Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Роже Кузине  
Он опирался на многолетний эксперимент, что подтверждало научность его педагогики

Рустам Курбатов, директор негосударственной общеобраовательной школы, г. Красногорск

Статья из портала "Другая школа"

Роже Кузине считал, что процесс обучения нельзя более рассматривать только как воздействие учителя на своих учеников, ибо такое воздействие иллюзорно; в действительности обучение — это разновидность деятельности, посредством которой ребенок работает над своим Собственным развитием в благоприятной среде и с помощью педагога, выступаю­щего лишь в роли консультанта. Из этого следует, что активные методы являются инструментами не преподавания, а учения и должны быть предоставлены в распо­ряжение самих учеников; учитель, применяющий их в своем классе, призван не пользоваться ими традиционно и тем самым отказаться от преподавания как такового.
 
По убеждению Кузине, замена процесса препода­вания собственно учением как деятельностью учащихся не терпела никакого компромисса. Для него введение в школе нового воспитания предполагало, прежде всего, радикальное изменение педагогического подхода учителя к своим ученикам. Этот радикализм был одновременно привлекателен и тру­ден для восприятия, но он опирался на многолетний эксперимент, что уже само по себе подтверждало научность педагогики, основанной на подлинном знании ребенка и законов его развития.

1920 год. С учителями-добровольцами Кузине опробует свой метод свободной групповой работы. Его исходная гипотеза проста: дети способны к организации, усилиям и постоянству, если речь идет о тех видах деятельности, которые им нравятся, например игры. Почему бы им не проявить эти же качества в отношении заданий, которые они в состоянии сами для себя выбрать и довести до конца? Учитель не обучает детей, а готовит для них различные тестовые материалы, предметы, растения, минералы и т.п. Очень скоро дети сами начинают приносить интересующие их предметы. Учитель предлагает детям по желанию объединиться в небольшие рабочие группы. Более подробно этот метод мы рассмотрим несколько ниже.

 Среди видов деятельности, которые могут выбрать дети, Кузине, по примеру Толстого, предлагает написание сочинений на свободную тему. В течение восьми лет, с 1920 по 1928 г., он выпускает альманах детских сочинений («L'oiseau blеu»), что стоило ему доброго имени в министерстве национального образования.

Призывая учителя сойти с кафедры и изменить подход, он разнообразил атмосферу в классе и выявлял ее влияние на поведение детей. Таким образом, педагоги­ческий метод, разработке которого он себя посвятил, неизменно соотносил­ся с психологией ребенка.

Ребенок упорно отстаивает свой путь, социального развития: он «подсказывает», «списывает», «разговаривает», и учитель тратит больше вре­мени на наведение порядка в классе, чем на объяснения. Каково бы ни было внешнее впечатление, дети живут своей жизнью: в группах существуют свои лидеры, свои «козлы отпущения» и идет постоянная борьба с учителем в самых различных формах (гвалт, озорные выходки, шалости и каверзы). Более того, занятия строятся на ложных ценностях: программы без связи с интересами ребенка, экзамены, контрольные работы и учитель, выступаю­щий в роли судьи... Метод же групповой работы позволяет нормализовать положение.
 
СУТЬ МЕТОДА

Речь идет о том, чтобы возвратить детям свободу, которой они пользовались до поступления в школу: поэтому, необходимо, чтобы уже в самом начале им была предоставлена возможность широкого выбора деятельности.

Кроме психологической подготовки (настроиться на то, что не надо боль­ше проводить «уроки»), учитель должен подобрать материал для каждого вида деятельности и уметь пользоваться им. Когда все готово, он предлагает детям разделиться на группы, «как это они обычно делают при игре, в соответствии со своими симпатиями и абсолютно добровольно».

Формирование групп может занять какое-то время. При этом дети приобретают ценный опыт распознавания тех, с кем они смогут работать. Не регламентируется ни число участников группы (на практике в среднем около шести человек), ни ее состав (всегда возможны изменения).

Каждая группа располагается в определенной части классной комнаты, которая становится до какой-то степени ее «домом», даже если граница, отделяющая его от другого «дома», воображаемая. Наряду со своей учебной работой группы начинают коллекционировать растения, насекомых и т.п., поэтому было бы хорошо, чтобы у детей были в классе специальные стенные шкафы.

Перед началом работы учитель предлагает детям выбрать для себя тот или иной вид деятельности из тех, что для них подготовлены, и рекомендует им метод работы. Этот метод, очень простой сам по себе, несколько видоизменяется в зависимости от того, идет ли речь о творческой или познавательной деятельности.

В категорию «творческая деятельность» Кузине включает занятия искусством, игры-драматизации и ручной труд. В этих областях детям предоставляется полная свобода. При этом нередко группы распадаются, поскольку написание стихотворения или создание картины требуют самовыражения! Отношение учителя к творческой деятельности детей должно отличаться пониманием и симпатией.

Категория «познавательной деятельности» включает в себя три вида интеллектуальных занятий: естественнонаучные, исторические и географические. Учитель знакомит детей с некоторыми элементарными «правилами игры»:

1. Наблюдение за предметами, изучение материалов и запись полученных результатов на доске группы. Единственное, практическое требование: каждая группа должна располагать отдельной доской — необходимым инструментом для коллективного изложения.
2. Результаты работы показывают учителю. Проверяя правописание, он придерживается следующего порядка: сначала говорит о том, что в тексте есть неправильно написанные слова; при необходимости вновь возвращается к тексту и подчеркивает неверно написанные слова; наконец, он исправляет их, не давая никаких объяснений, если только его об этом не просят.
3. Работа переписывается в тетрадь группы, в случае необходимости иллюстрируется и вновь показывается учителю.              
4. Проделанная письменная работа резюмируется на специальных карточках.

Рубрики карточек периодически повторяются, и дети учатся готовить их заранее. Подготовка таких карточек естественным образом подводит к идее их классификации, а затем и к созданию синоптических таблиц.

Кузине особенно много размышлял над преподаванием истории. По его мнению, история в том виде, в каком она обычно предстает перед детьми в процессе обучения, a именно: политическая история, история правительств и войн — не только вредна, но и недоступна им. И наоборот, детей явно интересует эволюция окружающих их вещей. Кузине составил целый каталог истории вещей, включив в него такие темы, как жилище, одежда, средства транспорта и коммуникации, образование, сельское хозяйство, промышленность, торговля и т.д. Естественно, всем темам придается одинаковое значение, и важный момент состоит в том, что начинать следует с наблюдения за вещами в их нынешнем состоянии. Поэтому, если группа интересуется историей человеческого жилища, то ей рекомендуют изучить сначала современные жилища в различных аспектах. Затем дети работают с документальными и иллюстративными материалами. В период подготовки к занятию их в большом количестве подбирает учитель: это открытки, различные вырезки из книг и т.д. Речь идет не о простом описании увиденного, а о подготовке сообщения на основании изучения многих материалов. Приобщение к истории, таким образом, приобретает конструктивный характер.
  При этом здесь применяется вышеописанный метод: проделанная работ резюмируется на карточках, последние классифицируются и, наконец, составляются синоптические таблицы, которые на конкретных примерах представляют, скажем, историю костюма на протяжении веков.

Занятия географией требуют в качестве наглядного материала крупномасштабных карт, указателей железных и шоссейных дорог, воздушных линий, а также планов городов и карт районов. При этом возможны следующие виды деятельности: описание воображаемых путешествий в ту или иную страну (что может заинтересовать одну из групп) с использованием карт, указателей, других данных; составление плана школы, карты района или зарисовка памятника.
  Следует отметить, что метод Кузине, никак не предусматривает обучения грамматике. И это не случайно, «Такое обучение, — пишет Кузине, — не представляет никакого интереса для ребенка данного возраста». Но если дети, против всякого ожидания, вдруг проявят к этому интерес, то действовать им предстоит точно так же, как на других занятиях: наблюдение и анализ слов, классификация и составление собственного пособия по грамматике. Из 40 экспериментальных классов это произошло лишь однажды.
Необходимо также отметить, что, за исключением свободных  текстов (не только с точки зрения формы и содержания, но и даже их существования, в отличие от многих «активных» классов, где «свободные» тексты предусмотрены программой), написание сочинений, как упражнений по литературе не предусмотрено. «Написание сочинений, изложений — занятие для подростков», — считал Кузине.

Познавательная деятельность не предусматривает такого предмета, как арифметика. Точнее, она не предусматривается специально, но вводится по мере появления потребностей, связанных с ручным трудом, домашней работой и уходом за жилищем. По этому поводу Кузине, в частности, отмечает: «Во многих случаях спонтанный интерес к этому типу работы проявлялся независи­мо от ее практического применения. Дети, обнаружив, что они неумело или слиш­ком медленно выполняют арифметические действия, необходимые для других работ, ставили перед собой задачу освоить умножение и деление и в течение несколь­ких месяцев усложняли вычисления, доводя их до 15-20 в день. Маленькие де­вочки, в частности, освоив простейшие арифметические действия, требующиеся при покупке тканей, их раскрое  и пошиве одежды, придумывали и решали все бо­лее трудные задачи такого рода».



Список материалов:

  • Он опирался на многолетний эксперимент, что подтверждало научность его педагогики



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru