидно, идеология фашизма и формирование свободной личности мало стыковались друг с другом.

В 1934 г. Монтессори покидает родину. Два года она прожила в Испании, когда там началась гражданская война, на британском крейсере перебралась в Нидерланды, а затем по приглашению Теософского общества перебралась в Индию, где её взгляды обогатились мудростью восточной педагогики. После окончания войны Монтессори возвращается в Европу, продолжая свою деятельность. Увлекаясь мистикой, а также активно включась в миротворчество, она трижды выдвигалась на Нобелевскую премию. В зените славы и статусе всемирного гуру она скончалась в 1952г (либо в Нидерландах, либо в Голландии).

Второй пик популярности начал нарастать в конце 50-х годов и продолжается сегодня. В мире насчитывается несколько тысяч школ Монтессори, только в Голландии их более 200-т (здесь же центр подготовки педагогов). В США, в Европе работают специальные фабрики, выпускающие её дидактические материалы. С 1929 г. Активно действует имеющая филиалы в Германии , Швеции, Дании и других странах «Международная Монтессори- ассоциация».

В России первый практический шаг по идее Монтессори сделала Юлия Ивановна Фаусек. В 1913 г при гимназии она создала маленький детский сад, работавший по системе Монтессори. 20 лет она неустанно пропагандировала метод, опубликовала более 40 своих книг и статей, издала на русском языке несколько работ Монтессори.  В 1916 году на базе детского сада Фаусек  было создано «Общество свободного воспитания (метод Монтессори), при котором были открыты курсы по ознакомлению с её системой. В 1917г Фаусек открывает детский сад в Петрограде, несмотря на объективные трудности, связанные с гражданской войной и революцией. Постепенно в России начинает возникать все больше детских садов Монтессори. Н.Крупская была сторонницей этого метода и в 1926 г на заседании научно-педагогической секции Государственного ученого совета, в обществе маститых педагогов и организаторов собрания, решался вопрос о том, возможно ли все дошкольные учреждения СССР построить по системе Монтессори. Но поскольку метод шел вразрез с Единой трудовой школой РСФСР, до конца 20-х годов эта деятельность продолжалась в Ленинграде под руководством все той же Фаусек, как экспериментальная деятельность.

В 1926 г система Монтессори была запрещена в СССР и забыта на долгие 60 лет. Вспоминают о ней лишь в начале 90-х во время поисках путей гуманизации воспитания и образования подрастающего поколения. В 1992г был создан Московский центр Монтессори, 1993 г- Межрегиональная альтернативная Монтессори- ассоциация. Появились фабрики производящие Монтессори- материалы.

Монтессори-педагогика в России переживает сейчас второе рождение. Но ее социальный аспект не был востребован. А педагогический – по-прежнему официально не поддерживается ни педагогической наукой, ни учителями-практиками. Постоянное реформирование нашей школы и дошкольного образования требует от детских садов, чтобы они работали по все новым государственным программам, которые на поверку, и, к сожалению, мало отличаются друг от друга. Хотя выбор программы детским садам предоставлялся. (Такой вот фокус!) Ни о каких воспитательных изменениях речи не идет. Способы и методы работы детского сада и его организация в целом остаются на прежнем месте. Образовательные и воспитательные среды принципиально не меняются. В детских садах все так же пахнет манной кашей, а стены красятся в мрачно-зеленый цвет. Даже самые инновационно настроенные воспитательницы не умеют создать атмосферу свободной, радостной и самостоятельной работы ребятишек. Да их никто и не учит этому. И все же Монтессори-педагогика становится у нас все популярнее.

В последние годы Монтессори-группы чаще всего возникают самодеятельно на свободной территории обычных детских садов, как дополнительные или группы временного пребывания. За их посещение детский сад получает специальную родительскую плату, и этих групп редко касаются административные проверяльщики. А, если и касаются, наставницы быстро прячут в шкаф дидактические кубики, бусинки и рамки Монтессори и на их место сажают плюшевых мишек. С проверяльщиками во всем соглашаются, обещают исправиться, а когда те уходят, Монтессори-материалы опять расставляются по местам. Зато дети в таких группах счастливы: им никто не мешает подметать пол, стирать кукольную одежду, учить буквы и считать бусинки. При талантливой работе наставниц ребятишки к шести годам прекрасно пишут, читают и считают, научившись всему этому самостоятельно и с удовольствием. У них нет проблем с завязыванием шнурков и умением учиться с энтузиазмом, никому не мешая. Родители выстраиваются в огромные очереди, чтобы устроить своих малышей в группы Монтессори. Но государство, словно не видит этих самодеятельных процессов в сфере образования. Или не хочет видеть.

Екатерина Ковалева

2.  Расскажите о философских и концептуально-теоретических взглядах Марии Монтессори

Метод Марии Монтессори – это не просто набор интересных развивающих материалов, а цельная система, тщательно выстроенная и на философском, и на психологическом, и на педагогическом уровнях. Метод индивидуален, с каждым ребенком  все вопросы решаются заново. Необходимо понимать суть того, что происходит с ребенком.
 
Очень близка Монтессори философия космизма. Восприятие мира как космоса, как единого целого, в котором все взаимосвязано, любое вмешательство со стороны не проходит бесследно. Существует единый космический план развития мира в целом и каждое его частички. У всех есть индивидуальная космическая задача, в том числе и у человека. Причем если у всех растений она одинаковая (перерабатывать углекислый газ и т.д.), то у людей задачи разные. Человек – единственное существо, которое может свою задачу осознавать. Задача педагога в таком случае – помочь ребенку найти и выполнить свою космическую задачу, то есть не задавать ему пусть развития, а дать ему возможность найти свой путь. С точки зрения Марии Монтессори ребенок имеет врожденное стремление к саморазвитию, его не нужно уговаривать.

Философия экзистенциализма отразилась в понимании М. Монтессори свободы личности. Человек должен понимать, что его жизнь зависит от него самого, изменить или не менять свою жизнь – это его и только его выбор. Свобода – это не анархия, не жизнь без запретов. Человек всегда ограничен: законами природы, физическими потребностями, своими знаниями и умениями, интересами других людей. Свобода по Монтессори – это не свобода ОТ запретов, а свобода ДЛЯ саморазвития.

Такая трактовка свободы способствует принятию ответственности за то, как человек свою жизнь проживает, причем ответственности не перед кем-то вышестоящим, а перед самим собой и обществом.
В Монтессори-группе ребенок свободен для саморазвития. Он может выбирать вид деятельности, время, место, способ работы, партнера. Но есть ограничения: нельзя мешать другим (не отбирай материал, не кричи, не шуми, не залезай на чужую территорию); материал служит определенной цели и должен использоваться соответственно; все должно возвращаться на свое место в исходном состоянии, чтобы другой ребенок тоже мог работать с этим материалом.
 
Философия холизма позволила Марии Монтессори взглянуть на ребенка как на единое целое, не сводимое к сумме частей (в отличие от традиционной педагогики, которая развивает отдельные части личности: интеллект, физическое воспитание и пр.). Исходя из этого, педагогика не может заниматься формированием личности извне, «человек не может быть творцом человека». Задача педагога – создать подходящие условия, чтобы ребенок мог идти собственным путем.
 
 Основные принципы (особенности) Монтессори-педагогики:
1. Свободная работа. Нет классно-урочной системы, ребенок может выбирать деятельность сам.
2. Подготовленная среда, которая задает рамки для выбора ребенка. Среда состоит из зон: УПЖ (упражнения практической жизни), сенсорное развитие, математическая зона, зона развития речи, естественнонаучная зона.
3. Разновозрастные группы: это позволяет детям учиться друг у друга, примерять на себя разные социальные позиции (ведущего и ведомого, учителя и обучаемого)
4. Позиция учителя: меняется в зависимости от этапа, на котором находится группа. В начале учитель прививает правила и ограничивает деструктивные элементы в поведении ребенка. Дальше учитель – «соблазнитель», предлагает материал. Позже (когда материал и правила знакомы) задача учитель – не мешать работе ребенка. Особые отношения с семьей: важно донести до родителей идеи педагогики, чтобы создать единое социально-психологическое пространство для ребенка.

Наталья Ковальская

3.  Обоснуйте антропологические взгляды М. Монтессори ее понимание биологического и социального в человеке.

Материал подготовлен по книге М. Монтессори «Разум ребёнка» М, 1997

В главе «Рождение и развитие» Монтессори сравнивает появление на свет и запуск жизненных механизмов у новорожденного  младенца и детеныша животного.

Молодые особи большинства млекопитающих сразу после рождения умеют ходить, бегать прыгать точно так же, как это делают взрослые представители их вида. Это объясняется прежде всего врожденными инстинктами. «Человек же, напротив, не несёт в себе никакого умения, однако, он способен научиться совершать самые разнообразные и трудные движения». Стр.82 У ребёнка нет зрелых органов движения, но есть способность обучаться.

«Неразвитый даже в физическом отношении новорожденный младенец должен построить сложнейшее создание, коим является человек. Он не знает «пробуждения инстинктов», свойственного животным, когда они впервые соприкасаются с внешним миром. Но, появившись на свет, младенец продолжает  созидательную работу эмбриона, и формирует то, что впоследствии станет походить на «совокупность человеческих инстинктов». стр. 78 «Способность к адаптации – жизненная функция первого периода детства – может сравниться с тем «наброском» наследственных поведенческих черт, который существует в эмбрионе животного. Они рождаются со всем готовым: форма движений, ловкость, добывание пищи, способы защиты, присущие данному виду.Человек же, напротив, был вынужден вырабатывать все это в процессе общественной жизни: поэтому, появившись на свет, ребенок должен абсорбировать извне все особенности своей социальной группы и закрепить их  в себе». Стр.77

1. Монтессори утверждает, что первоначально формируется психика ребенка.  Нервные центры формируются прежде, чем органы тела, поскольку первые подготавливают вторых к работе. Прежде чем ребёнок научится двигаться должна сформироваться психическая основа. Следовательно, созидательная деятельность ребёнка начинается в области психики, а не моторики. «Когда же органы начинают действовать, последующее психическое        совершенствование протекает через движение, через активное освоение окружающей среды» стр.84

2. Биологически природа наделила ребёнка способностью впитывать окружающую среду и тем самым выстраивать свою личность. На первом этапе внешние усилия должны быть направлены на помощь в развитии жизни, а жизнь развивается у всех одинаково. Каждый ребёнок проходит одни и те же фазы роста. Первая фаза – это адаптация  к миру.

 В этот период  от окружения ребенка,  и,  конечно, от взрослых, зависит, какими будут первые впечатления об этом мире. Ощутит ли младенец постоянную заботу, любовь к себе, сможем ли мы удовлетворить его физиологические потребности, впитает ли он чувство безопасности, или же этот период принесет ему тяжелые психические травмы в последующем. Главный критерий нормального развития в младенческом периоде, с точки зрения Монтессори, самочувствие малыша: «спокоен ли он, счастлив ли он» стр.87.

Таким образом, биологическое (врожденная способность впитывать)  и социальное (окружающая обстановка) неразрывно связаны, с точки зрения Монтессори,  и одинаково важны для ребёнка в процессе становления его личности.

«Все составляющие, которые руководят процессами роста и психического развития – и «абсорбирующий разум», и «туманности», и «периоды восприимчивости»- все это наследственные механизмы, присущие только людям. Но реализовать их человек может только посредством свободного взаимодействия с окружающим миром». стр. 131

( «И хотя в нём (в ребенке) не заложена наследственная модель поведения, он обладает «способностями» развивать такое поведение за счет окружающей среды» стр. 94)

Дополнение.
«Созревание» есть нечто большее, чем «совокупность генетических последствий, проявляющихся  в течение ограниченного времени». Помимо генов на него кардинальным образом воздействует окружающая среда.

Созревание функций психики может происходить только через освоение внешнего мира, которое протекает по-разному на разных ступенях развития, ибо в процессе роста ребенка «орме» изменяет его структуру». Стр. 129

Для Монтессори психика ребёнка, его ментальный организм  «является некой динамической целостностью, структура которой меняется благодаря активному освоению окружающего мира. Управляет этой целостностью энергия («орме»- «horme»- под термином «horme» ( от греческого «возбуждать») подразумевается сила или жизненный стимул)»стр.98

«Орме» - это  некая жизненная сила, которая «действует в индивидууме и ведет его по ступеням эволюции, покуда маленькое существо растет, совершенствуется и преодолевает препятствия на своем пути» стр.104 «Орме» имеет отношение к жизни в целом к тому, что  мы можем назвать божественной силой всякой эволюции» стр.104

«Именно эта жизненная сила эволюции пробуждает ребенка к различным действиям, и если малыш развивается нормально, если его активность не наталкивается на препятствия, в нем возникает то, что мы зовем «радостью жизни». Стр.104 выражением или ступенью «орме» становятся «туманности».стр. 98

«Действительно, ребенок не ждет, когда в нем проснется атавистическая поведенческая память зверя. Но он ждет неких туманностей и бесформенных импульсов, насыщенных потенциальной энергией, которая должна направлять поведение и деятельность человека к окружающей обстановке. Мы назвали эти импульсы «nebule»-«небуле» (лат. «туманность»)». Стр.76

« Тем самым мы противопоставили творческую энергию, которая позволяет ребенку «впитывать в себя окружающий мир», «туманностям», из которых в результате сложных процессов возникли все небесные тела… Пробуждение «туманности» мы можем представить как пробуждение неких врожденных инстинктов».стр.95

Монтессори выделяет прежде всего «языковую туманность»: «ясно, что ребенок наследует не определенную модель языка, но возможность его конструировании при помощи неосознанной абсорбации. Можно сравнить эту потенциальную способность с геном зародышевой клетки, который руководит тканями, следя за тем, чтобы они образовывали вполне конкретные органы. Мы назвали эту способность «языковой туманностью». Стр.97

Также  существуют «туманности», которые отвечают за функции адаптации к окружающей среде и за функции воспроизведения общественного поведения. стр. 97

Оксана Иванова


5. Назовите этапы периодизации жизни человека по Монтессори в сравнении с периодизациями других известных психологов.

Первый период развития. Первые шести лет жизни – способность впитывать окружающую среду подобно тому, как губка поглощает влагу из среды,  Монтессори назвала "впитывающим разумом". Когда приходит время, впитывающий разум (так же как и сенситивные периоды) исчезает, и появляется новый способ обучения. Первые шесть лет жизни, благодаря которым  ребенок получает естественное  развитие и уникальную способность использовать впитывающий разум и сенситивные периоды, Монтессори считала первым и главным периодом  взросления человека.

Вторым периодом развития Монтессори называла годы от шести до двенадцати. Поскольку дети больше не погружены в свой внутренний мир, способны к абстрактной и образной мысли, искренне интересуются идеями и действиями других, Монтессори считает, что к ним необходим совершенно другой подход, полностью отличающийся от работы с детьми первого периода развития.  В первый период она проектировала для детей дидактические материалы, прежде всего,  индивидуального пользования. Малыши работали рядом друг с другом, могли свободно общаться, спонтанно помогая менее опытным, узнавали, как  принято относиться к другим детям в группе. Метод же работы с детьми второго периода развития основывается  на новоприобретенном интересе ребенка к своим одноклассникам и помогает детям конструктивно работать в группе, достигая той или иной цели в совместной работе или общем проекте.

Третий период развития. Первый и второй периоды развития, занимающие двенадцать лет жизни человека, заканчивают его детство.  К двенадцати годам ребенок становится полностью сформированным. Теперь начинается абсолютно новый период жизни. Чтобы освободить место для него, должен произойти распад предыдущего уровня. Поэтому, воторй период, особенно первые три года (12-15 лет), являются несколько парадоксальными. С одной стороны,  огромный потенциал новых сил,  с другой –  большая уязвимость и хрупкость, подобная проявлениям ребенка первых трех лет жизни. Подростки  12 – 15 лет  внезапно и по необъяснимым причинам уходят в себя и становятся эгоистичными. Они думают, что все люди замечают каждую маленькую деталь, касающуюся их личности, и только они сами виновны во всем, что с ними случается, не важно с положительным или отрицательным результатом. Как и ребенок в первые годы после рождения, подросток переживает интенсивный физический рост. Его умственные способности меняются. Состояние  здоровья становится более уязвимым, он нуждаются в специальном питании, большем количестве сна, а так же в сбалансированном режиме дня с большим количеством времени для рефлексии и самовыражения. И, возможно, наиболее важный момент  –  возросшая  потребность в близком человеке, непосредственном внимании со стороны взрослых. Примерно так же было  и в первые три года жизни. Разница состоит в том, что на этот раз взрослые – это не  только  родители. Подросток уже знает, что представляет собой его семья и во что она верит. Это знание было впитано им еще до подросткового периода жизни.

Психологические особенности подростков призваны помочь им определить, как живут и удовлетворяют свои человеческие потребности члены других сообществ. Для такого исследования им нужны наставники вне их непосредственных семей. В то же время подростки нуждаются в близких товарищеских отношениях с ровесниками, дабы  побороть одиночество и  принять их идеи. Проходя сквозь все эти изменения, ребенок как бы исчезает, и постепенно появляется взрослый. Таким образом, Монтессори определяла время от пятнадцати до восемнадцати лет жизни как третий период развития, и отмечала его схожесть с  первой половиной детства.

Четвертый период. Заключительный период, от восемнадцати до двадцати четырех лет, показывает стабильность и интеллектуальное расширение второй половины детства, интеллектуального периода жизни ребенка. Этот четвертый план  завершает  стадии  формирования взрослого. С его окончанием  взрослый полностью сформирован. Если все стадии были пройдены успешно, человек становится зрелой личностью, готовой мудро и ответственно жить в служении человечеству.
Периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже рассматривает когнитивное развитие как последовательность стадий: стадию сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет), стадию дооперационального интеллекта (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (от 7 до 11—12 лет) и стадию формально-логических операций (от 12 до 17 лет). Периодизация Э. Эриксона включает последовательность из 8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным. Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет).

Колобаев Алексей


6. Расскажите о роли взаимодействия  человека со средой по Монтессори.

Развитие ребенка происходит во взаимодействии с окружающей предметно-пространственной и социальной средой. Потенциалам ребенка должен быть дан толчок через окружающую среду.

С первых дней жизни ребенок впитывает  информацию, доставляемую органами чувств, вступает в контакты с предметами и людьми. Постепенно ребенок научается  действовать с окружающими его предметами, присваивает речь, модели поведения, традиции и обычаи той социально-культурной среды, в которой растет.

Из окружающей среды  ребенок  берет материал для строительства личности, поэтому  с помощью окружающей среды можно оказать большое влияние на ребенка. Однако не любая среда способствует развитию. Чтобы среда стала развивающей, ее надо соответствующим образом подготовить.

Подготовленная среда должна: давать возможность каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе; содержать предметы, вызывающие интерес детей и побуждающие к спонтанной созидательной деятельности. Кроме того, среда должна отвечать потребностям развития детей в каждый возрастной период.


7. Как в педагогике Монтессори понимается баланс между  научением и естественным развитием.

Человек появляется на свет с врожденными способностями развивать в себе необходимые умения и навыки. Одновременно человек рождается без культуры. Поэтому для того, чтобы выжить физически и эффективно жить в социокультурной системе, младенец должен много учиться и приобретать большое число условных рефлексов, привычек и образцов поведения. Такой процесс присвоения культуры называется научением. Научение- это процесс  и результат самопроизвольного приобретения индивидуального опыта. Одна из главных черт научения – его незаметность. Ребенок впитывает слова, действия и поведение значимых для него людей, других взрослых и сверстников. Поэтому необходимо, чтобы ребенок рос и развивался в благоприятной среде. Необходимо давать ему интеллектуальную пищу и предоставлять возможность самостоятельно работать в развивающейся предметно-пространственной среде с материалами, предполагающими самоконтроль ошибок в условиях свободы выбора деятельности. Условия созданные для свободной работы способствуют сосредоточенности ребенка, которая содействует гармонизации личности. Ребенок, который умеет сосредоточенно работать и заниматься самостоятельной деятельностью, по мнению Монтессори, социален: он дружелюбен, коммуникабелен, готов помочь другому  и дисциплинирован.

Таким образом, в педагогике   Монтессори научение ребенка происходит  в подготовленной среде  в условиях свободы выбора деятельности, благодаря чему  ребенок получает возможность накапливать свой опыт, насыщать свой разум и учиться жить в социуме.

Татьяна Обидина


8.  Назовите базовые психолого-педагогические понятия
педагогики Монтессори. Объясните их основной смысл.

Человеческие тенденции – особенность развития человеческого существа отличие от животного, дающая ему возможность для многовариантного развития. Она заключается в стремлении человека изучать и преобразовывать окружающий мир, в его способности к волевой регуляции своей деятельности, к осмыслению деятельности и осознанному стремлению к самостоятельности

Космическое воспитание – воспитание в соответствии с идеей космической задачи. Все, существующее на земле, выполняет свою космическую задачу. Задача педагога – помогать ребенку развиваться, расти, обучаться и действовать в соответствии с его космической задачей.

Гуманистическая педагогика – подход к обучению и воспитанию, в котором ученик рассматривается как активный и сознательный субъект учебно-воспитательного процесса, развивающийся в соответствии со своими возможностями по индивидуальной образовательной траектории.

Периодизация развития – М. Монтессори предложила свою возрастную периодизацию, которая основана на задачах, стоящих перед ребенком:
0 – 6 лет: построение чувственной  картины мира
6 – 12 лет: интерес к окружающему миру, как он устроен: природа, культура, место человека в этом мире.
12 – 18 лет: направленность на общество, человеческий мир, отношения между людьми.

Сенситивные периоды – периоды повышенного интереса ребенка к определенной деятельности. В это время очень легко происходит усвоение новой информации, формирование навыков и т.п. Ребенок сам ищет в окружающей среде тор, что может удовлетворить его потребности. Сензитивные периоды протекают с разной интенсивностью, возможен сдвиг в возрастных границах.

Впитывающий разум – особенность познавательного процесса у ребенка, позволяющая ему обучаться в процессе любой деятельности, причем это не требует от него сознательного напряжения. Мария Монтессори сравнивала сознание ребенка с губкой: губка в воде не может не впитывать воду, причем она не прилагает к этому усилий

Нормализация – процесс возвращения ребенка к своей индивидуальной норме, позволяющей ему реализовать свое врожденное стремление к самообразованию. С точки зрения М. Монтессори нормализованный ребенок обладает следующими характеристиками: любовь к труду, к порядку, к тишине, к самостоятельной работе; способность к глубокой спонтанной концентрации; умение делать выбор в соответствии со своими потребностями; стремление к независимости; самодисциплина.

Подготовленная среда – пространство, окружающее ребенка и способствующее его саморазвитию. Включает несколько составляющих:
· Помещение, разделенное на зоны
· Удобные для ребенка предметы (низкие полки, легкие стулья)
· Развивающие материалы, разделенные по зонам.
· Социальная среда (включает в себя и взрослых, и детей)

Трехступенчатый урок – короткий урок, направленный на усвоение ребенком новых слов. Состоит из трех этапов:
1. Сопоставление понятия и слова, называние предметов (это – синий, это – красный)
2. Закрепление связи понятия и слова, манипуляции с предметами, отработка в пассивном словаре (дай мне синий, дай мне красный).
3. Использование ребенком слова в активном словаре, называние предметов (это какой?)

Автодидактические материалы – материалы, позволяющие ребенку обучаться самостоятельно.

Наталья Ковальская

9. Что означает понятие «впитывающий разум»?

В своей итоговой работе «Разум ребенка» (1952) Мария Монтессори восхищается даром, которым природа наделила ребенка. Этот божественный подарок выдающийся итальянский педагог и психолог назвала «абсорбирующим разумом». Исследования способов познания ребенком мира и наблюдения за детьми, длившиеся на протяжении сорока лет в разных странах и культурах, привели Монтессори к убеждению, что все без исключения дети обладают способностью «абсорбировать» культуру и впитывать все её   элементы.
  
Как получается, что ребенок вбирает в себя всё, что его окружает: язык, привычки, обычаи, религиозные установки? Удивительно, что это свершение достигается  без особых на то усилий,  всё происходит неосознанно!

Феномен, открытый в ходе многократных опытов,  Монтессори объясняет особым типом психики и ментальности, присущих ребенку. «Умственные способности взрослых не позволяют им достичь того, чего достигает ребенок. Для овладения речью требуется совершенно иная форма умственных способностей. Она-то и имеется у ребенка: его тип разума отличается от нашего.
           
Можно сказать, что если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи нашего разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа. В его разуме совершается некий химический процесс. Взрослые выступают в роли реципиентов: впечатления вливаются в нас, и мы запоминаем их, но не сливаемся с ними, как вода не сливается со стеклом стакана. У ребенка же, напротив, впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Они как бы воплощаются в нём. При помощи того, что его окружает, ребенок создаёт собственную «умственную плоть». Мы назвали это «абсорбирующим разумом».[М.Монтессори 1997;34].
 
Данный тип разума характерен для ребенка до определенного возраста, а именно, с точки зрения Монтессори, до шести лет. Далее «одна психическая индивидуальность человека прекращает существование и на её месте возникает другая».

Открытие в ребенке абсорбирующего разума позволило Монтессори совершить революцию в системе воспитания и образования. Стало понятнее, почему первый период развития человека  так важен. Задачу своей педагогики Монтессори определила как «помощь в жизни ребенка, в психическом развитии человека, а не навязывание фактов, мыслей и слов, которые  малыш должен запомнить». Необходимо  создавать среду, в которой малыш, наделенный огромной созидательной энергией, будет развиваться сообразно заложенным природой законам. «Это новый путь, новое направление обучения: помогать разуму в разнообразных процессах его развития, поддерживать его силы и укреплять его бесчисленные возможности» [М.Монтессори 1997;40].

Оксана Иванова


10.  Назовите сенситивные периоды детства по Монтессори и охарактеризуйте их.

Сенситивные периоды - периоды наиболее интенсивной  восприимчивости детей к тем или иным  способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, как в соответствующий сенситивный период. Монтессори выделила несколько таких периодов (фаз), большая часть из которых уже была известна психологам. Но ее открытием стала фаза порядка.
 
Границы сенситивных периодов не  являются точными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев
1. От 0 до 6 лет - период  развития  речи.
На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году лавинообразно нарастает словарь ребенка, речь перестает быть ситуативной, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, согласование слов, усваиваются многие грамматические нормы.  2,5 – 3 года – наивысшая точка: ребенок говорит многословными  фразами, использует соединительные союзы и местоименияК этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. Позже ребенок интересуется письмом и чтением.

2. От 0 до 5,5 лет - период  сенсорного развития.
Ребенок обладает  почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет. Но предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности. Предоставив ребенку возможность с первых месяцев жизни развивать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. « Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» – говорит  Монтессори.

3. От 1 до 4 лет - период освоения движений и действий.
Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. Ограничение двигательной активности детей часто ведет к задержке психического развития. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. На втором году жизни ребенок осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. К 4 годам ребенок в состоянии освоить практически все виды движений, доступные взрослому человеку.

4. От 0 до 3-4 лет -  период восприятия порядка. 2-2,5 года –наивысшая точка.
Ребенок требует внешнего порядка в окружающей его среде, ставит на место предметы, почти ритуально,  выполняет различные действия

5. От 1,5 до 2,5 лет -  период восприятия маленьких предметов.
Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускул руки.

6. От 2 до 6 лет -  период развития социальных навыков.
Ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры.

Татьяна Обидина



Список новостей:

  • Кто оказался сотым участником конкурса учебного курса ФИРО

  • Будет ли осуществляться печатная версия материалов нашего сайта?

  • Из более чем 100 зарегистрировавшихся конкурс прошли 46!

  • Скоро установочная сессия!

  • Итоги установочной сессии 2008

  • Десять вопросов контрольной работы №1

  • Читайте сочинения предшественника М. Монтессори И.Г. Песталоцци!

  • Мы написали контрольную работу №1

  • Работаем по второму модулю. Контрольная №2

  • Разъяснения к контрольной работе №2

  • О третьем учебном модуле. Готовимся к сдаче устного зачета

  • Вот как мы написали контрольную работу №2

  • 2 июня начинается итоговая экзаменационная сессия

  • Экзамен выдержали на "отлично"!

  • Осенние письма

  • Через три года 100-летие Монтессори-педагогики в России

  • Будет ли в ФИРО продолжен учебный курс по изучению Монтессори-педагогики?

  • Открыта подписка на журналы "Монтессори-клуб" 2010 года!

  • Экспертный Совет высоко оценил современую версию коллекции материалов для чтения Юлии Фаусек

  • Приглашаем на базовый курс подготовки Монтессори-педагогов для возраста 3-6 в Санкт-Петербург

  • На тренинге по "космическому воспитанию" есть еще два свободных места

  • Приглашаем посмотреть свободную работу детей Монтессори-школы Валентины Михайловой

  • Русская грамматика по методу М. Монтессори

  • Новая книга Юлии Фаусек

  • Подписывайтесь, пожалуйста, на журнал "Монтессори-клуб"!

  • 3 января мастер-класс Елены Хилтунен в Москве

  • Уникальная стенограмма выступления Марии Монтессори

  • Год культуры "Россия - Италия". Наша программа в действии

  • До следующего учебного года!

  • Италия - Россия. Семинар по педагогике Монтессори впервые за 100 лет

  • Смотрите на нашем сайте новые видеоматериалы

  • Вышел в свет специальный номер журнала "Монтессори-клуб"

  • 4-6 ноября в Санкт-Петербурге состоится международный семинар

  • Четыре открытия международного семинара в Санкт-Петербурге

  • Читайте, пожалуйста, новый номер журнала "Монтессори-клуб"

  • Готовится к изданию книга М.Монтессори и Ю.Фаусек о математике

  • Ученица Монтессори-школы открыла новое химическое соединение

  • Подписывайтесь, пожалуйста, на нашу рассылку!

  • Специально для тех, кто преподает Монтессори-педагогику

  • Приглашаем в Санкт-Петербург на международный семинар о педагогике Эмми Пиклер

  • Полистайте, пожалуйста, новый фотоальбом на нашем сайте

  • Обязательно смотрите новый документальный фильм "Ищу учителя"

  • Скоро в Санкт-Петербурге состоится семинар-практикум по организации начальной школы Монтессори

  • Приглашаем в наш заочный ВНИК "Материалы для Монтессори-школы"

  • Предлагаем всем стать издателями книг по Монтессори-педагогике

  • Читайте, пожалуйста, осений номер журнала "Монтессори-клуб"!

  • Открыта новая подписка на журнал "Монтессори-клуб"

  • Встретимся 22 октября на учебном курсе в Санкт-Петербурге!

  • О мульти-мастерской в школе Монтессори

  • Вышел в свет зимний номер журнала "Монтессори-клуб"

  • Читайте, пожалуйста, книгу о трех путешествиях в Рим к Марии Монтессори

  • Вторая часть курса "Основы педагогики Марии Монтессори" в Герценовском универитете начнется 25 марта

  • Получите, пожалуйста, весенний номер журнала "Монтессори-клуб"

  • Наконец-то вышла в свет книга "Математика по методу Монтессори для детей 5 - 8 лет "!

  • На следующей неделе начнется сессия учебного курса в Герценовском педуниверситете

  • Фотофильм о свободной работе участников учебного курса "Основы педагогики Марии Монтессори"

  • Анонс летнего выпуска журнала "Монтессори-клуб"

  • Скоро, очень скоро наступит день юбилейной конференции!

  • Готова Программа юбилейной конференции в Санкт-Петербурге!

  • Новая программа "Детский сад по системе Монтессори" опубликована в журнале "Монтессори-клуб"

  • Лента времени развития Монтессори-педагогики в России последнего 20-летия

  • Смотрите небольшой фильм о юбилейной конференции в Питере

  • Рефлексивно-деятельностный подход к изучению Монтессори-педагогики

  • 24 февраля начнется вторая сессия учебного курса "Основы педагогики Марии Монтессори"

  • Как относилась Мария Монтессори к свободной сюжетно-ролевой игре детей?

  • Новый автодидактический материал по русскому языку для школьников

  • Станьте издателем двухтомника М. Монтессори!

  • Фильм о новых методах преподавания Монтессори-педагогики в России

  • 1 августа начала работу экспертная комиссия по принятию Примерных основных образовательных Программ дошкольного образования.

  • Двухтомник Марии Монтессори "Научная педагогика" вышел в свет!

  • Читайте, пожалуйста, журнал "Монтессори-клуб" выпуск 5, 2014 год

  • К 20-летию Международной Ассоциации "Развивающее обучение"

  • Становитесь, пожалуйста, издателями книги Анны Марии Маккерони "Мои встречи с Марией Монтессори"!

  • Совместный проект интернет сайта Тренинг Монтессори и открытого издательства "Народная книга"

  • В печать cдан первый в этом году номер журнала "Монтессори-клуб"

  • Изучаем основы педагогики Монтессори. Вторая сессия в Герценовском университете.

  • Выставка "Мир Монтессори" у наших коллег в Москве

  • Регистрируйтесь, пожалуйста, на первую сессию учебного курса!

  • Так проходила первая сессия учебного курса в РГПУ им. А.И. Герцена

  • Совместный номер электронной газеты "Вести образования" и журнала "Монтессори-клуб"

  • Подписывайтесь, пожалуйста, на журнал "Монтессори-клуб" в 2016 году!

  • Третья сессия учебного курса в РГПУ им Герцена

  • Становитесь издателем новой замечательной книги!

  • Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!

  • В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!

  • "Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru