Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Элинор Гольдшмид  
Эвристическая игра с предметами

Элинор Гольдшмид 
Из брошюры «Игра «Эвристика»,
вышедшей в муниципалитете святого Джованни Валдарно в 1993 году.
Фото Лия Сарджи
Архив  Грации Фрешко, Италия
Редакция перевода на русский язык Елена Хилтунен

 

 

Наработки Корзинки сокровищ

Наблюдения за ребенком, еще не научившимся ходить, а лишь сидящим возле Корзинки сокровищ, напоминают нам о его богатых способностях к исследованию и восприятию мира, через действия, которые он совершает, исследуя предметы, находящиеся в  Корзинке, с помощью своих глаз, рук, ротика. Он осторожно выбирает то, что его интересуют, и останавливается на этом предмете. Мы наблюдаем концентрацию его внимания, спокойный и сосредоточенный вид. В процесс исследования вовлечено все: тактильные ощущения, зрение, слух, вкус вместе, разумеется, с телесным движением, в котором ребенок уже не так  ограничен, как раньше, ведь он уже не только лежит и поворачивает головку, а умеет ползать на четвереньках и сидеть.

Около Корзинки сокровищ несколько малышей. Важно, чтобы в ней было по два или три одинаковых предмета, чтобы «соседи по работе»  не могли помешать друг другу. Если поместить в нее пару банок различных размеров, нетрудно будет заметить, что малыши начинают пробовать опускать более мелкие предметы в банки. Спонтанно возникает движение «внутрь - наружу». Оно шаг за шагом приводит к новому исследованию свойств вещей, а на самом деле потихоньку ведет по пути к освоению реального их использования предметов. Кроме того, в ребенке происходит важнейший процесс развития  причинно-следственных связей и  первоначального абстрагирования: если предмет положить в банку, и он даже не виден, - он все равно есть, существует!  

Умение ходить меняет дело

Но вот ребенок научился ходить. У него появились новые возможности исследования окружающего  пространства. Теперь он может сам передвигаться в пространстве и искать предметы, которые его интересуют. Желание ребенка продолжать свои исследования жизненного пространства должно быть удовлетворено. Но важно,   чтобы вокруг ребенка не оказалось предметов, которые могут причинить ему вред, и чтобы интересы взрослых не вступили бы в конфликт с интересами ребенка.

Мы пригласили в наши ясли родителей детей и предложили им понаблюдать чудо, которое происходит с их детьми, когда они сидят вокруг Корзинки сокровищ. Детям было чуть больше полугода.  После занятия родители и дома собрали для своих малышей такие  Корзинки сокровищ, и домашние занятия детей радовали их не меньше, чем наши  работников яселек.

Когда дети начали ходить, ситуация с Корзинкой сильно изменилась. Дети стали разбрасывать предметы или уходили с ними в другие комнаты. Тогда мы придумали для них нечто иное, и вновь собрали родителей для наблюдения их малышей в новой обстановке.

Игра «Эвристика»

Эвристическая игра в яслях – попытка защитить ребенка от непрерывных запретов взрослых: «Это не трогай, от этого отойди!» Взрослые  навязывают ребенку  нахождение в определенной для него обстановке, вместо того, чтобы приспособить ее к пребыванию малыша.

«Эврика» – означает открытие чего-то, завоевание. И в данном случае название  «эвристическая игра» наиболее точно отражает состояние ребенка в конце второго года жизни.  Цель, которую преследуют взрослые – прежняя – наблюдать концентрацию внимания ребенка в деятельности с предложенными ему предметами.

В эвристической игре нет неудач. Может случиться, что ребенок сразу не смог вложить один предмет в другой. Но это  означает, что надо немного подумать -  подумать, как лучше решить ту или иную задачу. Взрослый может ненавязчиво предложить свою помощь, дождавшись пока еще негласной просьбы о ней ребенка.

Какие предметы участвуют в игре «Эвристика»?

Прежде всего, скажем, что не стоит использовать предметы из пластмассы и разнообразные игрушки, продающиеся в магазинах. Детям лучше предложить обычные катонные коробки, трубки и контейнеры, типа кастрюль, которые взрослые используют в обыденной жизни. Кроме того, в предметы для эвристической игры следует включить шишки, раковины, крышки, бигуди, ленты и цепочки. Из более крупных предметов – трубки и коробки из толстого картона.

Наблюдая эвристическую игру детей, мы видим, что малыши каждый на свой манер пытаются как-то использовать те или иные предметы, наполняют их чем-либо, опустошают, ставят один на один. Они подражают друг другу в своих действиях или, напротив, придумывают что-то свое.  Иногда они взаимодействуют друг с другом, вовлекая других в собственную игру. Они сравнивают вещи, примеривают их друг к другу, совершают с ними всевозможные последовательные действия, пока не достигнут какой-то своей цели.

Предметы эвристической игры дают возможность  испробовать бесконечное количество вариантов действий с предметами без каких-бы то ни было схем, заранее запланированных взрослыми. Если ребенок не получил удовлетворяющего от результата, он может добиваться цели еще и еще раз. То есть учиться через естественные повторения действий.

Наибольший интерес к эвристическим играм я датирую у детей примерно 20 месяцев, то есть около двух лет.
 
Роль взрослого

Взрослый прежде всего подготавливает помещение и материалы для эвристической игры. Все предметы укладываются в мешки. Если в игре буду участвовать, например, 6 детей, то мешков должно быть 4 и, кроме того, по крайней мере, 3-4 объемных сосуда, коробки и толстые трубки. Все это группируются в различных частях коврового покрытия.

Взрослый присутствует при занятиях детей эвристической игрой. Он спокойно сидит поодаль от детей, готовый внимательно наблюдать за детьми. Дети действуют самостоятельно, и поощрений взрослого не требуются.
Может показаться, что в такой «системе воспитания» присутствие взрослого вовсе бесполезно. Но очень скоро становится понятным, что не так-то просто создать условия для успешной и спокойной работы нескольких годовалых детей . А именно эти условия и являются определяющими.  Нельзя предложить детям ни слишком много предметов для деятельности, ни слишком мало; надо точно подобрать и сгруппировать все предметы и в мешках, и на ковре; надо уметь точно и спокойно наблюдать, как внутренний мир ребенка выходит на связь с внешним миром и вовремя реагировать на эти реакции.

Продолжительность эвристической игры

Игра может продолжаться до 45  минут. Треть времени надо отвести на то, чтобы дети выбрали предметы и начали преобразовывать их в нечто ими изобретенное. Еще некоторое время детям и взрослому необходимо, чтобы после игры убрать материал. Важно так же выбрать точное количество минут для самой игры. При этом дети не должны быть усталыми или голодными. В начале игры воспитательница в нескольких предложениях может показать детям, какие им предоставлены возможности. Но вскоре даже самые маленькие поймут, что им можно делать, и в дальнейшем подобных «объяснений» не потребуется.

После того, как дети сделали с предметами свои преобразования и все контейнеры и трубки оказались задействованы в работе, воспитательница предлагает малышам потихоньку завершать работу и вместе с ней укладывать материалы назад  в мешки, вешать их на место.  Она говорит: «Кто поможет мне укладывать мешки?!» Складывая предметы, воспитательница обязательно называет их соответствующим словом и, таким образом, предмет, с которым ребенок уже активно взаимодействовал, обретает имя.

Важно так же попросить малыша принести предмет, «который лежит сзади стула, около стены и т.д. Когда ребенок принес предмет, воспитательница обязательно говорит малышу «спасибо», и они вместе укладывают предмет в соответствующий мешок, который стоит на стульчике рядом. Стульчик поставлен воспитательницей заранее. 
 
Еще о роли взрослого

Понятно, что во время занятия дети повсюду разбрасывают предметы. Взрослый должен так сгруппировать их в мешках, чтобы дети могли доставать их оттуда не все сразу, а постепенно. Чтобы действовал приглашающий момент. Не стоит высыпались на ковер все предметы сразу, словно на поле брани, так как  самые маленькие дети, которые еще не умеют избегать препятствий, могут споткнуться, и наделать большой беспорядок.  

Для спокойной работы нужны:
Свободное помещение, где нет никаких других игрушек или предметов, кроме мешков для эвристической игры.
Ковровое покрытие или ковер, которое удерживало бы шум от работы с предметами и позволяло бы детям работать не только стоя, но и сидя.
Удобный стул или кресло для педагога.
Занавеска, которая отгораживает помещение от других комнат, чтобы избежать отвлекающих детей моментов.

Обычно взрослый спокойно входит в комнату для эвристической игры и садится в свое кресло, когда дети уже тут, и их не надо специально воодушевлять или ими руководить. Взрослый  просто помогает им снять с вешалки мешки, достать из них предметы и начать эвристическую игру. Если кто-то из детей расшалился и хочет запустить предметом в своего соседа, взрослый предлагает ему вместо этого  кинуть  предмет в специальную коробку, которая стоит возле его стула или кресла. Коробка большая и ребенок, вернее всего, попадет в нее. Это действие можно назвать своеобразным самоконтролем.

Уточним содержание мешков 

Естественный материал: еловые шишки, бамбук, каштаны, крепкие раковины, бразильские орехи и прочее.

Материалы, которые можно найти в хозяйстве: бабины из-под ниток; цилиндры из толстого картона (туалетной бумаги, салфеток, от факса); жестяные банки с дном и без дна; куски лент, шелка, бархата, полотна; полированный деревянный брак; металлические крышки от банок.

Материал, который надо купить: большие кольца для занавесок, бигуди различных диаметров, цепочки до 30 см, плотные пробки различного диаметра,  деревянные ручки и другие подходящие материалы, которые придут в голову воспитателю по ходу эвристических игр с детьми.

Чтобы избежать конфликтов, надо в каждом мешке иметь примерно  по 50 предметов из природного материала одного типа, и двадцать других предметов – каждый тип тоже  в своем мешке. Мешки лучше повесить на вешалку, а банки поставить на шкаф или полку. На каждом мешке можно прикрепить образец предметов, которые в нем лежат, чтобы дети могли различать мешки. Для каждого ребенка можно подготовить по три банки трех-четырех типов.

Интересно, что, если ребенку предложить содержание четырех мешков с  50 предметами в  каждом, то теоретически во время эвристической игры он сможет сделать 13.871.420 комбинаций!



Список материалов:

  • «Эвристические игры» и «Корзинка сокровищ» Элинор Гольдшмид

  • Эвристическая игра с предметами



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru