Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Элинор Гольдшмид  
«Эвристические игры» и «Корзинка сокровищ» Элинор Гольдшмид

По материалам группы «Друзья Элинор» (Gruppo Amici di Elinor)
и выступлению на итальянском семинаре Маргариты Вертоламо  – «Кедровый дом» CNM, Италия

 

 

 

 

«Эвристические игры» и «Корзинка сокровищ» Элинор Гольдшмид

Малыши часто повторяют действия по несколько раз, неосознанно проверяя результат, который укрепляет когнитивное развитие, а также формирует мышечный контроль  и координацию руки и глаза.

Наблюдение за подобными играми детей до 3-х лет предложила  в работе с ними замечательная английская воспитательница Элинор Goldschmied.  В своей книге «Люди до трех лет», написанной вместе с Соней  Джексон, она ввела термин «эвристические игры», для более точного структурного объяснения своей методики. 

В отдельном отгороженном пространстве на большом ковре стоит несколько открытых полотняных мешков, наполненных самыми разнообразными предметами из естественных, природных материалов: дерева, картона, железа, ткани, меха. Это могут быть легкие металлические банки, картонные широкие и узкие трубки, гладкие и шероховатые камешки, ракушки, предметы деревянной домашней утвари. Пластмассовых предметов нет.  В комнату приводят нескольких малышей и предлагают им в течение определенного времени свободно  манипулировать с предметами, которые дети чаще всего сами достают из мешков. При чем взрослые не вмешиваются в их игру, а только наблюдают ее со стороны, усевшись в удобное кресло.

Согласно толковому словарю, "эвристический" означает помогающий  выяснить, или обнаружить нечто  методом проб и ошибок. Но это не какая-нибудь новая, открытая учеными методика взаимодействия с младенцами.  Эвристические игры характерны для малышей всех времен и народов и их можно наблюдать где-нибудь в эфиопских племенах, в глухой индийской деревне и в то же время – в квартире Нью-Йоргского небоскреба или в доме российского безнесмена. Когда мама в старину принималась штопать белье, у ее ног тут же появлялся малыш, который увлеченно играл катушками, обрывками ткани, ленточками из ее коробки для шитья. И в наше время родителям приходится запирать нижние полки стеллажей  и посудных шкафчиков, иначе все, что там находится, превратится в детские игрушки. 

«Эвристика» Элинор Гольдшмит представляет собой  ту же концепцию, но происходит в  группе детей, и с большим количеством предметов. В полотняные мешки можно собрать
природные материалы: еловые шишки, каштаны, ракушки, камешки и, а так же ленты, короткие и длинные цепочки. Традиционно туда кладут деревянные колечки от занавесок. банки с крышками, крепкие картонные трубки, колечки от скотча, и пустые бабины от хлопка.

Разумеется, наставницы поддерживают в чистоте все содержимое полотняных мешков для свободной игры «Эвристика» и подбирают для них все новые предметы. Важно, обеспечить большое количество  каждого из предметов (не менее трех), чтобы дети не чувствовали себя вынужденными защищать "свои" вещи друг от друга. Goldschmied и Джексон в своей книге отмечают, что делиться с друзьями в этом нежном возрасте они пока не умеют.

Интересно наблюдать и социальные проявления малышей. Хотя каждый ребенок погружен в свои собственные исследования, дети хорошо понимаем друг друга. Если сделать, например, четыре кучи предметов в четырех углах комнаты, то можно заметить, что все дети сначала стремятся играть лишь около одной из этих куч. И играют там вполне слаженно и доброжелательно.

Во время игры «Эвристика» воспитатели тихо сидят в поле зрения детей.  Они лишь наблюдают их поведение.  Как много можно узнать о каждом ребенке, когда ты свободен от специальных действий! Но нельзя поддаваться искушению и вмешиваться в детскую игру, хотя это не так-то просто.

 В конце игры дети помогают собрать предметы. Даже двухлетний малыш может положить предмет в правильный мешок. Младшим детям кажется, что они уже выполнили уборку, хотя положили предмет пока только в банку. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разновидностью игры «Эвристика» служит «Корзинка сокровищ», которую взрослые собирают для совсем маленьких детей, только что научившихся сидеть. На своих учебных семинарах Элинор Гольдшмид демонстрировала такие корзинки с чудесными маленькими вещицами, собранными специально для младенцев. А на наш международный семинар такую «Корзинку сокровищ» принесли члены группы «Друзья Элинор» из Рима.

В итальянских ясельках, даже самых обыкновенных и дешевых обязательно есть отгороженный уголок, где в середине ковра стоит такая корзинка, и выделено специальное время, чтобы малыши возились вокруг нее, а воспитательницы наблюдали за их игрой. 

Что нам известно о Элинор Гольдшмид?

Элинор Гольдшмид (Elinor Goldschmied) родилась в 1910 году в Великобритании в семье с семью детьми. Она была четвертой. В юности увлекалась театром, и, еще учась в школе, хотела стать учителем. После школы поступила в институт Фребеля, и окончив его стала работать учителем начальной школы в Дарлингтоне. Театр, как и прежде, увлекал ее, и она стала участником театральной группы «Чехов».

Перед началом Второй мировой войны Элинор Голдшмиед совершила две поездки в Россию. Видимо, она хотела сама разобраться в характере наступающего военного времени. В этот период она встречает своего будущего мужа Гвидо Гольдшмида. В военные годы Элинор живет в Лондоне и учится в Кембридже. Теперь ее особенно интересуют маленькие дети. Она углубляет свои знания о них в школе Анны Фрейд и Дороти Берлингем, исследует сирот и жертв военных бомбардировок. Ее первой работой в области психического здоровья детей была организация детского приемника для 25 детей в возрасте от 2-х до 4-х лет в Лондоне.  

После войны у Элинор родился маленький Марко и семья вскоре переехала в Италию, в Милан. Оправившись от последствий бомбардировок и военной оккупации, Элинор стала работать в качестве психолога и социального работника с женщинами-вдовами, жертвами войны, организовывала «Деревню матери и ребенка».  Как реагировать на потребности детей оказавшихся оторванными от родителей и безнадзорными? Вот проблема, которая волновала Элинор в эти годы.

В Триесте она стала руководителем местного детского дома, стремилась найти самые простые изменения в обстановке и окружающей детей среде, чтобы обеспечить им надежный уход и благополучие.

В 1955 году, Гвидо заболевает и умирает, и  летом того же года. Элинор возвращается  со своим сыном в Милан, и продолжает исследования детей до начала подросткового возраста. В то же время она не снимает с себя ответственность за помощь матерям оставшимся вдовами и организует первые в Италии детские ясли (Nido).  В дополнение к обеспечению детской  гигиены и питания Элинор обращает внимание на игры детей и возможность их выбора.   Иными словами, ребенок не только тело!

Экономические условия «Деревни матери и ребенка" далеко не процветают, но это не является препятствием для нахождения интересных и значительных находок для детей первых лет жизни: это простые вещи повседневного использования,  вода и песок, дворовая горка из уплотненного грунта и другие находки.

В 60-х годах Элинор стала помощником менеджера социального обеспечения и образования и написала несколько книг, замечательных по своей конкретности и простоте. В последующие десятилетия она  работала в Италии, Англии, Испании по  подготовке педагогов детских ясель.

Из уникальных конкретных разработок Элинор Голдшмид можно назвать «Корзинку сокровищ», в которой собраны маленькие чудесные предметы домашнего обихода и игру «Эвристика», которая приобрела известность уже в 70-е годы ХХ века. Эти игры предназначены для малышей от 12 до 20 месяцев и позволяют им вести свои эвристические исследования окружающего мира. Они подчеркивают важность объединения детей в маленькие группы, необходимость в детской  игре заботливого материнского внимания, раскрытие творческих способностей детей и концентрации внимания на собственных действиях.

Элинор Goldshmied умерла в Лондоне 27 февраля 2009 и была похоронена в Хай-Гейт – историческом кладбище Лондона.
 

По материалам «Тетрадей Молнтессори» Грации Фрешко №105, 2010 год

 



Список материалов:

  • «Эвристические игры» и «Корзинка сокровищ» Элинор Гольдшмид

  • Эвристическая игра с предметами



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru