Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Эмми Пиклер  
Идеи Марии Монтессори и Эмми Пиклер - Золотой фонд мировой педагогики

Грация Хонеггер Фрешко –
ученица М. Монтессори,
издатель журнала «Тетради Монтессори»,
Кастелланца, Италия
Перевод с итальянского Елены Амаро

 

Понимание ребенка Эмми Пиклер

Человечеству невероятно повезло, когда оно узнало об идеях венгерского врача-педиатра Эмми Пиклер (Emmi Pikler (1902 – 1984). Она получила образование в Вене, в знаменитой педиатрической клинике известных ученых того времени клинического врача   фон Пиркует (von Pirquet) и хирурга  Зальцера (Salzer). Процент выздоравливающих в этой клинике  детей был так высок, что туда съезжались профессора и студенты со всего мира, чтобы познать секреты мастерства ее врачей. Обучение основывалось на том, что больной любой болезнью ребёнок – есть  всего лишь ребёнок  –  личность, нуждающаяся в особом подходе к нему. И при принятии решения о способе лечения, вначале подробно наблюдалось поведение малыша.

Получив базовое образования педиатра в Будапеште и имея личный опыт материнства, Эмми Пиклер (Emmi Pikler) решила сама пронаблюдать развитие детей, каким оно могло бы быть при определённых условиях, предложенных взрослыми. Она начала своё исследование с детей из тех семей, у которых она сама являлась на тот момент врачом. Позднее количество наблюдаемых ею ребятишек увеличилось. И после второй Мировой войны в 1946 году правительство доверило ей управление детским домом на улице Локси (Loczy), принимавшего в своих стенах детей от рождения до пяти лет.  Э. Пиклер начала систематическое наблюдение за десятками и десятками детей.

Таким образом она разработала особую систему ухода и организации работы ухаживающего за детьми персонала. Это был способ при котором каждому ребёнку максимально обеспечивался постоянный и продолжительный контакт с одной и той же воспитательницей (’educatrice di riferimento).  При помощи своей коллеги  Джудит Фалк (Judith Falck) она разработала и систему подготовки воспитательниц, которая помогала   избежать любого урона детям, нанесенного из-за некачественного  образования ответственных за них взрослых.
 
В детском доме на Локси дети, лишенные матерей, перестали  подвергаться  не прекращающимся объятиям и поцелуям, но вместо этого уход за ребенком стал сопровождаться постоянным вниманием к каждому движению и жесту малыша,  а так же  простыми не балующими ребенка словами. Возникал постоянный диалог с ребёнком с первых моментов его  жизни.  Через аккуратную трактовку малейших сигналов ответной реакции ребёнка  (движения головы и взгляды) устанавливалась прочная и созидающая связь с ним. Оказалось, что только такая связь между воспитательницей и ребёнком становится наиболее устойчивой, усиленно питающей дух, внушающей малышу уверенность.

Во время бодрствования, когда ребёнок отдохнул, сыт и  чист, он оставался без  воспитателя, наедине с самим собой. Для себя самого он погружается в собственные движения и жесты – пробуя неоднократно то, что ему диктовал природный инстинкт: он переворачивался, опираясь на стопы, кувыркался, впервые в жизни захватывал предметы, экспериментировал со всевозможными способами их использования.

Таким образом, Эмми Пиклер увидела множество вариантов движений и позиций, которые выдумывают дети, чтобы достигнуть вертикального положения и ходить на двух ногах. Она обнаружила  живой интерес малышей к предметам, применение которых они никогда раньше не знали и теперь пробовали манипулировать с ними, повинуясь своему инстинктивному желанию.

После войны  в Венгрии наступил период восстановления от разрухи. Сопутствующая этому бедность не позволила Эмми Пиклер применить фотографию для запечатления всех позиций тела детей в период, когда они вставали на ножки. На помощь пришла Клара Пап (Klara Pap) - художница с выдающимися способностями, сумевшая запечатлеть даже небольшие нюансы  движений, производимых детьми. В последствие приложением к этой великой работе стали фотографии Мариан Рейсман (Marian Reismann).

В то время отношения социалистической Венгрии с остальными странами Европы были сведены на «нет». Границы закрыл «железный занавес» коммунизма. Мы - представители Римского Центра по Рождению Монтессори (Centro Nascita Montessori di Roma) смогли познакомится с работой Эмми Пиклер только  в 1974 году, благодаря книге двух женщин учёных из Франции –   социолога Женевьевы Аппель (Géneviève Appell) из CEMEA и психоаналитика Мириам Давид (Myriam David). Они обе долгое время жили в Будапеште. Позднее вышел документальный фильм на французском языке режиссера Бернарда Мартино (Bernard Martino), транслировавшийся в одной из телевизионных программ “Le bébè est une personne” (Ребёнок является личностью), где было кратко показаны нововведения, происходившие в сиротском доме на улице Локси в Будапеште.

После некоторого  ожидания в 1987 году я  сама смогла поехать в Будапешт. Там  я познакомилась с доктором Фалк (Falck). Эммы Пиклер к тому времени уже не было с нами.  Вторым человеком, с которым меня свёл счастливый случай, была дочь Эмми Пиклер – Анна Тардос (Anna Tardos). Психолог по образованию и директор уже не сиротского дома на улице Локси, а работающего и поныне Пиклер-Института.

Всё что я там увидела и о чем прочитала, стало подтверждением точности подходов к уходу за младенцами и их воспитанию, о которых говорила Эмми Пиклер. Я поняла огромное значение проведённого ею опыта и сделанных выводов. Эти подходы и выводы, несомненно,  соответствовали  тому, что утверждала и Мария Монтессори.

Эмми Пиклер  призывала уважать время младенчества и природные способности детей. Она не скрывала   правды о современных трудностях их роста и сопутствующих этому помехах, чинимых взрослыми, вмешивающимися в свободное развитие детей. Особенно в свободное развитие их движений. Например, можно часто увидеть детей, которым  слишком рано вложили в руку какие-то предметы и сразу после этого дали игрушки, упражнения с которыми имеют специальные дидактические цели. Но ведь свободный выбор предметов при помощи глаз, или ещё раньше при помощи рук по моим наблюдениям начинается  с самого  рождения.  И этот выбор ни в коем случае не может быть руководим взрослыми!

Эмми Пиклер проследила аналогичную линию в своих наблюдениях, и сверх того, говорила о полной свободе в период развития движений, предлагая, скажем. более удобную одежду для детей  и специально подготовленные  условия домашней обстановки.

Возможно, (но это всего лишь мое предположение), врач Эмми Пиклер в тридцатые годы  перед нацистским режимом встречалась с Марией Монтессори в Вене. Или, возможно, косвенно знала о её педагогике от своей венгерской ученицы Елизаветы Бюрдхард Белавари (Elizabet Burchard Belavary), которая создала в Будапеште школу для детей по методу  Монтессори и курсы для взрослых по подготовке к работе по этой системе Но достаточной информации у меня пока нет. Все же интересна  схожесть во взглядах Марии Монтессори и Эмми Пиклер особенно по поводу усиленного внимания к жизни маленьких детей.

Несколько слов о моем открытии

В определённый момент малыши один за другим начинают использовать предметы Корзинки сокровищ только определенным образом.  Они уже могут брать их сразу по два-три и  крутить кистью руки, качать или засовывать в рот. Они пытаются использовать их во взаимодействии с другими предметами: деревянный стержень кладут в стеклянную вазочку, ложечку для мёда в железный кувшинчик, руку могут продевать  в большое кольцо, и опускать в стакан из нержавейки.

Это означает начало периода, который мы называем  «внутрь и наружу». Этот период продолжается  целых два или три года,  тысячу раз приобретая самые разные окраски.  В этот период нашим ответом на подобную потребность ребёнка будут опять же предметы быта и различны предложения упражнений с ними. Я считаю, что исследования детьми этих предметов и их изучение  в тысячу раз лучше любой дидактической игры.

Вспоминаю период между 1950 – 51-м годом, когда я работала в маленькой школе Адели Коста Ньёкки (Adele Costa Gnocchi) . Там я спроектировала такую игрушку. Взяв круглую основу  я вставила в неё верхнюю часть от палки швабры– около 12 см длины. На нее можно было надевать большие коричневые кольца от штор, сделанные из дерева. Эта игрушка  осчастливила самую маленькую воспитанницу моего класса, которой в то время было 12 или 13 месяцев . Она проделывала движения «внутрь и наружу»  нескончаемое число раз. Потом в один прекрасный день она прекратила это занятие и отправилась на поиски других вариантов «внутрь и наружу», продолжая при этом ещё долгое время носить с собой мой стержень с четырьмя кольцами. Позже эта игрушка стала предметом переходящим из рук в руки. С этого момента, наблюдая детей, я отметила несметное количество вариантов упражнений в экспериментировании с предметами по принципу «внутрь и наружу», изобретённых двухлетками.  Любопытные, творческие, умненькие – они более заинтересованы исследовать и изобретать, чем имитировать или даже играть. По этой причине мне представляется, что нет никакого смысла давать детям до трех лет придуманные взрослыми материалы, как те, что производятся для детей до 3-х лет нашими фабриками.  Хотя эти материалы вполне  грациозны и имеют высокое качество изготовления. Или, тем более,  зачем предлагать им материалы Монтессори, (например, рамки и вкладыши, цилиндры и пр.), ведь  подобные действия ребенок может осуществлять с самыми обычными предметами окружающей его жизни. Зачем же лишать его чуда исследовательской деятельности по освоению большого и сложного и реального мира, в который он пришел?!



Список материалов:

  • Идеи Марии Монтессори и Эмми Пиклер - Золотой фонд мировой педагогики

  • Семь ключевых принципов педагогики Эмми Пиклер



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru